Твёрдые и мягкие согласные( конспект ООД в ДОУ )
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tvyordye_i_myagkie_soglasnye.zip16.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25  

 

Конспект занятия по обучению грамоте
в  подготовительной группе ДОУ

«Твёрдые и мягкие согласные звуки»

подготовила  учитель -логопед

Бондаренко Лилия Владимировна

Старотитаровская

Темрюкский  Район

КраснодарскиЙ  край

             Россия

            2013

ТвЁрдые и мягкие согласные звуки

Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках.

Задачи: развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям; дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука.

Оборудование: робот Дэн и кошечка Дина, синие и зеленые квадраты  на каждого ребёнка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Все ребята ровно встали,

Глазки на меня подняли,

Сели дружно, не зевайте!

На вопросы отвечайте!

II. Повторение пройденного материала :

-  Какие бывают звуки? ( гласные, согласные)

 – Какие звуки называются  гласными? (Поются, нет преграды.)

      – Какие звуки называются согласными? ( Не поются, есть преграда)

III. Объяснение нового материала.

1. Введение понятий «твердые», «мягкие» звуки.

Логопед показывает робота и говорит за него грубым голосом: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Ме-ня зо-вут Дэн».

Логопед. Кто к нам пришел? (робот Дэн)

– Какой он? (Железный, твердый…)

– Каким голосом он говорит? (Грубым, громким, твердым.)

Появляется кошечка: «Добренького вам утречка, ребятушки! Меня зовут Дина».

Логопед. Кто это? (кошечка Дина)

– Какая она? (Пушистая, мягкая…)

– Каким голосочком она говорит? (Нежным, ласковым, мягким.)

– Дэн и Дина любят произносить разные звуки:

                                   Дэн:     [к]    Дина: [к’]

        [г]               [г’]

        [х]                 [х’]

        [т]               [т’]

        [д]                [д’]

        [с]               [с’]

        [з]               [з’]

        [р]               [р’]

Логопед. Эти звуки одинаковые или разные? (Разные.)

Те звуки, которые любит произносить Дэн, называются твёрдыми, как он сам. А те, которые любит произносить Дина, называются мягкими, как сама кошечка.

Твердые согласные звуки в схемах мы будем обозначать синим квадратиком , а мягкие согласные – зеленым квадратиком.

Давайте почувствуем, что происходит с язычком, когда мы произносим твердые или мягкие согласные звуки.

Робот Дэн  произносит звук [к], дети повторяют вслед за ним.

Логопед. Обратите внимание на то, что язычок делает горку легко, без напряжения.

Кошечка Дина  произносит звук [к’], дети повторяют за ней.

Логопед. Мы сразу ощущаем напряжение язычка, как будто кошечка потягивается, выгибает спинку дугой.

Аналогично обращается внимание детей на расслабление – напряжение спинки языка на примере других звуков: [х] – [х’], [с] – [с’],  [з] – [з’],  [р] – [р’]…

ВНИМАНИЕ! Рассматриваемые звуки должны быть сохранны в речи детей!

Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу. При произнесении твердых согласных звуков такого не происходит.

2. Введение проблемной ситуации и решение.

Логопед. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (Предположительные ответы детей.)

– Обратите внимание на имена наших гостей: Дэн и Дина. Какой первый звук в имени робота?  ( Д)  Какой буквой вы его обозначите? (Д)

– Какой первый звук в имени кошечки? (ДЬ )Какой буквой вы его обозначите? (Д)

– Какой же можно сделать вывод?

Дети. Одна буква может обозначать два разных звука.

Логопед. Молодцы! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть, что в словах она делает это по очереди: то обозначит твердый звук, то мягкий, а не оба сразу.

  Есть привередливые звуки, без мягкой или твёрдой пары. Это звуки [й’], [ч’], [щ’], они живут  без твердой пары.

– Это мои любимые звуки! – мурлычет кошечка Дина , – Ведь они всегда мягкие!

Логопед. Звуки [ж], [ш], [ц] живут без мягкой пары.

– А э-то мо-и лю-би-мы-е зву-ки! – обрадовался  робот Дэн, – По-то-му что о-ни все-гда твер-ды-е!

IV. Закрепление нового материала.

1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.

Логопед. Дэн и Дина  хотят убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите синий квадрат, если услышите мягкий звук – зеленый квадрат.

Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.

2. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах.

Логопед. Я буду произносить слова, а вы поднимайте синий квадрат , если первый звук в слове твердый, и зеленый квадрат , если первый звук в слове мягкий.

Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, люк, ряд, лак, сон, жар, сон, пень, лес, лото, мак.

V. Итог занятия.

– Какие бывают согласные звуки?  (твёрдые и мягкие)

– Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков? (При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу).

– Может ли одна согласная буква обозначать два звука? (да)

– Каким цветом в схемах мы обозначаем твердый согласный звук? (синим)

     – Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным)

Список используемой  литературы:

1.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН,  2007.

2.Хамидулина  Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе . Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

3. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

        Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.

        4.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить  

        звуки», Москва «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ» , 2000.

        5.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.

        6.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

          старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация твёрдых и мягких согласных (практический материал) (Учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится  прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдель...

"Твёрдые и мягкие согласные"

конспект занятия по обучению грамоте  старших дошкольников...

"Твёрдые и мягкие согласные"

конспект занятия по обучению грамоте  старших дошкольников...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...

Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки"

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»Программное содержание. Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ...