по обучению грамоте "Путешествие по сказкам".
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Конокова Татьяна Викторовна

 

            Конспект образовательной деятельности  по подготовке к  обучению грамоте  «Путешествие по сказкам». (Подготовительная к школе группа).                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект образовательной деятельности  по подготовке к  обучению грамоте  «Путешествие по сказкам». (Подготовительная к школе группа).

                                     

 Образовательные  задачи:

- активизировать знания детей о звуковой структуре слова;

- закрепить навык четкого произношения и различения звуков [В], [Вь] в слогах, словах, фразах;

- уточнять образ буквы В;

- закрепить навык составления слов из слогов;

- закрепить звуковой анализ и синтез слов, предложений;

- закрепить умение придумывать предложение с заданным словом;  

- закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

Развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, творческое       воображение, подражательность, связную речь;

- развивать  моторику рук, координацию;

- развивать общие речевые навыки.

Воспитательные задачи:

- воспитывать отзывчивость, дружелюбие, чувство сотрудничества;        

- формировать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование:

- «волшебная книга сказок»;

- клубочек;

- раздаточные наборы букв и цветных квадратов;

- схемы предложений со знаками препинания;

- игровизор Воскобовича;

- слоговые кубики Воскобовича;

- карточки с зашифрованными словами;

- простой карандаш;

- цветные карандаши;

- аудиозаписи: шума ветра, песенка Буратино, мелодия Золушки, звуки весенней природы;

-  опорные картинки для составления рассказа.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребятки. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Мы всем вам очень рады. « Здравствуйте!»

(вкатывается клубок)

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите,  клубочек. Я думаю, он не случайно к нам прикатился. Он явно кого-то за собой ведёт. Кто же это может быть?

(дети называют сказочных персонажей, звучит музыка из сказки, входит Василиса)

Василиса: Куда же я попала? Почему клубочек привёл меня сюда?

Дети: Наш садик называется «Сказка». Поэтому вы здесь и очутились. А ещё мы все очень любим сказки и с удовольствием их слушаем, так как сказки учат нас добру, помогают стать мудрее.

Василиса: Ах, вы любите сказки? А знаете ли вы, из чего они складываются?

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с помощью чего мы передаём свои мысли, высказывания?

Дети: С помощью предложений.

Воспитатель: А предложения состоят из….(слов), а слова…(из букв). А чем отличается буква от звука? (буквы мы пишем и видим, а звуки слышим и произносим)

Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

А как их различить?

Почему же звуки называют гласными? (Гласные звуки можно петь. Они не встречают никаких преград при произношении)

А какие  звуки называют согласными? (при произношении согласных встречаются преграды).

Василиса: Я вижу, что мой клубочек не ошибся и привёл меня по правильному адресу. И думаю, что вас очень заинтересует моя волшебная книга.

Воспитатель: Да, Василиса, ведь наши ребята будущие первоклассники. Они очень любознательные и каждый день открывают для себя что-то новое и интересное.

Василиса: Будущие первоклассники? Ну, тогда я не ошиблась адресом. Ведь в моей книге спрятались советы для будущих первоклассников от героев сказок. Но получить вы их сможете, если выполните все задания из волшебной книги. Вы готовы? (Да) Ну тогда открываем первую страницу.

На первой странице нарисована, конечно же, я. Ребята, а с какого звука  начинается моё имя?

Дети: Со звука «В».  

Василиса: Правильно со звука  «В».

Воспитатель: Ребятки, вы догадались, с каким новым звуком мы сегодня будем знакомиться? (со звуком «В»).  Я знаю, что вы уже научились  различать твёрдые и мягкие согласные. А какой звук в имени Василиса? (твёрдый звук «В»). У твёрдого звука «В» есть ещё мягкий братец, который произносится……может кто-нибудь догадается? («Вь»). Звуки «В» и «Вь» на письме обозначаются буквой «Вэ».

(показ буквы, стихотворение)

Вот буква В

Видна вдали –

Красивая, витая

Как будто крендель испекли,

Приезжих ожидая.

Василиса:  А чтобы вы лучше запомнили, как  пишется буква «Вэ», давайте напишем её воздухом.  

(дыхательная гимнастика, музыка вьюги)

Воспитатель: Вы слышите эти звуки?

Василиса: Я думаю,  нам нужно открывать следующую страницу.  

Воспитатель: Интересно, в какую же сказку мы попали? (Снежная королева)

Василиса: Ребятки, мальчик Кай из сказки Андерсена «Снежная королева» просит нас ему помочь. Если он не разгадает ребус, то никогда не сможет освободиться от чар злой королевы.

Игра «Ребус».

(показ ребуса).

ВЕТЕР

Воспитатель: А ребята смогут проанализировать это слово.

(проводится звуковой анализ слова)

Василиса: Молодцы! Помогли Каю.

(звучит музыка Буратино)

Слышите, по-моему, это музыка из сказки….  

Дети: Буратино.

Василиса: Вы совершенно правы.   Этот сказочный герой   задорный и озорной, да это и не случайно. Под такую весёлую музыку просто невозможно устоять на месте. Выходите в круг.

(динамическая пауза под музыку Буратино)

Василиса: Размялись, повеселились?  А помните, Буратино тоже много веселился, а в школу так и не попал. Вот чтобы у нас с вами так не получилось, давайте переходить к следующему заданию.  Придумайте слова, которые начинаются на  букву «В». А помогут нам слоговые окошечки. В первом окошечке у всех буква «Вэ», а гласную выберите самостоятельно. Это начало слова.

Игра «Дополни  слово».

(детям раздаются слоги ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ, ВЕ)

А теперь ко мне подойдут те, кто считает, что у них первый звук твёрдый, а к Василисе те, у кого первый звук мягкий. Назовите, какие слова вы придумали?

ВА – ваза, валенки, вата, корова. ВО – вода, воз, ворона, вор. ВУ – вулкан, вуаль, вундеркинд. ВИ – вид, вишня, вилка, винт. ВЫ – вывод, выход, выдра, выхухоль.

ВЕ – вешалка, вещь, век, веник, ветер. ВЯ – вяжет.

Василиса: Ну, ребята, вы просто молодцы!

(звучит музыка Золушки)

 Кто же наш следующий герой? А может героиня?

Дети: Золушка.

Воспитатель: Золушка хочет попасть на бал. Но мачеха дала ей столько заданий…. Ребята ведь мы ей поможем? Занимайте свои места.

Игра «Расшифруй слово».

Мачеха приказала Золушке приготовить праздничное чаепитие. А что она поставит на стол вы узнаете, расшифровав слова.

- по модели  (кекс, торт, зефир, чай);

- по символам  (варенье, ватрушка, повидло, вилка);

- по картинкам  (блюдце, чашка, ложка, ваза).

В каждой группе есть лишнее слово. Как вы думаете какое? А ещё нужно составить предложение с каждым из этих слов: первое предложение, чтобы в конце стояла точка, второе – в конце восклицательный знак, а третье – вопросительное.

Василиса: Ребята, какие же вы замечательные помощники! Нам уже пора переворачивать  следующую страницу волшебной книги.

Дети: Это иллюстрация из сказки «Двенадцать месяцев».

Воспитатель: В этой сказке  

Василиса: Какие вы сообразительные и с этим заданием справились. Помогли падчерице выполнить задание злой мачехи. Но вы, конечно же, знаете, что только в сказке апрель может прийти раньше времени, и опередить какой месяц….(март). Но всё равно весна вступает в свои права. Слышите её звуки?

(звуки весенней природы, релаксация)

Воспитатель: Ребятки, мне даже на мгновение показалось, что в нашей группе наступила весна. А какая она? Какой вы её себе представляете? Давайте расскажем о ней. А помогут нам в этом опорные картинки. Выбирайте ту, которая вам понравится и присаживайтесь. Начинаем с первой картинки.

  1. Изображение весны – Наступила весна.
  2. Солнце – Ярко светит солнце.
  3. Облака – По небу плывут облака.
  4. Снежинки с каплями – Тает рыхлый снег.
  5. Ручеёк с колокольчиком – Побежали звонкие ручейки.
  6. Проталины – Появились тёмные проталины.
  7. Ветка с почками – На деревьях набухают почки.
  8. Подснежник – Распустились первые весенние цветы.
  9. Птицы – Вернулись с юга перелётные птицы.
  10. Гнездо – Птицы строят уютные гнёзда.
  11. Птица, ветка с почками, подснежник – Природа весной оживает.

(один из детей повторяет весь рассказ)

Василиса: Какую красивую картину весны вы нарисовали. Но нам пора переворачивать следующую страницу. Ах, но это уже последняя. А вот и мудрые советы от сказочных героев, о которых я вам говорила.

Советы:

  1. На уроке обязательно слушайте всё…. внимательно!
  2. Обязан каждый ученик держать в порядке свой…. дневник!
  3. Если задали урок, приготовь уроки…. в срок!
  4. Не устраивайте драки словно кошки и …. собаки!
  5. Школьник должен быть опрятным, вежливым и …. аккуратным!
  6. Вставайте дружно всякий раз когда учитель входит…. в класс!
  7. Ответить хочешь – не шуми, а тихо….  руку подними!
  8. Если прозвенел звонок, торопитесь на…. урок!

Воспитатель: Большое спасибо тебе, Василиса, за такие советы. Я уверена, ребята их очень хорошо запомнят, и они им обязательно пригодятся в школе.

Василиса: Ребятки, вы  молодцы. Очень не хочется от вас уходить. Но мне уже пора возвращаться обратно в сказку. Удачи вам в школе. До новых встреч на страницах сказок. До свидания.

Воспитатель: Нам тоже очень жаль, что приходится прощаться. До свидания, Василиса.

 Ребята, напомните мне, чем мы с вами сегодня занимались? Кому помогали?

(Каю, Золушке,  Буратино)  С какой буквой познакомились?  (буква «Вэ» и звуки «В» и «Вь») Вам было интересно? Ну что же, я очень рада. Наше с вами путешествие по волшебной книге сказок окончено,  давайте попрощаемся с нашими гостями.


Литературные источники:

  1. Арушанова  А.Г., Рычагова Е.С. Игры – занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Журова Л.Е., Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. – М.: Школьная Пресса, 2001.
  3. Новоторцева Н.В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  4. Степанова О.А. Подготовка детей к школе: Развивающие игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей пересказу сказки «Рукавичка» с использованием мнемотаблиц во второй младшей группе.

Данное занятие позволяет сформировать у детей умение пересказывать знакомую сказку с опорой на мнемотаблицу, совместно с воспитателем. Побуждать детей выразительно передавать диалоги персонажей с...

Конспект занятия по развитию связной речи (обучение пересказу по сказке Сутеева В.Г. "Под грибом"

Обучение пересказу в старшей группе для детей с ТНР в игровой форме....

Обучение дошкольников пересказу. Сказки – пересказки

Огромное значение в жизни ребенка  имеет умение пересказывать художественный текст. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является д...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения). Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Прыгала белка с ветки на ветку…».

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения).Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толсто...

конспект по обучению грамоте : пересказ сказки "Петух да собака"

конспект по обучению грамоте в старшей группе...

«Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»

Тема «Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»Задачи:ОбразовательныеФормировать навыки связного, последов...