Игры на развитие фонематического восприятия
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Чекашова Лариса Николаевна

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно, для них также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов); несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Всё это может привести к нарушению коммуникативной и учебной деятельности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического восприятия

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно, для них также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов); несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Всё это может привести к нарушению коммуникативной и учебной деятельности ребёнка.

«Составь слово из отдельно названных звуков»

Цель: Учить ребенка составлять слова из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход: Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: «М», «А», «К». Какое слово ты услышал?

Ребенок: Слово мак.

2-й вариант.

Взрослый называет звуки слова дом в нарушенной последовательности: «Д», «М», «О». Ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в названии слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то ещё рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составлять слово из отдельно названных вами звуков.

«Цепочка слов»

Цель: Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход:

1-й вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука «К», и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-й вариант. Правила те же, но без картинок.

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.

Ребенок. Коза и т.д.

Например: рак – коза – ананас – сова - автобус - самолет…

Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произношением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.)

Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком – получит звездочку».

Дети стоят вокруг педагога; педагог с мячом – в центре круга.

Взрослый. Я буду называть звук, и бросать мяч, а вы, возвращая мяч, должен назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.

Взрослый               Ребенок

Звук «А»               Апельсин

Звук «У»                Улитка

Звук «И»                Иголка

Игра «Волшебный мешочек».

Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.

Оборудование: "волшебный" мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.

Ход игры. Педагог предлагает детям по очереди достать игрушки из "волшебного" мешочка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в ее названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.

Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в "волшебном" мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.

Игра «Цветное лото»

Цели: закрепление навыка различения твердых и мягких согласных звуков.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, по 8 синих и зеленых прямоугольников размером с картинку.

Ход игры. Педагог раздает детям по 4 картинки: первому ребенку — велосипед, лама, фиалка, цапля; второму — белка, мишка, жёлудь, цыплёнок; третьему — дятел, петух, морковь, заяц; четвертому — кит, тигр, хомяк, фламинго. Дети выкладывают картинки перед собой и называют их. Затем педагог раздает детям по два синих и по два зеленых прямоугольника и объясняет, что синими прямоугольниками нужно закрыть картинки, названия которых начинаются с твердых согласных

звуков, а зелеными — те картинки, названия которых начинаются с мягких согласных звуков.

Когда дети выполнят задание и его выполнение будет проверено, можно составить с детьми и прочитать некоторые слова из этой игры.

«Мы едем, едем, едем...»

Цели. Развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков [т] и [п] в словах). Развитие фонематических представлений (упражнения в различении звуков [т] — [п] в словах).

Оборудование. Плоскостные изображения поезда и самолета, предметные картинки со звуками [т], [п] в названиях.

Описание игры. Педагог и подгруппа детей сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки (кот, утка, кит, бегемот, пума, панда, попугай, мотылек) и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети «рассаживают» животных, птиц, насекомых в поезд и самолет. Причем в поезд можно «посадить» только тех представителей животного мира, в названиях которых есть звук [п], а в самолет — только тех, в названиях которых есть звук [т]. Поскольку целью игры является развитие фонематических представлений, дети выполняют задание молча. Педагог останавливает игру только в том случае, если кто-то из детей допустил ошибку. Он предлагает детям объяснить, в чем заключается ошибка. Допустивший ошибку сам исправляет ее.

Веселые путешественники

Цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Животные». Развитие фонетической стороны речи (автоматизация правильного произношения звуков [с] и [ш] в словах (разные позиции) и предложениях). Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [с] — [ш] в словах и предложениях).

Оборудование. Плоскостные изображения грузовика и автобуса, предметные картинки, содержащие звуки [с] и [ш] в названиях.

Описание игры. Педагог и дети сидят по-турецки на ковре. Педагог раскладывает на ковре картинки, содержащие в названиях звуки [с] и [ш]: собака, кошка, мышка, лиса, слон, петушок, лягушка, барсук. Он предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем педагог ставит на наборное полотно плоскостные изображения грузовика и автобуса и предлагает детям поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук [с], а в автобус только тех животных, в названиях которых есть звук [ш]. Дети выбирают картинки и с помощью «липучек» или магнитов закрепляют их на грузовике и автобусе. Затем педагог просит их рассказать, какие животные едут в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения: «В машине едут собака, лиса, слон, барсук. В автобусе едут кошка, мышка, петушок, лягушка».

Буратино и Мальвина

Цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Школьные принадлежности». Развитие фонетической стороны речи (автоматизация правильного произношения звуков [р] и [л] в словах (разные позиции). Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [р] — [л] в словах и предложениях).

Оборудование. Плоскостные изображения Буратино и Мальвины, предметные картинки, содержащие звуки [р] и [л] в названиях.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки с изображениями (ручка, картон, карандаш, тетрадь, пенал, закладка, обложка, мел, краски, фломастеры), предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на наборное полотно помещаются плоскостные изображения Буратино и Мальвины. Педагог объясняет детям, что Буратино и кукла Мальвина собираются играть в школу. Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названиях которых есть звук [л], а Мальвине — в названиях которых есть звук [р]. Если дети не обратят внимания на то, что в слове «фломастеры» есть и звук [р] и звук [л], следует спросить у них, почему картинку с изображением фломастеров можно дать и тому и другому герою.

Дети раскладывают картинки. Педагог предлагает рассказать, что есть у Буратино, а что есть у Мальвины. Дети составляют предложения: «У Буратино есть пенал, закладка, обложки, мел, фломастеры. У Мальвины есть ручка, портфель, тетрадь, карандаш».

Разноцветная мозаика

Цели. Развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков [в] и [в'] в словах), Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [в] — [в'] в словах).

Оборудование. Игровое поле с нарисованными на нем предметными картинками (вата, вилка, волк, ветка, ванна, вишня, буквы, киви, квадрат, цветок, венок, хвост), фишки синего и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог и дети сидят вокруг стола. Педагог помещает на стол перед детьми игровое поле, предлагает детям рассмотреть и назвать картинки, затем ставит на стол контейнер с фишками и объясняет, что картинки с твердым звуком [в] в названиях нужно закрыть синими фишками, а картинки с мягким звуком [в'] в названиях — зелеными фишками. Дети молча выполняют задание. Педагог останавливает игру только в том случае, если допущена ошибка, и предоставляет детям возможность разобраться, в чем заключается ошибка и как ее исправить.

Поможем кукле Кате

Цели. Развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков [к] и [к'] в словах). Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [к] — [к'] в словах).

Оборудование. Плоскостные изображения куклы, корзинок синего и зеленого цветов, предметные картинки (кот, кит, конфета, кисточка, мак, эскимо, тапки, букет).

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем он ставит на наборное полотно плоскостные изображения куклы и двух корзинок и предлагает помочь кукле Кате разложить картинки: положить в синюю корзинку картинки со звуком [к] в названиях, а в зеленую — со звуком [к']. Дети молча выполняют задание. Педагог останавливает игру только в том случае, если допущена ошибка, и предоставляет детям возможность разобраться, в чем заключается ошибка и как ее исправить.

Кто полетит на Луну?

Цели. Развитие фонематических представлений. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.

Оборудование. Плоскостное изображение космического корабля, предметные картинки (кот, корова, крокодил, коза, канарейка, курица, мышка, носорог, павлин, тапир).

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе картинки с изображениями зверей и птиц и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на магнитную доску помещается изображение космического корабля. Педагог сообщает детям, что они должны отправить на Луну только тех животных, названия которых начинаются со звука [к]. Дети выбирают картинки и закрепляют их с помощью магнитов на космическом корабле.

На этом этапе для закрепления сформированных навыков звукового анализа и синтеза можно использовать игры «Парочки», «Составь цепочку», «Замкни кольцо».

Кто скорее?

Цели. Совершенствование навыков звукового анализа слов, упражнения в определении места звука в слове.

Оборудование. Игровое поле, на котором нарисованы картинки, содержащие в названиях звук [ш]: шуба, шар, шапка, шмель, кошка, лягушка, рубашка, парашют, камыш, мышь, ландыш, малыш. Контейнер с фишками красного, желтого и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе игровое поле, предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем он раздает каждому ребенку по одной красной, желтой и зеленой фишке и предлагает закрыть ими картинки на игровом поле. Если название картинки начинается со звука [ш], ее следует закрыть красной фишкой. Если звук [ш] находится в середине слова, картинку нужно закрыть желтой фишкой. Если звук [ш] находится в конце слова, картинка должна быть закрыта зеленой фишкой.

Помоги Мишке

Цели. Автоматизация звука [ш] в словах (разные позиции), дифференциация звуков [ш] — [с] в словах.

Оборудование. Магнитная доска, игровое поле с изображением мишки и разбросанных вокруг него предметов (чашка, шапка, клюшка, машина, каштан, пушка, мышь, шорты, самокат, самосвал, сапоги, носки), контейнеры с фишками и магнитами.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог помещает на магнитную доску игровое поле с изображением плюшевого мишки и разбросанных вокруг него вещей, а на стол помещает стопку фишек (картонных или пластмассовых фигур одного цвета) и контейнер с магнитами. Он объясняет детям, что нужно помочь мишке собрать предметы, в названиях которых есть звук [ш]. А поэтому сначала стоит «убрать» все предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети молча подходят к доске и закрывают фишками с помощью магнитов изображения самолетика, самосвала, сапог и носков. Затем педагог объясняет, что мишка примет помощь, если дети правильно будут произносить звук [ш]. Дети по очереди называют по одной картинке, четко произнося звук

Закрой картинку

Цели. Автоматизация произношения звука [р] в словах (разные позиции). Определение места звука [р] в словах.

Оборудование. Игровое поле с нарисованными на нем предметными картинками, содержащими в названиях звук [р], пластиковые или картонные фишки красного, желтого и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе игровое поле с изображениями рака, рыбы, розы, барабана, пирамидки, арбуза, топора, забора, помидора, коровы, радуги, светофора, куртки, персика, свитера, ставит контейнер с фишками и предлагает детям по очереди брать фишки, называть и закрывать по одной картинке.

Картинку можно закрыть, только произнеся звук [р] правильно. Кроме того, нужно правильно выбрать цвет фишки. Если звук [р] находится в начале слова, картинку следует закрывать красной фишкой, если в середине слова — желтой, если в конце — зеленой. Игрока, начинающего игру, можно определить с помощью любой считалки. Дети по очереди называют по одной картинке и закрывают их фишками.

Украшаем шапки

Цели. Автоматизация звука [ш] в предложении.

Оборудование. Плоскостные изображения вязаных шапочек по числу детей, контейнер с предметными картинками, содержащими в названиях звук [ш] (разные позиции).

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раздает детям плоскостные изображения шапок, ставит на стол контейнер с предметными картинками (шишка, лошадка, хлопушка, кукушка, вишенки, груша, ромашка, погремушка, солнышко, мишка, машинка, Чебурашка, неваляшка, гармошка, шахматы). Объясняет детям, что они будут украшать шапки вышивкой. Нужно выбрать картинку, положить ее на шапку и сказать: «Я вышью на шапке вишенки» или «У меня на шапке лошадка» и т. п.

Дети по очереди выбирают картинки, накладывают их на плоскостные изображения шапок, составляют предложения, правильно произнося при этом звук [ш].

                                                 ЦЕПОЧКА СЛОВ

Цель:

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игровой   материал:

Карточки     с     предметными     картинками     (карандаш — шкаф— флажок — куст — топор — ракета — автобус — сук -ключ — чайник — кошка — ананас — сом — мак — крокодил — лук).

Ход   игры

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У логопеда

— карточка с изображением карандаша.

Педагог объясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу, два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».

Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по кругу), логопед предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Используемая литература

Нищева Н. В. Играйка 9. Различайка: Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС"», 2009

Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.

Ткаченко ТА. Если дошкольник плохо говорит. СПб, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка...

Дидактические игры для развития фонематического восприятия

Игры для развития фонематического восприятия у детей, имеющих речевые нарушения...

Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...

Игры для развития фонематического восприятия. Подсказка для родителей.

Статья содержит краткую информацию о важности формирования фонематического восприятия в дошкольником возрасте. Предлагается практический материал, построенный по принципу от простого к сложному....

Консультация для родителей «Играем дома - игры на развитие фонематического восприятия».

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средств...