Звук Р. БукваР
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Голдырева Елена Александровна

конспект по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_r.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: Звук и буква р.

Цель: создавать условия для формирования правильной, точной и красивой речи воспитанников.

Задачи:

 - уточнить и автоматизировать произношение звука р на материале различной сложности, соотносить звук с соответствующей буквой «эр», уточнить и активизировать словарный запас по теме «Животные Африки» ;

-развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа,  слогового анализа, общую и мелкую моторику, мышление;

-воспитывать мотивацию занятий по обучению грамоте.

Оборудование: прищепки, шаблоны зебры, слоговые карточки, песочницы(по количеству детей),  картинки тигра,  картинки с изображением крокодила, зебры, жирафа,  носорога, моржа, картинка Африки, разрезные буквы  для слова «Африка», карточка с буквой Р, маленькие карточки с буквой р, картинки детёнышей животных, схема описательного рассказа, цветные фишки.

Ход НОД


Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей.

1.Орг. момент

2.Формирование мотивационной готовности

3.Вхождение в игровую ситуацию

4. Развитие мелкой моторики

 5.Работа по новой теме

Первое задание:

Второе задание:

Третье задание:

Четвертое задание:

Физминутка

Пятое задание.

Зрительная гимнастика

Шестое задание.

6. Итог НОД.

 

Прозвенел звонок для нас-

Поработаем сейчас!

Звуки будем говорить,

Слушать их внимательно!

Знаки – буквы же писать

Правильно, старательно!

-Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. Вы согласны?

-Мы отправляемся в путь. Послушайте, на каком транспорте отправимся в путь: Са- мо- лёт.

-Молодцы! Руки ставим все вразлёт.

Появился самолёт.

Мах крылом туда-сюда,

Делай раз и делай два.

-Мы оказались в неизвестной нам жаркой стране. И что бы узнать, как она называется,  мы должны будем пройти 6 испытаний. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать по одной букве, из которых, потом сможете составить название того места куда мы  попали.

-А первый кто нам встречается на пути – вы сможете сейчас увидеть. Для этого пододвиньте к себе коробочки с песком и  опустите пальчики в нижний левый угол, раскопайте песок.

Картинку какого животного вы нашли?

-Все леопарды рычат. Давайте мы с вами тоже поучимся рычать. Превращаемся в тигров.

 -Какой это звук?

-Фишкой какого цвета мы обозначаем твердые согласные?

-Слушайте внимательно, если услышите,  что я рычу как леопард, то прячьте ручки в песок, если буду говорить другой звук, то грозите мне пальчиком.

МОЛОДЦЫ! Вот и первое задание выполнено!

-Ребята, звук р обозначается буквой «Эр». Посмотрите, как она выглядит. А теперь сами напишите  на песке букву р в верхнем правом углу.

- Пока вы писали, появились и другие  жители этой страны. Хотите узнать, кто это?

Тогда вам нужно отгадать загадки про этих животных.  А вы положите перед собой карточки и приготовьте к работе букву р. Если вы слышите р в начале слова, то кладёте букву в первый домик, если в середине-то в средний, если звук р стоит в конце, то кладёте в последний домик.

Готовы?

У него один лишь рог.

Он зовется….

-Есть ли звук р в слове носорог?

Где стоит: начало, середина, конец)

Ну а у этого шея - подъемного крана длиннее.

И ходит голову задрав,

Потому что он…..

Вот зеленое бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

В реке большая драка:

Поссорились два ...

-А если один, то как мы скажем про раков?

-Молодцы, посмотрите внимательно – одна картинка лишняя. Почему?

Давайте разберём слово рак.

Молодцы, справились с заданием.

В Африке животные делают вот так!

Попугаи крылышками «бяк-бяк-бяк».

А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп».

А слонята топают «топ-топ-топ».

Зебры скачут «скок-скок-скок»

И ногами дрыгают «дёрг-дёрг-дёрг»

- Посмотрите, у вас на столах лежит зебра, но у нее не хватает ног. Как мы ей можем помочь?

- Молодцы, догадались. Помогите вашим зебрам, прицепите прищепки.

Молодцы, помогли зебре. Теперь она может  бегать  и щипать травку.

Но уже наступает ночь, последние лучики солнышка виднеются на горизонте.

Закройте глазки.

Ой, именно с наступлением сумерек выходит опасное животное этой местности. Кто же это, ребята?

-Чем питается бегемот?

-Послушайте, какое красивое у нас получилось предложение: бегемот питается травой. Сколько слов в этом предложении?

Нарисуйте схему предложения в своей песочнице.

А теперь прочитайте слово, которое у нас получилось и узнаете название  того места где мы сегодня с вами оказались.

Дети стоят около педагога и сопровождают жестами стихотворение.

Да

Самолёт

Дети совершают легкую пробежку за воспитателем и садятся на свои места.

Дети выполняют инструкцию педагога и находят картинку леопарда.

Дети произносят звук р.

Согласный

Звонкий

Твёрдый

Синей.

Дети выполняют инструкцию педагога

получают букву А

Дети выполняют инструкцию педагога

получают букву Ф

Да

Дети определяют позицию звука в слове.

Да

Носорог

Жираф

Крокодил

Рака

Рак

Получают букву р.

Рак. Потому, что он не зверь.

Звуковой анализ.

Дети получают букву И

 Руками стучим по бокам

Стучим кулачками

 Топают ножками

Скачем

Встряхиваем  поочерёдно ногами

Дети прищепляют «ноги» к зебре

Дети получают следующую букву К.

получают букву А.

Бегемот

Травой

---.

Получают букву а

Африка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"

Данное открытое  логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

Приключения принца Букваря или сон Коли.

Поучительная сказка для детей....

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

« ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ БУКВАРЯ». Методическое пособие

конспект занятия "Путешествие в страну букваря". Методическое пособие...

Открытое занятие. Обучение грамоте. Звук Ш и буква Шш (Логопедический букварь Н.С.Жуковой)

Вашему вниманию представлен конспект открытого занятия (НОД) по подготовке к обучению грамоте....