Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР "Письмо от гласных звуков"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Малахова Елена Анатольевна

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР "Письмо от гласных звуков".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_-_itogovoe_zanyatie.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникация (обучение грамоте)

Тема: Итоговое занятие «Город звуков».

Цель: Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение»; совершенствование навыков звукового анализа и анализа предложений.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.

  • Коррекционно-развивающие:

активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;

развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;

  • Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь.

Оборудование: схемы слогов, гласные и согласные звуки (буквы) для составления слогов, полоски для составления предложений по схеме, модели слов с картинкой «паровоз» и пустой схемой слова для звукового анализа, цветные карандаши (красный, синий, зеленый), пустая пропись для пропечатывания букв с образцом, проектор, экран, презентация «Город Звуков», аудиозаписи на цифровом носителе.

Ход

  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

  • Собрались все дети в круг,
    Я твой друг и ты мой друг.
    Крепко за руки возьмёмся
    И друг другу улыбнёмся.

В это время раздается звон колокольчика.    (1й слайд)

- Ой, что это? Кто это? А-а-а, да это же добрый умный Буквариус!

(слайд 2й: появляется Буквариус, слышится его голос: Здравствуйте, дети!)

- Он пришел к нам с письмом. Да не с простым, а волшебным. Давайте прочитаем его.

(слайд 3й: разворачивается бумажный свиток, появляется запись, звучат «голоса» о помощи)

- Все ясно: противная Баба Яга  украла из города Звуков все гласные звуки.

(4й слайд: Баба Яга) Сказала, что вернет их, только если вы выполните все ее задания. Буквариус просит нас помочь вернуть гласные звуки обратно в их город. Давайте поможем ему. А чтобы мы поскорее добрались до избушки Бабы Яги, он дарит нам билеты на самый быстрый и добрый паровозик, паровозик из Ромашково.

(слайд 5й: появляется паровозик из Ромашково)

Дети садятся за столы-«вагоны» и под гудок паровоза отправляются в путь.

  1. Основная часть.

- Может, зря волнуется Буквариус? Что может случится, если исчезнут все гласные звуки?  (Без гласных звуков нет слогов, без слогов нет слов)

- Задание первое.

  1. Игра «Составь слог».

У каждого ребенка карточки с двумя буквами. Нужно составить слог по образцу (на 6м слайде) и прочитать.

 

   У П                       П Ы

   У К                       М Ы

   Э Н                       Н У

   Э С                        К У

- Хорошо, первое задание выполнили. Отправляемся дальше.

2. Игра «Прочитай слово»   (7й слайд)

(по ходу составления появляется слово и соответствующая картинка к нему)

К        Т               Р         К

С   О   К              М   А   К

Д        М              Л         К

- Молодцы, справились! Паровозик предлагает нам немного отдохнуть.

3. Физ.минутка «Выросли деревья в поле».  (8й слайд)

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!

(Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.

(Наклоны вперед)


Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.

(Наклоны вправо-влево, вперед- назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.

(Дети садятся за столы)

4. Игра «Называй-ка» 

(звуковой анализ)

На столах у детей лежат модели слов с картинками и пустой схемой слова + цветные карандаши (красный, синий, зеленый)

(9й слайд:  ПАРОВОЗИК- картинка)

     Дети должны произвести звуковой анализ слова ПАРОВОЗ: назвать звуки, закрасить соответствующий квадратик нужным цветом, дать характеристику каждому звуку, определить количество слогов в слове.

     В конце звукового анализа делается проверка.

П   А   Р   О   В   О   З                    П – согласный, твердый

                                                         А – гласный

                                                         Р – согласный, твердый

ПА – РО – ВОЗ                              О – гласный

                                                         В – согласный, твердый

                                                         О – гласный

                                                         З – согласный, твердый

     - Теперь посмотрите на слайд. Правильно ли вы все выполнили? Если у кого-то есть ошибки, пожалуйста, исправьте.

     - И с этим заданием Бабы Яги вы справились. Посмотрите, как она злится – не хочет возвращать нам гласные звуки. Но мы ее все равно победим!

     - Слышите какой-то звон? Да это же Капитошка прибежал к нам. Капитошка – это маленькая капелька воды. Он очень веселый и озорной и предлагает отдохнуть нашим глазкам. Следите только глазками за всеми движениями Капитошки.

5. Гимнастика для глаз «Капитошка».

(10й слайд:  Капитошка «танцует» под детскую песенку «Капитошка»)

6. Составление предложения с заданным словом.

    - Еще одно сложное задание дала нам Баба Яга.

    - Кто нам помогает, везет по трудному пути? Нужно составить предложение со словом ПАРОВОЗ по схеме.

(11й слайд:  по очереди появляются схемы предложений. Дети составляют предложение и оно высвечивается на слайде.)

     По ходу проводится анализ предложения (сколько слов)

                                      Паровоз едет.

                                            Паровоз едет быстро.

                                                            Наш паровоз едет быстро.

7. Прописывание букв  А, О, У, Э, И, Е, Ы.

     - Баба Яга придумала для вас последнее задание. Скажите, как мы обозначаем звуки на письме? (буквами)

     - У каждого из вас на листочке написана какая-то буква. Нужно дописать ее до конца строчки по образцу. Если выполните это задание, все гласные звуки вернуться домой.

(Обратить внимание детей на правильную посадку за столом при письме.)

 (12й слайд: Баба Яга исчезает, появляются  гласные звуки прыгают и кричат: УРА!)

    - Вот и выполнили вы все задания коварной Бабы Яги и она исчезла. Все звуки радуются, потому что они вернулись в родной город. (повторить гласные звуки)

(13й слайд: город Звуков)

(14 слайд:  Буквариус благодарит детей)

  1. Итог.

    - Подошло к концу наше нелёгкое путешествие. А что же мы делали? (спасали гласные звуки)

    - А для чего мы это делали? (Потому что без них не получатся слова)

    - Мудрый Буквариус говорит вам СПАСИБО и прощается с вами – ему пора обратно в сказку. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Дифференциация звуков Ж-Ш»

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной группе для детей ОВЗ «Дифференциация звуков Ж-Ш»  Цели:1.Коррекционно-развивающие:-учить детей дифференцировать звук...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности « Звуки подружили - слово получили»

Цель: показать уровень сформированности навыков подготовки к усвоению  грамоты детей с речевой патологией....

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речи

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью.  Тема: Звук. Звуки речиЦель: Формирование представлений о звуках. Звуки природы, з...