Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «В мире звуков и игрушек» (учитель-логопед Гареева С.У.)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гареева Светлана Ульфатовна

Итоговое занятие по обучению грамоте для детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «В мире звуков и игрушек» (учитель-логопед Гареева С.У.)

Программное содержание :

1. Развивать фонематический слух и внимание;

2. Развивать фонематическое восприятие

3. Развивать логическое мышление, сообразительность.

4. Закрепить умение определять местоположения звука в слове;

5. Закрепить понятие, что такое предложение;

6. Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;

7. Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;

8. упражнять в подборе слов с заданным звуком;

9. Упражнять в звуковом анализе слов;

10. Тренироваться в делении слов на слоги;

11. Составлять  схемы предложений;

12. Воспитывать любовь к родному языку.

Материалы к занятию :

 Игрушки: мяч, кубик, машина, кукла, паук.

 Медальки в форме букв.

 Сундучок.

8. Карточки: синие, красные, зеленые.

9. «Волшебный карандаш».

Раздаточный материал:

1. Карточки: синие, зеленые, красные;

2. Листочки для записи схемы предложения и слов;

3. Буквы;

Мой звонок звенит, заливается,

      И ребята вокруг меня собираются.

    - Дети, давайте возьмёмся за руки сделаем круг.

Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.

                                           Крепко за руки возьмёмся

                                           И друг другу улыбнёмся.

- Улыбнитесь, дети друг другу и подарите улыбки гостям.

Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо . Давайте послушаем письмо от Королевы Знаний.

«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю  в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране  Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, и в конце, после выполнения всех заданий, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие,

-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Воспитатель: ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки.  Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. Ребята, а что это? Да, это посылка от королевы Знаний! Давайте посмотрим, что в посылке. Смотрите здесь письмо, а это, кажется и первое задание. Нам нужно отгадать загадки и назвать первый звук отгадки.

1.Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка.

И машина, и зверюшки

Называются….игрушки

Машут вслед листвою кроны,

А за ним бегут вагоны.

Весело под стук колес

Мчит по рельсам…    паровоз

Кто не ест душистый мед

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это – плюшевый…    медведь

Разноцветный колобок,

Он тебе подставит бок,

Он и боли не боится,

Любит прыгать и катиться!

Кто же весело так скачет? –

Мой веселый круглый….     мяч

Кто не может жить без грузов,

У кого огромный кузов?

Все, что хочешь, увезет,

Никогда не устает.

По дороге напрямик

Груз доставит….    грузовик

Серый байковый зверюшка,

Косолапый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай.

И морковку ему дай!     заяц

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака.     шарик

2.  Королева Знаний посылку прислала,

А в ней предметы

Но вы не ждите подсказки:

Названия предметов на слоги поделите,

И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!

воспитатель достает из посылки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные предметы!  Сколько слогов в слове «Кукла»(2). А как еще  мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! А вот и третье задание. Выполнять его мы будем сидя за столами. Проходите садитесь за столы. Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)

У Королевы Знаний

Помощников не счесть

Средь них один чудесный Гномик есть

Он карточку со схемами в подарок вам принес

Вы ж проявите свое умение

Составьте со словами предложения!

Воспитатель: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений).

1. |___      .

2. |___      ___  .

3. |___      ___   ___  .

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).  А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).  Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?!)

(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)

Ребята, вы отлично справились с заданием гнома, я горжусь вами!

Физ. минутка:

  Потрудились – отдохнём.

     Встанем, глубоко вздохнём.                                                                                  Руки в стороны, вперёд,                                                                                            Влево, вправо поворот!

      Три наклона, прямо встать.

      Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

 Всем улыбки подарили.

Переходим к следующему заданию. Это,ребята,загадка.

4 задание:

Игра «Ромашка» (у каждого на столе лежит лепесток, который вы закрепляет на доске)

-Ребята, сейчас вы по очереди будете выходить к доске. Каждый из вас должен будет собрать из лепестков, лежащих у вас на столе  ромашку. Только одно условие: первая  ромашка с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. Вторая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук.) Ну, а третья ромашка с серединкой зелёного цвета, какие у нее лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на мягкий согласный звук.)

-Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

5 задание:

Ребята, давайте составим и запишем слово по первым буквам названий предметов. (ведро, ель, солнце, носки, арбуз). Молодцы, справились, какое слово получилось?  (весна).

Сколько слогов в слове весна? Сколько букв? Сколько звуков? Вы у меня умницы, мне очень приятно с вами работать!

Звуковой анализ слова.

Пальчиковая гимнастика:

Скоро в школу мы пойдем    (пальчики идут по парте)

И портфель с собой возьмем,  (большими и указательными пальцами рисуют                                        в воздухе портфель)  

Ручку, книжку, карандаш, (загибают пальчики)

Мы в портфель положим наш( пальцами изображают портфель)

Будем мы читать, писать (ладошки перед собой)

И учиться все на пять (показать ладошки с разжатыми пальцами)

6 задание:

Найти место звука в слове

Королева Знаний: Молодцы,ребята! Вы многому научились! Я оставила вам подарки, они в сундучке. Но сундучок не простой, а волшебный!

Ребята, нам предстоит последнее, но очень интересное задание. Это загадка. Отгадка и поможет нам открыть волшебный сундучок.

 

Буквы-значки, как бойцы на парад, 

В строгом порядке построены в ряд.  

Каждый в условленном месте стоит 

И называется строй.  

Ответ: Алфавит

Правильно, вы умницы!

Ребята, а сундучок-то открылся, оказывается, ваши знания и есть ключик!

Итог занятия

На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. А что же мы интересного узнали во время путешествия (Ответы детей). Ребята, а что вам больше всего понравилось? А что для вас оказалось самым трудным?

А мне ребята очень понравилось как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями королевы Знаний! Я вами горжусь!

                                     

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ca6/0012bdcd-051e0c90/hello_html_394a82b8.pnghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ca6/0012bdcd-051e0c90/hello_html_394a82b8.pnghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ca6/0012bdcd-051e0c90/hello_html_394a82b8.pnghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ca6/0012bdcd-051e0c90/hello_html_394a82b8.png

 

https://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/9/oad-iblock-891-bbed6568-5cfa-11e9-9069-1cc1dee987cb_c790689f-5cff-11e9-9069-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeghttps://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/9/oad-iblock-891-bbed6568-5cfa-11e9-9069-1cc1dee987cb_c790689f-5cff-11e9-9069-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeghttps://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/9/oad-iblock-891-bbed6568-5cfa-11e9-9069-1cc1dee987cb_c790689f-5cff-11e9-9069-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeghttps://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/9/oad-iblock-891-bbed6568-5cfa-11e9-9069-1cc1dee987cb_c790689f-5cff-11e9-9069-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeghttps://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/9/oad-iblock-891-bbed6568-5cfa-11e9-9069-1cc1dee987cb_c790689f-5cff-11e9-9069-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeghttps://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/9/oad-iblock-891-bbed6568-5cfa-11e9-9069-1cc1dee987cb_c790689f-5cff-11e9-9069-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeghttps://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/9/oad-iblock-891-bbed6568-5cfa-11e9-9069-1cc1dee987cb_c790689f-5cff-11e9-9069-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeghttps://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/9/oad-iblock-891-bbed6568-5cfa-11e9-9069-1cc1dee987cb_c790689f-5cff-11e9-9069-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeghttps://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/9/oad-iblock-891-bbed6568-5cfa-11e9-9069-1cc1dee987cb_c790689f-5cff-11e9-9069-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeghttps://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/9/oad-iblock-891-bbed6568-5cfa-11e9-9069-1cc1dee987cb_c790689f-5cff-11e9-9069-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeghttps://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/9/oad-iblock-891-bbed6568-5cfa-11e9-9069-1cc1dee987cb_c790689f-5cff-11e9-9069-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeghttps://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/9/oad-iblock-891-bbed6568-5cfa-11e9-9069-1cc1dee987cb_c790689f-5cff-11e9-9069-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeg



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в город Красивой речи»

Задачи:

1. Закрепить у детей правильное и чёткое произношение звукоподражаний и слов со звуком [с-з] отчётливо и внятно; выделять эти звуки; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шёпотом, произносить фразы на одном выдохе.

2. Формировать умения обобщать, классифицировать.

3. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

4. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

5. Формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие , образное представление, эмоциональную сферу детей.

6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ведущий: «Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!»

Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель:

- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Попадая в эту сказочный город люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

Артикуляционная гимнастика (с показом картинок)

Для развития мышц языка

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье, после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.

Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд

Для развития мыщц губ

«Улыбочка» Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.

Для подъязычной связки языка

«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

Выполняется по 2 раза сверху и снизу.

- Прежде, чем отправимся в это путешествие,давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

-Итак, отправляемся в город Красивой речи(Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? шкатулочка. – А на шкатулочке – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли(резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

- Замок, мы открыли, молодцы!

-Ой, ребята, а здесь письмо!

Письмо.

«Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:

Все,что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам наш город

-Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.

- Тогда отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

-Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!

-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.

1. задание«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково. Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.

Ветер –ветерок, дождь – дождик, солнце – солнышко, куст – кустик, туча - тучка

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

2 задание

«Назови одним словом»

- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

- укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

Игра «Хлопушки»

(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги

по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог.)

Гру – ша, сли – ва, ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос,

а – пель – син, ман – да – рин, яб – ло – ко.

«Слова – родственники»

Где растут фрукты? (В саду) Кто ухаживает за садом? (садовод)

Как называются растения, которые растут в саду? (садовые)

Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли.

3. «Что из чего сделано»

Материал: мяч.

Гвоздь из железа. Железный гвоздь.

Доска из дерева. Деревянная доска.

Ножницы из металла. Металлические ножницы.

Сапоги из резины. Резиновые сапоги.

Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.

Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.

Горшок из глины. Глиняный горшок.

Стакан из стекла. Стеклянный стакан.

Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

После физкультминутки воспитатель произносит чистоговорки. Предлагает сказать всем вместе на одном выдохе. Затем просит одного ребёнка повторить чистоговорку на одном выдохе громко, другого – тихо.

Са-са-са-залетела к нам оса,

Су-су-су-в лесу видели лису,

За-за-за-прилетела стрекоза,

Зу-зу-зу-мы поймали стрекозу.

Игра «Комары и осы»

Комары летают и звенят зззз а осы ползают около банки и поют свою песенку ссс. (если услышим слово со звуком з – звеним, а если со звуком с –умываемся, бежит водичка)

4 задание игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

5 задание

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

узкая – широкая /юбка/

длинное – короткое /платье/

сильный – слабый /спортсмен/

веселая – грустная /девочка/

высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/

Лежит – сидит /человек/

Закрыть – открыть /книгу

Взлетает – садится /самолет/

Надевает – снимает /свитер/

5 задание «Живые слова».

Давайте еще с солнцем поиграем. Игра называется «Живые слова». Вы будете не детьми, а словами.

Я вам назову предложение«Сашу везут сани».

Повторите это предложение.

Давайте скажем тихо.

А теперь произнесем громко, радостно.

Сколько слов в предложении? (четыре)

Назовите эти слова. (Дети называют)

Кто будет словами этого предложения?

^ Дети выбирают слова, становятся в ряд слева на право и произносят предложение.

Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я позову «Слова ко мне!» они снова станут по порядку. ^ Дети- «слова» произносят предложение и т. д.). Все дети садятся на стулья.

Игра «Назови звук»

-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

Закрепление

-Ребята, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе. Какое оно?

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все

Итог.

-Молодцы, жители этого необыкновенного города говорят вам«Огромное спасибо!»

-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

-Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР "Письмо от гласных звуков"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР "Письмо от гласных звуков"....

Конспект итогового,открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе"В Королевстве звуков"

Выявить уровень развития у детей 6-ти лет оринтировки в звуковойсистеме нашего языка;закрепление знаний о звуках и буквах;закрепление умение находить место звука в слове;закрепление умение делить слов...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Целью итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе  «Путешествие в королевство Грамоты» является  выявление уровня знаний детей, готовность к шк...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности « Звуки подружили - слово получили»

Цель: показать уровень сформированности навыков подготовки к усвоению  грамоты детей с речевой патологией....

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

Итоговое занятие по обучению грамоте  в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор»....