Конспект интегрированного занятия "В гости к падчерице"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект логопедического занятия для  детей 6-7 лет по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_gosti_k_padcheritse.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                               «В ГОСТИ К ПАДЧЕРИЦЕ»

                                                  Тип занятия: интегрированное.

Задачи:

  образовательные:

  • закреплять и систематизировать знания детей  о  живой и неживой природе лесного края;
  • упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже, поиск определений - какая вьюга;

    -    закреплять общие речевые навыки (звукопроизношения, четкой  дикции,           звучности;

      -    закреплять знания детей о диких животных, птицах обитающих в природе;

развивающие:

       -    развивать экспериментальную  деятельность детей;

       -    уметь находить нестандартные решения в проблемных ситуациях,   придумывать         новые вариативные способы использования обычных  вещей;

       -    развивать умение прислушиваться к мнению сверстников;

       -    развивать  кинестетические ощущения  тонких движений пальцев рук.

воспитательные:

        -   воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

        -   воспитывать у детей этические началы личности - умение  соблюдать правила         поведения  в лесу, на природе.

Методы:

Игровой, словесный, наглядный. Создание проблемной ситуации, корзинка с замерзшими подснежниками, поощрение призами.

Приемы:

  1. Организационный момент (приглашение в сказку «12 месяцев)
  2. Беседа-диалог с детьми (артикуляционный уклад)
  3. Упражнение на воображение (рисование в воздухе)
  4. Работа с раздаточным материалом
  5. Музыкальная динамическая пауза в парах «Снеговик»
  6. Словесная игра «Телефон»
  7. Самостоятельная работа детей («Положи картинку правильно»)
  8. Подведение итогов.

Материал:

Указка, фишки синие и красные, для гласных и согласных звуков,  предметные картинки,

символ звука С, буква С, предметные картинки, звуковые дорожки, «волшебные» шкатулки с фишками, мяч, костюмы и шапочки зверей, птиц, сосульки, снежинки, раздаточный материал

Индивидуальная работа:

следить за правильным произношением поставленных звуков у Димы К,Нади В,Артема Ч,Саши Ф.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей  по теме: «Живая и не живая природа лесного края»

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы по данной теме (рассказы, сказка Г.Х Андерсена «Снежная королева»
  • беседы о северном крае, о лесных обитателях нашего края.
  • игры со льдом и снегом на прогулке
  • игра: «Подбери слово»
  • игра: «Составь предложение»
  • массаж биологически активных зон, комплексы артикуляционных упражнений, дыхательная гимнастика.

                                                      Добрый день уважаемые коллеги!

              Мудрые говорили: «Если хочешь найти путь к ребенку – ищи в его глазах солнышко»

         Каждый ребенок – личность. Бьющая ключом его дошкольная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки и фантазии, творчества – вот путь к успеху.

         Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться –вот в чем я вижу свое предназначение.

                          Самоанализ и оценка организуемой детской деятельности

                                       на  интегрированном  занятии (подг. группа)

Тип занятия: подгрупповое.        Тема занятия: « Подснежники для Падчерицы»

Цель занятия: Создание условий для обогащения речи детей через их познавательную деятельность.

Задачи  образовательные:

  • закреплять и систематизировать знания детей  о  живой и неживой природе лесного края;
  • упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже, поиск определений - какая вьюга;

    -    закреплять общие речевые навыки (звукопроизношения, четкой  дикции, звучности;

      -    закреплять знания детей о диких животных, птицах обитающих в природе;

развивающие:

       -    развивать экспериментальную  деятельность детей;

       -    уметь находить нестандартные решения в проблемных ситуациях,   придумывать новые вариативные способы использования обычных  вещей;

       -    развивать умение прислушиваться к мнению сверстников;

       -    развивать  кинестетические ощущения  тонких движений пальцев рук.

воспитательные:

        -   воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

        -   воспитывать у детей этические началы личности - умение  соблюдать правила поведения  в лесу, на природе.

           Тема занятия соответствовала перспективному плану занятий по совершенствованию лексико – грамматических представлений.

          Структура занятия отвечала целям и задачам, которые я поставила перед проведением занятия с учетом  реализуемой программы обучения и воспитания детей с ОНР 7-го года жизни, учитывая индивидуальные возможности и психологические особенности воспитанников, особенности их  речевого развития, от простого к сложному.

         Все задания были объединены одним сюжетом, с использованием игровых ситуаций, которые способствовали повышению активизации детей в процессе занятия. Занятие провела с подгруппой детей.

        Цели и задачи: ( образовательные, развивающие, воспитательные) организуемого процесса решались в ходе проведения занятия. Только  при комплексной   реализации поставленных задач, возможна коррекция и компенсация  речевого нарушения, развитие речи и личности каждого ребенка данной группы.

           Постаралась, чтобы этапы занятия были последовательны и взаимосвязаны, достаточно плавно вытекали один из другого и выдерживались по времени, отведенного для каждого этапа.

         В занятии были включены разные виды деятельности.

Использовала комбинирование методов и приемов (словесные с практическими..) смену деятельности: попеременно упражнялись различные анализаторы (слуховые, двигательные, зрительные, тактильные)

            Детям давалась возможность самим найти ответ  на возникшую ситуацию (Как оттаять подснежники? Как перебраться через сежную гору..?) Решая проблему, дети учились делать простейшие умозаключения.

           В ходе проведения опыта по оттаиванию  подснежников,  дети закрепляли знания о  свойствах льда.

         Проведение  динамической паузы (массаж в парах) практикую давно,  сочетание  двигательных упражнений с речью, с музыкой  не маловажно, т.к, чем  активнее руки детей на занятии, тем больше задействовано  в работе психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, при участии которых более активнее формируется речевая деятельность.

             На протяжении всего занятия  звучало музыкальное сопровождение, направленное на развитие эмоционального настроя, для создании таинственности, загадочности, и поддержания  интереса к занятию.

           Благодаря этому на занятии была создана благоприятная доверительная обстановка, дети непринужденно общались.

           Большое внимание уделяла развитию у детей речевых навыков, обогащению словаря новыми словами. И формированию лексико-грамматических представлений.

        Старалсь контролировать  речь детей, следить за  внятностью, правильностью, полнотой ответов. Хотя иногда допускала возможные варианты диалога (вопрос-ответ)

         На занятии постаралась  опросить каждого ребенка, детям  была предоставлена возможность проявить свои возможности в предложенных играх, и в преодолении различных препятствий.

         Поощряла детей положительной оценкой, воспитывая в них уверенность и самостоятельность.

              При подготовке к занятию была проведена большая предварительная работа.

         Тема для детей довольно не простая, поэтому я очень переживала, справятся ли дети

Оценка занятия: считаю, что дети были активны на занятии и справились с поставленными целями и задачами, а использование единого сюжета по сказке «12 месяцев» и игровых моментов на занятии создает благоприятные условия для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

                                                                    Ход занятия:

Зал оформлен, как зимний лес. Никем не потревоженный снег лежит волшебными сугробами, покрывает деревья пушистыми шапками. Очень тихо. Звучит музыка.

Учитель – логопед: Солнечным морозным днем.  (пальчиками изображают солнышко)

                                  Мы сегодня в лес пойдем.(изображают деревья)

                                  А вокруг лежат сугробы, (показывают сугробы)

                                  Снегом замело дороги, (движения руками влево, вправо)

Птицы в небе не летают (Изображают полет птиц)

Звери спрятались в норе.( изображают крышу-норку, присели)

                                  Не завязнуть в поле чтобы, (высоко поднимают ноги)

                                  Поднимаем выше ноги.

Введение в проблему:

На снегу стоит корзинка с  заколдованными, замерзшими, ледяными подснежниками.

Учитель – логопед: Кто-то потерял корзинку, а в корзинке той цветы.

Как называются эти цветы? (подснежники)

Не могу их достать, они заледенели

Почему они замерзли?

Выдвижение гипотезы.

Дети делают вывод:

  Цветы замерзли, заледенели, потому - что зимой морозно, холодно. Стоят сильные суровые, морозы. Речки и водоемы покрываются толстым слоем льда.

Учитель – логопед: Кто оставил в лесу подснежники?

Дети: Забыла Падчерица, из сказки «12 месяцев»

Поэтапное решение проблемы:

Воспитатель:  Что же делать?

                       Как  оживить цветочки в зимнем лесу и вернуть их падчерице?

Выдвижение детьми гипотез:

Дети: предлагают версии, как освободить цветы из ледяного плена и вернуть их падчерице.

Можно положить в холодную воду, но ее у нас нет.

Можно положить в теплую воду, для этого надо растопить лед или снег.

Погреть ледяной цветок в руках.

Подержать перед солнечными лучами, (но зимой солнце светит, но не греет, зимой солнце греет слабо)

Эксперимент.

Воспитатель: Возьмите по одному ледяному, замерзшему заколдованному цветку.

Какой он на ощупь?  (холодный, ледяной, студеный, скользкий, прозрачный, твердый….)

Подержали в руках - оттаял (растаял..?)

Дети: Нет, не оттаял

Воспитатель: Чем еще можно отогреть цветы?

Дети: Фонариком.

Воспитатель: Попробуем.. Не получается..

Дети: Погреть у костра.

Дети: Где же в зимнем лесу найти костер?

Учитель – логопед:

Надо думать и решать

Как цветы расколдовать?

Чтоб заклятье злое снять,

К  костру нам надо путь держать,

Весенние месяцы искать.

Звучит тревожная музыка - фонограмма вьюги

Учитель – логопед:

Стало трудно нам идти

Вьюга сбивает нас с пути.

Вьюга, какая? – снежная, студеная, свирепая, суровая …уймись

Фонограмма вьюги СССССССССС громко.

Учитель – логопед: Какой звук вы слышали в завывании   вьюги?

Дети: С

Дайте или вспомните характеристику звука С--.

Дети: Согласный, глухой твердый, обозначается синим цветом.

Появляется колечко с письмом.

Учитель – логопед: Что это? Колечко, а в нем письмо.

Вам найти костер поможет, это колечко, которое подарил Падчерице Месяц – Апрель. На пути вам встретятся препятствия, а колечко поможет вам их преодолеть. И подпись ВЬЮГА….

Учитель – логопед: 

Ты катись, катись колечко

По зимнему лесу

По зимнему следу

Что же  нужно сделать

 Игра: «Запомни и повтори» на развитие внимания и памяти

Учитель-логопед:Нужно пройти по следам правильно повторяя слоги , которые я назову.

са-са-сы-со            сы-со-са-са

сы-сы-со-су            сы-сы-су-со

су-су-са-сы             са-сы-со-со

са-су-сы-сы              су-сы-со-со      сы-са-су-су

Учитель – логопед: проходит по следам

Са-со-су-сы – елка встала на пути   Елку надо обойти. Что это ? Под елкой картинки. Наверное они выпали из этих конвертов , которые висят на елке. Нужно разложить картинки в конверты .

Нина , Саша и Варя возьмут картинку со звуком С и положат в этот конверт. Будьте внимательны! Ит.д. Дети выполняют задание. Потом  проверяют правильность выполнения.

 Игра: Разложи картинки со звуком С ( в начале, в середине, в конце слова)

Картинки со словами: Сова, соболь, снегирь

                                         Куст, лиса, росомаха, клест, горностай, барсук

                                          Барс, лес.

Учитель-логопед:

Ты катись, катись колечко

По зимнему лесу

К жаркому костру.

Мы с вами шли, шли и к сугробу подошли.

Чтобы путь освободить, нужно из него снеговика слепить

Массаж биологически активных зон ( под музыкальное сопровождение)

Звучит  музыка

1 – рука, 2 - рука                     ( вытянуть вперед 1 руку. 2- руку)

Лепим мы снеговика               ( иммитировать лепку снежков)

3 - 4. 3 – 4                                (погладить ладошками шею)

Нарисуем рот пошире            (рисуем пальчиками рот)

5 - найдем морковь для носа (показываем как делать нос из морковки)

Угольки найдем для глаз       ( кулачками растереть крылья носа)

6 - наденем кепку косо

пусть смеется он у нас           ( приставить ладошки ко лбу «козырьком» и растереть лоб)

7 и 8, 7 и 8 –

 Мы плясать его попросим     ( погладить колени ладошками)

Учитель – логопед:

Сугроба нет

Наш путь свободен.

Ты катись, катись колечко

По тропинке катись

У горы остановись????

К снежной горе прикатись

Игра: «Деление на части»

Работа с интерактивной доской.(появляется картинка с изображением снежной горы)

Учитель – логопед: Что это? Снежная гора.

Как нам преодолеть это препятствие?

Нужно разрушить гору. Попробуем прохлопать, или простучать в ладоши слово и сосчитать, сколько в нем частей?

Учитель-логопед:

Стукни в ладоши громко столько раз, сколько в слове частей.(появляются картинки а доске)

Куст, Барс, лес. Клест.

 лиса,  сова, соболь снегирь

горностай,

Определение на слух количества частей в словах ???

Закрепление  правила деления слов на   части.

Учитель – логопед: Посмотрите, вершина горы разрушилась, но не вся.

Игра: «Составь предложение»

Зарисуй схему предложения.

Составьте по картинке предложение и зарисуйте  его схему.

Игра: «Кто, где спит?»

Лиса спит в норе.

Волк спит в логове.

Сорока спит в гнезде.

Снегирь спит на ветке

Зайчик спит под кустом.

Медведь спит в берлоге.

Белка спит в дупле.

Соболь спит в дупле.

анализ предложения

Сколько слов  в предложении?

Назови 1 слово.

Назови 2 слово.

Назови 3 слово.

Задание: составить  предложение по картинкам,  выложить схему предложения.

Один ребенок у доски.

(дети называют предложение, составляют схему предложения)

Опрос детей: Назвать предложение

                         Сколько слов в предложении?

Игра Звуковой анализ слова Сова

Учитель – логопед: половина горы разрушена.

Гора  стала меньше.

Солнце спит и небо спит

Даже ветер не шумит

Кто это на ветке сидит?

Дети : Сова

Выложите из снежинок схему слова Сова.

Сколько звуков с слове?

Назови 1 звук.

Назови 2 звук.

Назови 3 звук.

Почему звук о обозначен красным цветом?

Учитель – логопед: Гора исчезла

Посмотрите, гора разрушена. Путь свободен.

Знакомство с букой С

Учитель-логопед:Наклеить снежинки на контур буквы С

Учитель-логопед:

Мы к лесной лужайке вышли

Видим, тут костер горит

Ой,  а кто же тут сидит

Зимний месяц :

Гори ,гори, ярче-

Лето будет жарче.

А зима теплее.

А весна милее.

Гори ,гори, ясно-

…Чтобы не погасло1

 Откуда вы пришли?

Что вам нужно?

Дети: Колечко к вам нас привело. Мы ищем весенние месяцы.

Нам нужно оживить подснежники и передать их Падчерице

Может вы нам поможете?

Зимний месяц :

Хотя и не время теперь для подснежников, но попробую позвать весенний месяц-апрель

Учитель-логопед:

Встаньте в кружок, возьмитесь за руки, передайте свое тепло весеннему месяцу, чтобы он  быстрее появился.

Зимний месяц :

Те трещите морозы

В заповедном лесу

Я сегодня встречаю

У костра детвору

Будем вместе с детьми

Мы творить чудеса

Чтобы в зимнем лесу наступила весна

Месяц Апрель: А вот и я месяц -Апрель ваш – детвора!

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не хочет он.

Шевельнулся, потянулся

Отряхнулся, встрепенулся

Улыбнулся и расцвел

Месяц Апрель:

Вот и ваши подснежники оттаяли.

 Путь ваш был не близок, а далек.

Учитель-логопед:

Путь наш был не близок, а далек.

Трудно было нам идти. Какие препятствия мы встречали на пути?

Дети: ответы детей.

Месяц Апрель:

Отнесите подснежники Падчерице, берегите их, чтобы они снова не замерзли. Вы эту дорожку некому не открывайте, никому не указывайте. Дорога эта заповедная. Передавайте Падчерице от меня привет. Счастливого вам пути!

С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Ёжи в гостях у ребят».

Занятие в старшей группе  " Ежи в гостях  у ребят" интегрированное. В  первой части занятия дети  вспоминают, уточняют, расширяют  свои знания о ежах (  повадках,  в...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «В гости к бабушке в деревню»

Цель:  Закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних животных и                 птицах.Задачи:...

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия для дошкольников с ОВЗ, II этап обучения (индивидуальное занятие) Тема: В гости к солнышку.

Тема: В гости к солнышку.Вид занятия: индивидуальное.Цель: Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук. Дифференцировать звуки «П-Б» в слогах .Задачи:·...

Конспект интегрированного занятия "Гости весеннего леса" в средней группе

Данное занятие проводится с детьми средней группы. Занятие поможет детям закрепить знания о перелетных птицах....

Конспект интегрированного занятия "Гости к бабушке на стоянку" с использованием блоков Дьенеша (средняя группа)

Цель: активизировать в речи детей слова и выражения «такие же по цвету», «одинаковые по форме, но разные по цвету» и т.д.Задачи:Образовательные: Дать представление о понят...