Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Шмакова Наталья Николаевна

Комплексная обобщающая игра по обучению грамоте "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_obucheniyu_gramote_chto_gde_kogda.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

                             Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

                                                в подготовительной к школе группе

                                                      «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

                                                                     

                                                                                           Н.Н. Шмакова,

учитель-логопед МБДОУ № 25

 г. Снежинск, Челябинская область

Цели:

1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях. Учить детей самостоятельно давать характеристику звукам.

2. Тренировать фонематический слух, совершенствовать звуковой анализ и синтез, придумывать слова с заданными слогами.

3. Закрепить правильный образ печатных букв алфавита, вычленять правильные буквы и прочитывать слова.

4. Составлять предложения по опорным словам, анализировать предложение.

5. Расширять словарь однокоренных слов.

6. Развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, мышление, память.

7. Развивать творческие способности, воспитывать желание быть грамотными.

Оборудование:

Игровое поле для игры «Что? Где? Когда?»; конверты с буквами Ш, К, О, Л, А

с заданиями от сказочных героев; «липучие экранчики» с буквами; мозаика; разноцветные шарики со слогами; картинки домашних животных, домики по количеству слогов; капсулы киндер-сюрпризов, с названиями животных; карточки («перепутанные буквы»); схема предложения; фломастеры; медали.

Ход игры:

На игровом поле лежат конверты с буквами. В середине поля волчок со  стрелочкой.

Логопед. Внимание! Внимание! Сегодня в подготовительной группе детского сада № 25 проводится игра «Что? Где? Когда?»

Против знатоков играют сказочные герои, а какие сказочные герои – мы узнаем в ходе игры.

Итак, поприветствуем наших знатоков.

Дети называют свои имена и фамилии, подходят к игровому полю.

Право вращать волчок предоставляется Никите.

Ребёнок вращает волчок.

Ребёнок. Стрелка указывает на конверт с буквой «К».

Логопед. Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой играет против вас, посмотрите на картинку; кому принадлежит банка с вареньем?

Дети. Карлсону.

Дети садятся за столы.

Карлсон. Уважаемые знатоки! Внимательно послушайте слова, определите последний звук, отметьте букву на  «липучем экранчике» с помощью красной мозаики. Дайте характеристику звукам.

Слова:

  • горох, пастух, лопух ([Х] – согласный, твёрдый, глухой);
  • песок, чайник, клубок ([К] –  согласный, твёрдый, глухой);
  • трава, халва, весна ([A] – гласный);
  • заяц, палец, молодец ([Ц] - согласный, твёрдый, глухой, свистящий).

Дети слушают слова, определяют последний звук, отмечают мозаикой буквы, дают характеристику каждому звуку.

Знатоки успешно справились с заданием и счёт становится 1:0.

Второй ребёнок вращает волчок.

Ребёнок. Стрелка указала на конверт с буквой «О».

Логопед. Чтобы узнать, кто играет против вас, послушайте загадку:

                 Бабушка девочку очень любила,

                 Красивую шапочку ей подарила,

                 Девочка имя забыла своё,

                 Ну, отгадайте как звали её?

Дети. Красная Шапочка.

Логопед. Красная Шапочка играет против знатоков.

Красная Шапочка. Уважаемые знатоки! В азбуке произошла путаница. Буквы не могут разобраться, какие из них гласные, какие согласные. Помогите составить слово из букв и схему слова.

        У каждого знатока набор букв, из которых ребёнок должен составить слово.

                                    /СОМ, ЛУЖА, РЫБА, ВЕСНА/

Знатоки справились с заданием и счёт становится 2:0.

        

        Третий ребёнок вращает волчок.

        Ребёнок. Стрелка указала на конверт с буквой «Л».

        Логопед. Внимательно прослушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задание.

        Звучит запись из мультфильма «Винии-Пух  и все, все, все», голос Пятачка: «А где мой воздушный шарик?»

        Логопед. Против знатоков играет Пятачок.

        Пятачок. Уважаемые знатоки! Как вы поняли, я очень люблю воздушные шарики. На моих воздушных шариках написаны слоги. Прочитайте слоги и составьте слова.

        Дети подходят к магнитной доске. Читают слоги, составляют слова.

РАКИ * БЫКИ * ЖАБЫ * КИСА* ЖАРА* ЛУЖА* САЖА *

Знатоки справились с заданием и счёт становится 3:0.

        Четвёртый ребёнок вращает волчок.

        Ребёнок. Конверт с буквой «А».

        Логопед. Посмотрите на картинку. Что это?

        Дети. Туфельки.

        Логопед.  Героине  какой сказки они принадлежат?

        Дети. Золушке.

        Логопед. Золушка против знатоков.

        Золушка. Уважаемые знатоки! Я очень люблю домашних животных. Но не знаю, в какие домики их поселить. Попробуйте по количеству слогов расселить животных по домикам. Но сначала откройте капсулу и прочитайте, какого животного вам необходимо поселить в домик.

        Каждый ребёнок открывает капсулу, читает своё слово, выбирает картинку, определяет количество слогов и заселяет животного в домик. Дети расставляют возле домиков картинки животных, объясняют, почему они заселили животного в этот домик.

Знатоки справились с заданием и счёт становится 4:0.

        Логопед. Остаётся последний конверт с буквой «Ш», отгадайте загадку и узнайте, кто из героев играет против вас.

                                           С букварём шагает в школу

                                           Деревянный мальчуган.

                                           Попадает вместо школы

                                           В деревянный балаган.

                                           Как зовётся эта книжка?

                                           Как зовётся сам мальчишка?

        Дети. Буратино.

        Буратино. На ваших карточках буквы. Внимательно рассмотрите их. Зачеркните неправильные. Впишите в клеточки по порядку только правильные буквы. Прочитайте слово.

Придумайте предложение по схеме.

              ВАЗА ПЛАЩ

        Дети. Мама купила красивую вазу. Бабушка внучке купила плащ.

        Логопед. Трудное задание, но знатоки не сдаются. Выполнили задание.

Знатоки  успешно справились  и счёт становится 5:0.  На нашем поле остаётся музыкальная пауза. Но сначала мы постараемся расшифровать слово сказочных героев. На наших конвертах буквы. Какое слово, догадались?

 

        Дети расставляют конверты. Складывается слово ШКОЛА.

        Логопед. Впереди вас ждёт

        Дети. Школа.

        Логопед. И вы, знатоки, будущие…

        Дети. Школьники.

        Логопед. И для школы необходимы школьные принадлежности. А пока мы ещё…

Дети. Дошкольники.

Логопед. Слова: школа, школьники, школьные, дошкольники – слова-родственники, они как одна семья, живут в ладошке.   Дети проговаривают слова, загибая пальчики.

Вручаю медали знатокам и предлагаю отдохнуть под музыку.

Дети удобно усаживаются в кресла, на диваны и слушают спокойную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Занятие позволяет: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения; -расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать умение составлять ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с], [з]»

В данном учебном материале закрепляется употребление дошкольниками в речи звуков [с], [з]. Сравниваются характеристики этих звуков, закрепляется навык звокового анализа, развивается внимание, логическ...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «ЧТO? ГДE? КOГДA?»

ЦЕЛИОбразовательные:Cовeршeнствовaть умение рaзличaть на слух и в прoизнoшении звуки рoднoгo языкa. Oбoбщить и cиcтемaтизирoвaть у детей пoлученныe знaния o звукaх, буквaх, слoгaх, слoвaх. У...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами Су-Джок терапии. Дифференциация звуков [Л]-[Ль]

Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.Задачи:- развитие фонематического слуха- закрепление умения определять позицию звука в слове- закрепление умения чтения прямых сл...