Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Снежана Валерьевна Сироткина

Открытое фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква "Й".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno.docx199.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДОУ № 51 «Росинка» при в/ч 90600 МО  РФ

Конспект

открытого фронтального занятия по обучению грамоте  

в подготовительной  логопедической группе

подготовила и провела

учитель-логопед высшей категории

Сироткина С.В.

Февраль, 2014

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.

2. Учить детей правильно произносить звук [Й].

3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

4. Совершенствование умения  звуко-буквенного анализа слов, умения определять наличие и  место звука в слове.

5. Продолжать учить анализировать предложение, составлять  его схему.

6. Развивать общей моторику пальцев рук.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

  • Под музыкальное сопровождение дети заходят в группу, встают в круг, берутся за руки. Проводится  психогимнастика: (дети закрывают глаза)

        -Говорим всегда красиво, четко и неторопливо.

        Повторяем обязательно, что учили на занятии.  

Дети садятся в круг.

2. Сообщение новой темы.

-Фея сообщила мне плохую весть. Баба яга похитила новую букву, с которой  мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо ее найти. Прислушайтесь к словам фея, йог, Яга. Какой одинаковый звук вы услышали?

-Звук «Й».

-Правильно. Сегодня мы должны отыскать  и познакомиться с новой буквой «Й», которая обозначает звук «Й».

-Ребята, а кто такой йог? Что он умеет делать?

Йог - постоянно работает с собственным телом, заботится о его чистоте и поддерживает его в бодром здоровом состоянии. Он умеет принимать разнообразные, самые невероятные позы, стоит на голове, складывается пополам и может буквально завязать все свое тело в узел.

Рассматривание картинки «Йог».

- Сегодня нам предстоит сложное путешествие, давайте потренируемся как йоги.

- Фея зеленого замка решила нам помочь и подарила план нашего путешествия, по которому мы будем искать нашу букву.

3.  Характеристика звука. Слоговые распевки по таблицам Зайцева.

-Смотрите, нам преграждают дорогу стражники. Это стражник Авдей. Есть ли в его имени звук «Й»? Где он находится?  Скажите, какой 1 звук в слове Авдей? Правильно, звук «А».Он гласный, поется. Этот стражник очень любит петь. Он пропустит нас, если мы  правильно и красиво исполним ему наши распевки.

 - Стражник Авдей пропускает нас, но есть и второй, который просит вас дать звуку «Й» характеристику.

-Давайте вспомним, какие бывают звуки.

Дети дают характеристику звуку по артикуляционному и акустическому признакам. Акцент: звук «Й» всегда мягкий согласный.

Садятся за столы.

4. Развитие фонематического слуха, определение наличия звука «Й» в словах.

-Авдей говорит, направо пойдете – в райский сад попадете, налево пойдете – к царю Еремею попадете. Дети повторяют и показывают направление.

- Куда пойдем? Направо. Закройте глаза.

Выставляются иллюстрации из сказки Андерсена «Дюймовочка».

-А теперь откройте глаза. Куда мы попали? (в райский сад). Дюймовочка расскажет, куда идти дальше, если мы поиграем с ней в игру. Вы любите играть? Самая любимая игра у Дюймовочки «Поймай звук». Какой звук будем ловить?

-«Й».

-Правильно. Вставайте около стульчиков и будьте внимательны.

Ягода, йод, лес,  сок, яблоко, ели, лед, еж, душ, мед, Люда, юла, юбка, попугай, соловей, арбуз, майка,  лодка, чайка.

- Умнички. Садитесь, Дюймовочка благодарит вас за игру и советует обратиться к царю Еремею за помощью. Закрываем глазки и отправляемся в царство царя Еремея.

5. Произношение звука «Й» в словах, определение места звука в словах.

-Ребята. Царь Еремей очень просит ему помочь – надо определить, где находится звук «Й» в словах – в начале, середине или в конце.  

Работа по индивидуальным картинкам: клей, муравей, попугай, майка, скамейка, воробей, йод, чайник, сарай, линейка, трамвай, троллейбус, Незнайка, йогурт, герой.

-Дочь царя Еремея никогда не смеялась. Как ее зовут? (Несмеяна). Где вы произнести звук «Й» в слове Несмеяна? Покажите, какое лицо было у Несмеяны. Вы можете ее рассмешить, если придумаете смешные предложения со словами   лейка, майка, чайка, зайка.

«Синеет море перед нами…летают майки над волнами».

-Засмеялась Несмеяна, понравились ей ваши предложения. О чем вы ее спросите?  По плану мы должны пройти через царство Кощея…в горах.

6. Физкультминутка. ( дети идут по кругу, выполняя движения по тексту).

«По тропинке узкой, горной, вместе с песенкой  задорной

Мы с тобой идем в поход. Нас с тобою солнце ждем.

Наш подъем все выше, круче, вот шагаем мы под тучи

За последним перевалом нам на встречу СОЛНЦЕ встало!!!

             

7.Подбор слов-признаков. Деление слов на слоги.

- Изобразите мимикой страх перед Кощеем. А давайте скажем Кощею много ласковых слов, и он перестанет быть злым и страшным.

-Добрый, красивый, смелый, ласковый т д.

-Эти слова называются слова-признаки. Они отвечают на вопрос «КАКОЙ?». Повторите, пожалуйста: слова-признаки. Молодцы. Кощей стал добрым и пропускает нас дальше и говорит, что наша буква находится за синим океаном, на острове Буяне. Но предупреждает, что на пути у нас поезд, в котором никак не могут разместиться зверята со всего света. Посмотрите, в каждом вагоне определенное количество окошек. Чтобы разместить зверят во вагонам, надо поделить их  названия на слоги: в 1-м вагоне поедут те, в названии которых 1 слог, во 2-м  - 2 слога и так далее.

Проводится игра «Слоговой поезд». Дети вспоминают правило: «Сколько гласных, столько и слогов».  Дети выполняют задание и садятся на свои места.

8. Составление  предложений по картинке (повествовательное, вопросительное и восклицательное) и их   схем.

Ребята, а кто помнит, какую подсказку нам дал Кощей? Где же наша буква?

-На острове.

-Как попасть на остров? На чем мы можем переплыть океан?

Ответы детей.

-Мы поплывем на ладье. Кто мы встретим  на своем  пути? Правильно, дельфинов. Составьте предложения по картинке.

Составляя предложения, дети считают количество слов  и выкладывают схемы предложений.

9. Знакомство с буквой «Й».

- Где на острове баба Яга спрятала букву «Й»? Под елью.

Букву «Й» зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

-Бабе Яге очень стыдно, она просит у вас прощения. Простим ее?

-Да!

10. Итог занятия.

Прописывание буквы в воздухе. Размещение буквы на наборном полотне, повторение характеристики звука: звук «Й» - всегда мягкий звонкий согласный. Обозначается зеленым цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Урок грамоты в лесной школе».

Данный материал поможет закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...