Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме "Гласные звуки. Слог".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Павлова Елена Николаевна

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме" Гласные звуки. Слог"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звуки а, и, о, у, э, ы.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

                                Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающие разные эмоции. Дети                              

                                произносят гласные звуки с удивлением, радостью, печалью, возмущением.

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправимся в путешествие с гласными звуками и узнаем что-то новое о словах.

  1. Повторение гласных звуков.

Жили-были гласные звуки.  Какие гласные звуки вы знаете?(А, о, э, у, и, ы.) Каким кружком вы их обозначаете? (Красным кружком.) Почему их называют гласными звуками? (Их можно тянуть, петь.)  Вспомним слова о гласных звуках.

                                Гласные тянуться песенкой звонкой:

                                                      И-и-и-и,

                                Могут заплакать и застонать:

                                                   О-о-о-у-у-у,

                                Могут качать в колыбели Алёнку:

                                                     А-а-а-а,

                                Могут как эхо в лесу закричать:

                                               «Ау! Ау! Ау!»

                                Могут летать высоко в синеву:

                                                     У-а-и-у.

  1. Анализ и синтез прямых слогов.

Звук э подружился со звуком х и получился слог …(эх).

Если звук у встанет впереди звука х, получится слог …(ух).

Если звук х встанет перед звуком а, получится слог …(ха).

Идут гласные звуки по дорожке. Видят – звук м скучает. Пригласили его с собой. Какие слоги получатся, если звук м подружится с гласными звуками? (Ма, мо, му, ми.)

  1. Выделение гласных звуков из начала и середины слов. Развитие фонематических представлений.

Шли звуки, шли и пришли в лесную школу. Учительница Сова предложила назвать, какой гласный звук звучит в начале слова.

                                      От имени совы даются слова аптека, остров, история, эскимо, игрушки. Дети

                                      называют первый гласный звук.

А сейчас вы сами назовёте слова, в которых гласные звуки слышатся в начале.

                                   Выделение гласных звуков из середины слов кот, дым, мак, сом, дуб, рот.

  1. Физминутка.
  2. Знакомство со слогом. Определение количества слогов и их последовательности.

                                    Выставляется часть картины «маки».

Что это? Мишутка говорит: «Ма». Правильно ли он назвал цветы? (Нет. Он сказал не всё слово. Он сказал часть слова.) Скажем вторую часть слова. (Ки.) Произнесите это слово по частям. (Ма-ки.)

                                      Логопед сначала показывает картинку «Сани», затем часть её.

Вот первая часть предмета. Назовите первую часть этого слова.  (Са.)

                                       Подставляется вторая часть картинки, дети называют слог. (Ни.)

Скажите всё слово. (Сани.) Всё слово можно произнести по частям. Часть слова называется слогом. Повторите, как называется часть слова. (Слог.)

На перемене зверята разбежались кто куда. Вместе с учительницей Совой позовём их. (Ли-са, Ми-ша.) Как мы произнесли эти слова? (По слогам.) Слова как будто рассыпались на части – слоги. Сосчитаем, сколько слогов в слове ли-са. Обозначьте слоги счётными палочками.

                                 Делятся на слоги слова жаба, пони.

Сколько слогов в слове жаба? Какой первый слог? Какой второй слог? Переставьте слоги  в слове жаба и произнесите их. (Ба-жа.) Правильно ли звучит слово? (Неправильно.) Можно ли переставлять слоги в словах? (Нельзя.)

                 Перед детьми строится домик из кирпичиков. Вынимается один кирпичик.

Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного, и стена нарушена. Послушайте, как звучит слово ли-сонь-ка без слога ли: -сонь-ка.

                  Ознакомление с символом слога – короткой полоской. Сравнение символов одного слога и

                    слова.

  1. Значение слогообразующей функции гласного звука.

Как же узнать, сколько слогов в слове? (Можно отхлопать слоги,) Помогут нам определить количество слогов в слове гласные звуки. В каждом слоге есть гласный звук. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

                       Повторение правила хором, парами и отдельными детьми.

А сейчас убедимся, что это так.

                       Выставляются картинки «мак» и «маки», «дом» и «дома».

Какой гласный звук есть в слове мак? (Звук а.) Сколько слогов в слове мак? (Один слог.) Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове маки. Сколько раз вы хлопнули? (Два раза.) Какие гласные звуки вы услышали в слове маки? (А, и.) Положите столько полосочек, сколько слогов в этом слове.

                          Аналогично проводится работа со словами дом-дома.

Придумайте слова, которые состоят из одного слога. (Дом, сом, суп, сок, кот, кит…) Назовите слова, в которых два слога.

                           Ответы детей.

Еще раз повторим самое важное правило - сколько в слове гласных, столько и слогов.

Встаньте из-за стола. Сейчас мы будем шагать  и говорить слова по слогам. Сделаем шаг и скажем слог. (Ка-ша, мо-ло-ко, ма-ли-на, но-га, ко-за, во-ро-на.)

  1. Итог занятия.

Вот и закончилось наше  путешествие с гласными звуками. Попрощаемся с учительницей Совой и с учениками лесной школы, с которыми мы учились делить слова на слоги и узнавать, сколько слогов в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы с ОНР по мотивам русской народной сказки.

Цель проекта - расширение социально - психологического опыта и развитие связной речи детей на основе народного творчества и технологии сказкотерапии. Проект «Друг за друга держаться – ничего не боятьс...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы детского сада, тема «Удивительное в камне»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы детского сада, тема «Удивительное в камне»...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы,посвященный Дню космонавтики "Космическое путешествие".

   Данный материал содержит коспект проведения тематического досуга в группе детского сада, посвященный Дню космонавтики. В нем представлен подбор стихотворений,загадок, заданий для д...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Стоял в поле Теремок…»

Цель: развивать конструктивные способы и средства взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Задачи: ·        продолжать развивать и поддерживать интерес детей...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...