Использование игровых форм в процессе обучения чтению шестилеток
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Одним из основных принципов педагогики сотрудничества - это личностный подход к ребенку, учет его возрастных особенностей. Главная возрастная особенность шестилеток - это действие в игре. В игре дети способны понять очень многое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых форм в процессе обучения  чтению шестилеток

В последнее время в нашей стране отмечается увеличение интереса к свободной педагогике, педагогике сотрудничества. В свете этого несомненна актуальность вариативность предлагаемых форм проведения занятий в условиях Центра детского творчества. Эти формы используются в работе не просто, чтобы научить ребенка определенным знаниям, умениям, навыкам, а для того, чтобы детям привить интерес к учению, чтобы детям было интересно учиться.

        Одним из основных принципов педагогики сотрудничества - это личностный подход к ребенку, учет его возрастных особенностей. Главная возрастная особенность шестилеток - это действие в игре. В игре дети способны понять очень многое. Играя, они учатся считать, писать, читать, логически мыслить и даже учатся «правилам хорошего тона», а все это, в конечном счете - труд. Труд чтения должен доставлять маленькому читателю удовольствие. Игра это удовольствие гарантирует. Успех обеспечивается желанием учиться. Считается, если дети учатся без принуждения, значит их учебная деятельность организована правильно.

        На протяжении десяти лет использую разные игровые формы для выработки у детей навыков чтения. На каждом занятии применяю 2-3 игры для лучшего запоминания звуков, слогов. В объединение «Знайка» приходят дети с разным уровнем знаний. Некоторые уже знают буквы и умеют немного читать, но большинство не знают букв и не могут складывать слоги. Поэтому свою работу по формированию навыков чтения строю с учетом тех знаний, с которыми пришли дети. В итоге формируются две группы детей - читающие и не читающие. Первые являются моими помощниками, они иногда выступают в роли учителя. Уже после многократных упражнений у не читающих детей вырабатывается первичный навык чтения. Результатом нашей совместной деятельности является увеличение техники чтения от 5-20 слов до 80-100 слов в минуту.

        Чтение - новый для ребенка вид познавательной деятельности, который в корне меняет процесс его индивидуального развития. Чтение начинается с развития интереса к распознаванию букв, слогов, слов. С первых уроков обучения грамоте начинается работа по формированию навыка чтения. Самые результативные занятия с дошкольниками те, которые проходят в игровой, интересной для них форме. Это дидактические игры, физминутки, загадки, считалочки, фонетические зарядки, рифмованные упражнения, веселые стихи, логические задачки и многие другие формы, которые применяются на уроках обучения чтению. Учимся, играя, играя, шагаем в «Королевство Правильной речи».

        Наблюдения показывают, что трудности в овладении чтением, преодолеваются в тех случаях, где при анализе слова используются слого-звуковые схемы. Для того, чтобы ребенок овладел слого-звуковой схемой, он должен научиться выполнять два действия:

  1. строить схемы конкретных слов;
  2. к готовой схеме подбирать слова.

Эти главные учебные действия легко усваиваются детьми в играх: «Назови правильно звук», «Составь схему», «Слоговая пирамида», «Кто внимательный», «Звуковое лото», «Составь слова», «Какая буква заблудилась», «Чтение поговорок по стрелкам» и др.

На начальном этапе обучения чтению использую различные приемы чтения слогов: «Часовичок-носовичок», слоговые ромашки, солнышко, слоговая яблоня и другие.

Таким образом, мой десятилетний опыт работы с шестилетками показал, что при игровой организации обучения, соответствующей их возрастным особенностям, можно добиться очень высокой эффективности. Хочется добавить, что мои ученики очень любят занятия в объединении «Знайка»; им нравится учиться, они делают это с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

Консультация для родителей "Использование игровых приемов в процессе музыкальной деятельности"

Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.Одни...

«Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию»

Доклад из опыта работы на тему: "Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию"...

Игровая форма учебного процесса как способ вовлечения учащихся

Для детей игра - это простая и понятная форма взаимодействия с родителями, другими детками и окружающим миром. И даже когда ребёнок вырастает, то игра остаётся такой же понятной формой общения и разви...

Использование игровых форм в процессе обучения дошкольников народному пению

Роль игры в дошкольном возрасте. Условия применения игровой формы в процессе образования детей дошкольного возраста. Виды игр. Использование игровых форм работы в процессе обучения детей дошкольн...

«Использование «Использование игровых технологий в процессе развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Данная статья знакомит с использованием игровых технологий в процессе обучения детей с нарушениями речи в детском саду....