конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Войтович Марина Викторовна

конспект занятия по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_obucheniyu_gramote.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

"Волшебный сундучок Деда Грамотея"

 Задачи: 

- Познакомить детей со звуком «М»;

- Научить характеризовать звук «М» по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»);

- Учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их;

- Закреплять понятие о месте звука в слове;

- Развивать фонематические процессы;

- Познакомить с буквой «М»

Оборудование: Сундучок с шестью замками, шесть ключей, печенье в форме букв, предметные картинки со звуком «м» и без него, картинка коровы, полоска с тремя окошками, синяя и красная фишки, полоски для выкладывания букв.

 Ход занятия:

/Стук в дверь/

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

                                                                                            Дед Грамотей».

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием -  один замок откроем

 Задание №1.

Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку. Кто здесь изображён?

Дети: Корова.

Воспитатель: Как корова мычит?

Дети: М-у-у.

Воспитатель: Какой первый звук в песенке коровы?

Дети: М-м-м.

Воспитатель: Звук М. Вот со звуком М мы сегодня и познакомимся. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м.  Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы

Воспитатель:  Воздух не выходит свободно, а встречает преграду (губы). Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Как мы его обозначим?

Дети: Обозначаем фишкой синего цвета.

Воспитатель: А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук М.- горлышко «дрожит» или «молчит»?

Дети: Горлышко «дрожит». Значит звук М – звонкий.

Воспитатель: А сейчас мы попробуем произносить звук М в чистоговорках:

  1. Ом-ом-ом-ом – мы построим новый дом.
  2. Ма-ма-ма- дома я сама.
  3. Мо-мо-мо- это эскимо.
  4. Мы-мы-мы- ждём зимы.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши.

Задание №2.

(Садятся за столы)

Воспитатель: Сейчас я буду произносить слоги, а вы с помощью фишек выкладываете схему. ( АМ, МА). Какой первый звук? Какой второй звук? Молодцы! А сейчас я буду называть два звука, а вы мне называете слог, который получается. (УМ, ИМ, ОМ). Звуки подружились и получился слог. Молодцы и с этим заданием вы справились. Теперь у нас два ключика.

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

   Задание №3.

Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом. Нужно определить место звука М в словах. А поможет нам в этом полоска с окошечками и фишка. Как вы думаете фишку какого цвета нужно взять?

Дети: синего, потому что звук М согласный.

Воспитатель:  (Мыло, гном, комары, муха, ромашка, дым.)

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно?  Вы очень старались!

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый  ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.

Дети: это светофор.

Задание №4.

Воспитатель: Слушайте следующее задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в  магазин.  Покупать можно только те предметы, в названиях которых есть звук «М» Что вы купите? Каждый возьмёт себе предмет со звуком «М».

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Дети садятся на стульчики)

 Задание №5.

Воспитатель:  Вот он, ключик, а на нём следующее задание – стихотворение! Я вам читаю стих, а вы называете слова со звуком М из текста.

«Миша, маленький медведь,

Очень громко стал реветь:

Мордочку не хочет мыть,

За обедом чистым быть.

Выбросил мочалку, мыло…

Молоко давно остыло».

Дети: называют слова со звуком «М».

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать.

Дети: Это стул!

   Задание №6.

Воспитатель: Показывает букву М.  Кто знает, что это за буква? На что она похожа? Давайте попробуем сделать букву М из полосок. Сколько нам нужно полосок?

Дети: четыре.

«Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква М».

Воспитатель: Давайте встанем парами и попробуем изобразить букву М.

«Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я –

Это мы».

А между тем

Получилась буква М».

Воспитатель: Чем буква отличается от звука?

Дети: Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.

Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!

Воспитатель:  Ой! А про сундучок –то мы забыли! Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад №8 «Салют»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

"Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Воспитатель: Войтович М.В.

Смоленск 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...