Занятие НОД "Волшебный цветок"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Занятие НОД по обучению грамоте в подготовительной группе включает в себя путешествие по сказочным странам с помощью волшебного Цветика - Пятицветика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_tsvetok.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБДОУ «Детский сад «Улыбка»

Занятие НОД по обучению грамоте              «Волшебный цветок»                          

Подготовительная группа

Воспитатель: Пащенко О. Н.

г. Тулун, 2014 г.

Программное содержание: закрепить понятия «предложение», «слово», «слоги», «звуки», «буква», мягкие согласные; вспомнить звуковой анализ слова, определение позиции звука; развивать внимание, мышление, связную речь, фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук; воспитывать любовь к произведениям изобразительного искусства, к художественному слову, к родному языку.

Активизация словаря: кольчуга, шлем, палица, заря, град, брег.

Оборудование: карманные зеркала по количеству детей, макет цветика – пятицветика, репродукция картины Ю. М. Васнецова «Три богатыря», мешочек, яблоня с яблоками на которых написаны слоги, круги разного цвета и  величины для ТРИЗ «Матрёшка», костюм сказочницы для девочки, картинки с изображением героев сказки «Теремок», нарисованные  из букв, красные  и синие круги одинаковой величины для моделирования  звукового анализа слов, отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», два домика с пятью окошечками для мишки и мушки, изображение Буквограда, карточки для самостоятельной работы детей с изображением половинок букв по горизонтали ( в, к, д, о, ю, а, з, ш, х), простой карандаш.  

Эмоциональный настрой: (дети стоят в кругу)

«Ничего не покупаю, ничего не продаю                                                                        Лишь улыбки собираю и всем детям раздаю!                                                         Не от этих ли улыбок раскрываются цветы,                                                     Оживают струны скрипок, тают медленные льды?!» (улыбаемся)                

Артикуляционная гимнастика: ( с зеркалами) «Слоны»: - Подражаю я слону, губы хоботком тяну, а потом их расслабляю и на место возвращаю!                             «Лягушки»: - Тянем губы прямо к ушкам, вот понравится лягушкам! Потяну, перетяну и нисколько не устану! А потом их расслабляем и на место возвращаем!

Сюрпризный момент: Воспитатель вносит в группу цветик – пятицветик. (дети рассматривают цветок) – Сколько слогов в слове «пятицветик»? Какого цвета лепестки у цветка? (воспитатель отрывает лепесток)                                                             «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли – быть по- моему вели!     Хочу, чтобы мы очутились на острове Буяне!» (отрывает лепесток)

Художественное слово: «Остров на море лежит, град на острове стоит,                              Есть такое в свете диво – море вздуется бурливо,                                                                        Закипит, поднимет вой, хлынет на берег пустой,                                                                                   Расплеснётся в скором беге – и окажутся на бреге                                                              В чешуе, как жар горя, тридцать три  богатыря!                                                                    Все красавцы молодые, великаны удалые, все равны, как на подбор…

Дидактическая игра «Кто увидит больше всех?» (дети рассматривают репродукцию картины Ю. М. Васнецова «Три богатыря»)                                                            - Испокон веков богатыри были в почести на Руси. Их мужество, честность, доблестные подвиги во имя торжества справедливости воспеты русским народом в песнях, сказках, былинах. Образ древнерусского богатыря стал символом твёрдости духа, могущества воли. Но не только богатырями – людьми славится Русь. Есть в ней и другие  чудо – богатыри. И хотя эти богатыри и не носят тяжёлых кольчуг и шлемов, и не скачут на могучих конях, они всегда обладают волшебной силой. Их сила питает каждого, кто встретившись с ними поверил богатырям, полюбил их и хорошо запомнил их имена. Что это за богатыри вам подскажет загадка.

Загадка: «На странице букваря тридцать три богатыря.                                                          Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей!»  ( буквы)                                            

Воспитатель показывает алфавит  (вместе с детьми называет буквы)                                   - Как в древней Руси называли алфавит? (азбука) Почему? (ответы детей)                   Слово «алфавит» произошло из первых букв греческого названия «альфа» и «вита».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»: ребёнок наощупь отгадывает предмет, лежащий в мешочке – кораблик. Какие слова можно составить из букв, которые есть в слове «кораблик»? (бок, раб, кора, блик, бар, лак, лик, рок, краб, кирка, рак, бор, бак, колба, икра, лоб, боли, бра, ил, роба, кок.)          

Воспитатель отрывает второй лепесток цветка и говорит волшебные слова:             «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг!  Лишь  коснёшься ты земли – быть по - моему вели!           Хочу очутиться на сказочной полянке!

Дидактическая игра «Яблоня с яблоками».  – Из какой сказки эта яблоня?  ( «Гуси – лебеди») Дети, давайте сорвём яблочки, на которых написаны слоги и составим слова! А теперь, дети, каждый со своим словом составит предложение и схему предложения! (ответы детей)

ТРИЗ «Матрёшка»  - Самый большой красный  круг- это наша речь, поменьше зелёный круг- предложение, ещё меньше жёлтый круг – слово, ещё меньше синий круг – слоги, и самый маленький оранжевый  круг – это звуки.  (Воспитатель накладывает круги друг на друга).  - Наша речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков. – А чем отличаются буквы от звуков? (ответы детей)

Воспитатель отрывает третий лепесток: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг!  Лишь  коснёшься ты земли – быть по – моему вели! Хочу чтобы мы очутились в русской народной сказке!                                                                                                        Рассказывание сказки «Теремок».   Выходит девочка в костюме Сказочницы и рассказывает сказку «Теремок», выставляя на доске картинки героев сказки, нарисованные из букв алфавита. – Из каких букв нарисованы мышка? Лягушка? Зайка? Лисичка? Волк? Медведь? (ответы детей)                                            

Моделирование (красные круги – гласные звуки, синие – согласные звуки)  Звуковой анализ слова «теремок». – Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных звуков?  Сколько согласных звуков? Сколько слогов в слове? Назовите первый слог? Последний слог?

Физминутка:  «Мы проверили осанку и свели лопатки,                                                          Мы походим на носках, а потом на пятках.                                                                                             Пойдём мягко, как лисята, и как заинька – трусишка,                                                             И как серенький волчишко, а разбудим мишку!                                                                     Мы пройдёмся косолапо, похрустывая шишкой!»

Воспитатель отрывает четвёртый лепесток: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг!  Лишь коснёшься ты земли – быть по – моему вели!  Хочу очутиться в Буквограде!»              Ой, ребята, в нашем Буквограде ещё два домика построили мишка и мушка!

Дидактическая игра «Где чей дом?»  Звуковой анализ слов «мишка» и «мушка».  – Подберите рифму к слову «мушка»!  ( кормушка, кружка, пушка, сушка, подружка, подушка, веснушка, кукушка.)  - С какими гласными звуками твёрдые согласные при слиянии  превращаются в мягкие ? ( и, е)

Дидактическая игра «Буква заблудилась»  (определение позиции звука)                Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась.                                                              Заскочила в чей то дом и хозяйничает в нём.                                                                                                     Но едва туда вошла буква – озорница                                                                                                     Очень странные дела начали твориться.                                                                                     Сели в ложку и айда по реке туда – сюда!  (Д)                                                                                  Жучка будку не доела – неохота. Надоело.  (Л)                                                                     Тает снег. Течёт ручей, на ветвях полно врачей. (Г)                                                                 На виду у детворы крысу красят маляры.  (Ш)                                                                     Закричал охотник: «Ой!  Двери гонятся за мной!»  (З)                                                                  Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали  лёд!  (М)                                                  (Дети находят правильный звук и определяют его позицию)

Воспитатель отрывает последний лепесток: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг! Лишь коснёшься ты земли – быть по – моему вели! Хочу очутиться в Королевстве Кривых Зеркал!»

Пальчиковая гимнастика:  «Алые цветы»                                                                            Наши алые цветы (ладони вместе) распускаю лепестки (раскрывают ладони),                   Вправо, влево повернутся, чтобы солнцу улыбнуться (поворот ладоней),                  На ночь закрываются, лепесточки прижимаются! (смыкаем ладони)

Самостоятельная работа:  (по карточкам с зеркальцами)                                                     Дети ставят на середину карточки зеркальце вертикально под прямым углом и  определяют, где правильно нарисована буква, а где её отображение. Неправильно отображённую букву обводят в кружок и заштриховывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект физкультурного занятия"Волшебный цветок"

|Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 42 «Аленький цветочек» пгт. Н.Вязовые Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан...

Занятие "Первый цветок - подснежник"

Кружок "Волшебные ладошки" во 2 младшей группеЗанятие "Первый цветок - подснежник"...

Конспект занятия "Волшебный цветок здоровья"

открытое занятие по физической культуре...

Конспект занятия "Волшебный цветок" (песочная терапия)

Тема: «Волшебный цветок»Цели:-развивать воображение, любознательность,творчество;- расширять словарный запас;- развивать мелкую моторику;Задачи:-умение решать творческие задачи;-воспитывать умен...

Познавательное занятие "Волшебный цветок"

Программные задачи:1. Развивать познавательный интерес детей и упражнять в применении математических знаний и умений на практике.2. Создавать атмосферу творческого вдохновения.3. Способствовать п...

Конспект интегрированного занятия "Волшебный цветок" в кружке "Игровой английский"

Данная методическая разработка направлена на закрепление изученной лексики и речевых образцов....