Календарное планирование по коммуникации
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Карлеба Светлана Михайловна

Планирование образовательной деятельности на год по коммуникации в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           Образовательная область. Коммуникация.

Месяц(дата)

Тема месяца

Тема недели

Тема занятия

Программное содержание

Методическое обеспечение

Сентябрь

Осень

День знаний

№1

2

Составление текста-поздравления

1.Составлять текст-поздравление.

2. Способствовать усвоению значений многозначных слов.

3.Закрепить правильное произношение звуков «с», «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

4.Развивать внимание, память. Воспитывать интерес детей к слову.

5. Индивидуальная работа

Музыкальные инструменты – барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки.

№2

(Обучение грамоте) Запомнить правила.

1. Закрепить с детьми:

 а)  слова делятся на части (слоги);

 б) слоги делятся на звуки. В слоге есть гласный звук и один или несколько согласных. Есть слоги из одного гласного звука;

  в)  слово отличается от слога и звука тем, что имеет значение (слово — папа, слог — па, звук — и, а);

2.  Слова в предложениях пишутся отдельно.

3. В конце предложения ставится точка (восклицательный или вопросительный знак).

4.  Инд. раб.: анализ слова.

Картинка со схемой предложения, схемы слов, вспомогательные иллюстрации.

Цветы

№3

Рассказывание по картине «В школу».

1. Продолжать развивать умение детей составлять рассказ творческого характера по сюжетной картине.                                                                                                                       2. Упражнять детей в согласовании слов в предложении, в составлении предложений по опорным словам.                                                                                               3. Словарь: школа, товарищ, взаимопомощь, ученики, класс и т.д.                                                      

 4. Развивать память, воображение и интонационную выразительность речи, эстетические чувства.

5. Инд. работа: выделять предложение из рассказа.

Картина «В школу»

№4

Рассказ по серии сюжетных картин «За ягодами»

1.Поддерживать интерес  к составлению рассказов из личного опыта, правильно подбирать прилагательные к существительным.

2. Грамота - продолжать знакомить детей с предложением, определять их порядок в рассказе.  Составлять предложения по опорным словам.

3.Активизация словаря, название ягод.

4.Развивать наблюдательность, память и воображение.

5.Инд. работа: Выделение опорных слов из предложения.

Сюжетные картины «За ягодами»

Мой город

№5

«Приезжайте в наш город» составление рекламных рассказов.

1.Составление описательных рассказов по памяти.

2. Совершенствовать навыки монологической речи.

3. Словарь - реклама, рекламировать, достопримечательность, турист, путешественник.

4.Развивать память, формировать познавательные интересы у детей.

5. Инд. работа: умение воспроизводить последовательность слов  в предложении.

Рекламные буклеты, фотографии с изображением нашего города.

№6

«Мой дом» творческое рассказывание

1. Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт и уют в помещениях.

2. Совершенствовать умение слогового и звукового анализа слов.

3. Обогащать бытовой словарь детей.

4. Развивать память, логическое мышление,  умение составлять рассказы, опираясь на воображение.

5. Инд. работа: продолжать работу над словом, его слоговом и звуковом составе.

пособия для упражнений по грамоте, картинки с изображением животных, птиц и зверей.

Детский сад

№7

Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду»

1. Составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет;

2.Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

3. Тренировать в словообразовании; дифференциации звуков [ц] и [ч], отрабатывать четкую дикцию. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

4.Развивать мышление, память, воображение.

5.Индивидуальная работа

Сюжетные картины,

№8

«Мы играем»  творческие рассказы детей. Лексические игры.

1.Продолжать развивать умение детей составлять рассказы творческого содержания.

2.Формировать умение делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова по опорным слогам. Определять короткое оно или длинное по звучанию.

3. Словарь - дружба, друг, подружка, товарищ, взаимопомощь.

4.Развивать мышление, память, воспитывать интерес к словесному творчеству.

5.Инд. работа: продолжать работу над смысловой стороной слова.

Сюжетные картины по теме, игрушки различного вида.

                      Сентябрь

Осень

                         Осень

№9

«Осень» заучивания стихотворения Е. Трутнева.

1.Продолжать совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.

2.Обратить внимание детей на сравнение, как средства выразительности.

3.Словарь - закрепить в речи слова природоведческого характера. Грамота - анализ словесного состава предложений, нахождение места слова в предложении.

4.Развивать чуткость к поэтическому слову, воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.

5. Инд. работа: совершенствовать слуховое восприятие речи.

Книги, иллюстрации к сказке

Октябрь

Золотая осень

Овощи и фрукты

№10

Обучение грамоте.

1. Продолжать проводить звуковой анализ слова, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

2. Развивать умение определять место ударного звука в слове;

составлять предложение из двух слов, называть слова по порядку;

3.Продолжать называть слова с заданными звуками.

4. Закреплять знание условных обозначений:

   гласный звук — красный квадрат;    

   согласный звук (твердый) — синий квадрат;

   согласный звук (мягкий) — зеленый квадрат;

   слово — длинная полоска;

   слог — короткая полоска.

 Пример: слово пила — 2 слога, 4 звука: 2 гласных, 2 согласных, из них 1 — твердый, 1 — мягкий.

5. Инд. работа: умение определять количество звуков в слове.

Пособия по обучению грамоте, вспомогательные иллюстрации, схемы.

Хлеб всему голова

№11

«Хлеб всему голова» коллективное рассказывание по заданной теме.

1. Донести до сознания детей. Что хлеб – итог большой работы многих людей.

2. Развивать умение составлять рассказ с использованием пословиц.

3.Закрепить произношение звуков [л] и [р], умение пользоваться интонационными средствами выразительности; обогащать словарный запас образными словами-выражениями по теме «Хлеб»;  образовывать слова-признаки от слов-предметов;

4. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

5. Инд. работа: Развитие умения  отвечать на вопросы воспитателя.

Картинки из серии «Как хлеб на стол пришел»

№12

Рассматривание предметов «Каша - матушка, а хлеб ржаной - отец родной».

1. Углублять представление о свойствах, качествах и признаков  предметов. Сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия.

2. Грамота - составлять предложения по опорным словам, записывать их в виде схемы.

3. Словарь: размалывать, крупа, пшеничная, пшенная, овсяная, рисовая, гречневая. Рассказывать в ходе обследования предметов.

4. Расширять представления детей о знакомых предметах, развивая познавательные способности.

5. Инд. работа: вовлечь в познавательный процесс малоактивных детей.

Материал:приготовить розетки с разными зернами (пшеница, рис, гречка, пшено, горох). Стихи и пословицы.

Птицы

№13

«Хроменькая уточка» пересказ сказки.

1. Познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

2. Формировать умение воспринимать образное содержание сказки.

Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки.

3. Продолжать  развитие  связной речи, активизировать словарь: хата, плетень, аисты, каштаны, борщ, рушник, шахта и др.

4. Воспитывать интерес к природе, доброжелательное отношение к представителям животного мира.

5. Инд. работа: обобщить знания детей о перелётных птицах.

Народные украинские сказки: «Хроменькая ножка», «Колосок», «Рукавичка» и др. Читали стихи украинских поэтов. В книжном уголке подготовлена выставка книг украинских писателей.

№14

 «Воробей» пересказ рассказа Е.Чарушина.

Программное содержание:

1. Передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога, закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку.

2. Развитие диалогической речи – использование сложноподчинённых предложений,

3. Активизировать словарь детей посредствам прилагательных, глаголов и согласовании существительных с прилагательными;

4. Развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности..

5. Инд. работа: Воспитывать интерес к учебной деятельности: произвольное внимание, умение слушать и отвечать на вопросы.

Дидактические игры «Улетает – не улетает», «Кто как зимует». рассказ Е.И. Чарушина  «Воробей», «Рассказы о птицах для детей» Г. Скребицкий, репродукции картин с изображением птиц. Портрет Е. Чарушина, книги

                             Деревья и дары леса

№15

пересказ И. Катаева  «Грибы».

1. Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту, пользуясь мнемоквадратами.

2. Обобщить и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах, местах их произрастания,  уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах.

3.Активизация словаря по теме, развивать связную речь, употребление в речи прилагательных, согласование их с существительными.

4. Развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

воспитывать и прививать интерес к художественному слову.

5. Инд. работа: прививать интерес к художественному слову.

текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту (рис. 4—7), предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов , мнемоквадраты, фонограмма П. И. Чайковского «Осенняя песня»( «Времена года»)

№16

Рассматривание иллюстраций, составление рассказов «О чем печалишься осень?»

1. Составлять коллективный рассказ, давать ему точное название.

2. Развивать навыки составления короткого описательного рассказа.

3.Заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам.

4.Воспитывать внимательное отношение к ответам и рассказам других детей. Развивать чувства ритма и рифмы.

5. Индивидуальная работа.

Репродукции картин на осеннюю тематику.

Осенняя обувь, одежда и головные уборы

№17

Заучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало» А. С Пушкин

1. Упражнять детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать, и воспроизводить образность языка стихотворения;

2.Совершенствовать интонационную выразительность;

3.Активизация словаря - небо осенью дышало, блистало, ложился на поля туман, караван;

4.Воспитывать эстетические чувства, расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина.

5.Индивидуальная работа

Портрет Пушкина, Иллюстрации осени

Ноябрь

Моя страна, моя планета

Золотая осень

№18

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

1. Формировать умение детей понимать содержание и значение пословиц, связывать их значение с содержанием короткого рассказа, инсценировки;

2. Познакомить детей с загадками-сравнениями;

3. Повторить знакомые считалки, помочь заучить текст народной игры “Плетень”, произносить чистоговорки;

4. Способствовать развитию речи детей, внимания, их двигательной активности, интереса к русскому фольклору;

5. Индивидуальная работа

картинки к пословицам; листы бумаги, карандаши, шапочки к игре, атрибуты к инсценировкам.

Домашние и дикие животные

№19

пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

1.Формировать умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

2.Подбирать синонимы, антонимы к прилагательным и глаголам.

3. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з» и «ж»,  дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

4.Развивать умение договариваться в процессе пересказа друг с другом.  Воспитывать интерес к жизни животных.

5. Индивидуальная работа.

Книга с иллюстрациями

№20

(Обучение грамоте)

1.  Звук у — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук у, губы вытянуты трубочкой. Произнеси звук у 2 — 3 раза медленно и четко.

2.  Хлопни в ладоши, если услышишь звук у:

и — у — ы — у — а — у — и — у — а —

и — ы — у — а —у — у — а — и — у.

3.  Назови 1-й звук в словах: угол, Ира, Аня, улица, Алик, Оля, Игорь, осень, Алла, ослик, окна, удочка.

4.  Подбери картинки, наклей их или нарисуй предметы, в названии которых звук у первый: утка, утюг, ухо, улитка, удав, Уля, улей, удод.

5.  Определи, в каких словах слышится звук, у: муха, дом, паук, мак, кот, утка, сок, , ива, магазин, утюг, иголка, какаду, машина.

6. Определи позицию звука у в словах:

утка, муха, паук, какаду, эму.

7. Выучи:

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Пособия по обучению грамоте, вспомогательные иллюстрации, схемы.

Игры и игрушки

№21

рассказывание на тему «Моя любимая игрушка»

1.Отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.

2.Подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования.

3.Закреплять правильное произношение звуков «в» и «ф», умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками «в» и «ф».

4.Развивать творческое воображение. Воспитывать усидчивость.

5. Индивидуальная работа.

Игрушки лисенок, щенок.

№22

«Как друзья познаются»  С. Михалков пересказ  сказки.

1.Продолжать совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст, драматизировать его.

2.Понимать смысл пословиц запоминать их и применять в своей речи к месту.

3.Грамота. Продолжать работу над предложением и словарным его составом, уметь находить место слова в предложении, записывать схематически предложения, анализировать их.

4. Развивать память, логическое мышление, интонационную выразительность речи. Воспитывать у детей чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

5. Индивидуальная работа.

текст для пересказа, пословицы, упражнения по грамоте, бумагу и карандаши для рисования, шапочки для драматизации.

Архитектура

№23

«Ознакомление с малыми фольклорными формами»

1. Знакомить детей с фольклорными произведениями: загадками, потешками, закличками, песенками, колыбельными. Расширять знания о русских – народных играх, загадках;

2. Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в правильном согласовании слов в предложении; в словообразовании.

3. Активизировать речь детей, словарный запас.

4.Способствовать развитию речи детей, внимания, их двигательной активности, интереса к русскому фольклору;

5. Индивидуальная работа.

картинки к пословицам; листы бумаги, карандаши, шапочки к игре, атрибуты к инсценировкам.

№24

«Сегодня так светло кругом» чтение стихотворений об осени.

1. Определять по описанию осенние месяцы, замечать красоту осеннего пейзажа.

2. Формировать эмоциональное восприятие произведений.

3. Совершенствовать  умение читать выразительно  наизусть стихи.

4.Воспитывать любовь к поэтическим произведениям,  умение видеть и любить  красоту природы.

5.Индивидуальная работа.

осенние пейзажи, осенние веточки и листочки, фонограмма музыки П.И. Чайковского «Времена года» .

Мой город, моя страна

№25

рассказывание по серии сюжетных картин.

1. Составлять рассказ, придумывать предшествовавшие и последующие события; оценивать содержание, правильность построения предложений.

2. Способствовать употреблению сложноподчиненных предложений, согласовывать прилагательные к существительным в роде и числе;

3. Подбирать определения к заданным словам; находить однокоренные слова.

4.Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать интерес к слову.

5. Индивидуальная работа.

сюжетные картинки на тему «Поздняя осень»

№26

пересказ рассказа Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

1.Пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.

2. Обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;

3.Тренировать в подборе синонимов; оценивать словосочетания по смыслу.

4.Развивать интерес к художественной литературе.

5.Индивидуальная работа.

Книга с иллюстрациями

Декабрь

Новый год. Зима

Красавица зима

№27

заучивание стихотворений «Встреча зимы»  И. Никитин.

1.Помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении;

2.Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров;

3. Формировать умение  использовать языковые выразительные средства при описании зимы;

4.Равзвивать умение внимательно слушать, высказывать своё отношение к природе.

5. Индивидуальная работа

Текст стихотворения, иллюстрации на тему «Зима».

№28

(Обучение грамоте)

1.  Звук а — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает пре-грады). Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, язык отодвинут назад. Про-изнеси звук а 2 — 3 раза медленно и четко.

2.  Подними руки, когда услышишь звук а:

и — у— а — о — у — а — и — а — а —

ы — а — у — о — а — у — а — и.

3.  Назови 1-й звук в словах:

уши, Аня, улитка, апельсин, обувь, индюк, облако, арка, астры, овощи, аист, удочка, озеро, антенна, утюг, армия.

4.  Подбери картинки, наклей их или нари-суй предметы, в на¬звании которых первый звук а:    аист, Аня, Алик, апельсин, ананас, антенна, аптека, азбука, автобус.

5.  Послушай и назови, в каких словах слышится звук а:     утюг, аист, индюк, Алик, ослик, Аня, санки, танк, мука.

6.  Определи позицию звука а в словах:

        Алик, танк, мука, аист, мак, пила.

7. Выучи: Аист, азбука, айва

Начинаются на а.

Пособия по обучению грамоте, вспомогательные иллюстрации, схемы.

Русские традиции, обычаи

№29

«Илья Муромец и Соловей разбойник» былины.

1. Познакомить детей с былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи.

2. Раскрыть героический характер русского народа через изучение русских былин и сказок.

3. Активизация словаря: Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

4. Развивать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства.

5. Индивидуальная работа

Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.

№30

пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

1.Передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений.

2. Подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам, разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий;

3.Упражнять в умении не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишье с разной силой голоса.

4.Развивать умение импровизировать. Воспитывать любовь ко всем временам года.

5. Индивидуальная работа.

Книга с иллюстрациями

Зимние забавы

№31

рассказывание по картине «Вот так покатался»

1. Совершенствовать умение рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения;

2.Продолжать выделять при сравнении явлений существенные признаки, знакомить с многозначностью слова;

3.Упражнять детей в правильном произношении звуков с, з.

4. Развивать умение импровизировать. Воспитывать любовь ко всем временам года.

5. Индивидуальная работа.

Картина «Вот так покатался»

№32

«Небылицы в лицах» творческое рассказывание.

1. Продолжить знакомство детей с фольклором на примере малых фольклорных форм (небылицы, потешки, частушки); 2.Формировать умения детей соотносить знаковые символы с образами и использовать мнемотаблицу, как план перессказа;

3. Активизировать в речи глаголы. Углублять интерес к речевой деятельности.

4.Продолжать развивать: память, наглядно-образное мышление, внимание, логическое мышление.

5. Индивидуальная работа.

Книги с потешками, загадками, частушками. Сопутствующие иллюстрации.

Новый год

№33

«Украсим ёлку» рассматривание, составление рассказа.

1. Приобщать и развивать интерес детей к истокам народной культуры, познакомить с народными традициями и обрядами, приуроченными к празднованию Нового года и Рождества

2.Формировать коммуникативные навыки, организуя общение детей и взрослых; интерес к совместной деятельности.

3. Уточнить и закрепить умения составлять предложения из нескольких слов, формировать умение рассуждать.

4.Воспитывать стремление и умение доставлять радость близким людям, и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.

5. Индивидуальная работа:

Демонстрационный материал:

Фотоматериалы о зиме, о празднике, о животных.

Новогодняя елка.

Карточки с загадками.

Раздаточный материал:

Чистые листочки для рисования, карандаши, фломастеры

Пазлы месяцев всего года.

Сюжетные картинки, слова.

Красные, синие и зеленые шарики.

№34

составление рассказа «О новогоднем празднике»

1.Расширять представления детей о Новом годе, составлять   продолжение  рассказ,  развивая  сюжет,  соблюдая  последовательность   изложения;

2.Упражнять в     умении  отбирать   содержание  для  своих рассказов;

3.Расширить  словарь по  этой  теме.

4.Стимулировать    инициативность,  логическое  мышление, воображение  и  фантазию; воспитывать  эмоциональный  отклик   на  предстоящее  праздничное  событие.

5. Индивидуальная работа:

фишки,  сундучок, новогодние игрушки: деревянная свистулька, пластмассовый шар, стеклянная Снегурочка, бумажный фонарик

Январь

Зима

№35

работа с иллюстрированными изданиями сказок.

1.Познакомить детей с оформлением книг, сказок.

2.Помочь понять, что иллюстрированные издания книг следует внимательно рассматривать. Вдохновлять на поиск нового. что ранее осталось не замеченным.

3. Активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь.

4.Развивать творческое воображение. обмениваться впечатлениями.

5. Индивидуальная работа:

Книги - сказки разных авторов, бумага, кисти, гуашь, салфетки, аудиозапись "Мелодии из сказок".

Народные праздники

№36

(Обучение грамоте)

1.  Звук и — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук и, губы улыбаются, язык находится внизу. Произнеси звук и медленно и четко 2 — 3 раза.

2.  Открой глаза, когда услышишь звук и:

и — о — у — а — и — у — и — о — э — и.

3.  Назови 1-й звук в словах:

 ива, Аня, окна, уши, иней, Алик, осень, утка, искры, угол, иглы, обувь, иволга.

4.  Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых звук и первый: ива, иней, Инна, иголка, Иван, индюк.

5.  Определи, в каких словах слышится звук и: ива, дом, вилка, мак, малина, утка,

 петухи, кот, мухи, пауки, суп, Инна.

6. Определи позицию звука и в словах:

ива, иней, малина, бинт, мухи, пауки.

7. Выучи:

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Пособия по обучению грамоте, вспомогательные иллюстрации, схемы.

№37

викторина по сказкам.

1Уточнить и обогатить представления о сказках.

2.Формировать интерес к рассматриванию иллюстраций в книге.

3. Обогащать словарный запас, пересказывать сказку частями (без педагогической поддержки),        

4.Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

5.Индивидуальная работа:

Книги со сказками, иллюстрации по сказкам

№38

рассказывание «Мой любимый мультфильм»

1.Формировать умение придумывать рассказ на задуманную  тему, передавать специфику жанра.

2. Передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

3.Давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование.

4.Развивать память, наблюдательность.

5. Индивидуальная работа.

Иллюстрации из мультфильмов, просмотр презентации, отрывков из знакомых мультфильмов.

Животные Севера

№39

рассказывание по картине «Дети Севера»

1. Познакомить с жизнью детей северного края. Дать знания о природе тундры.

2. Продолжать учить детей самостоятельно составлять связный текст из 4 – 5 предложений, не повторяя содержание рассказов товарищей.

3. Расширять словарный запас детей (каюр, нарты, северное сияние, чум)

4. Воспитывать уважение к людям других народностей.

5.Индивидуальная работа:

Картина «Дети Севера», глобус, иллюстрации с изображением людей северных народностей, схемы для составления рассказа, картинки с изображением мхов и лишайников.

№40

рассматривание и рассказывание по картине «На севере крайнем» И. Шишкина

1.Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Способствовать художественному видению пейзажной картины; стимулировать желание внимательно ее рассматривать

2.Формировать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из 5-6 предложений, соблюдая композицию рассказа.

3.Добиться использования в речи разных синтаксических конструкций, образных слов и выражений. Обогащать словарь.

4.Приобщать детей к словесному, музыкальному и изобразительному искусствам. Помочь получить эстетическое наслаждение, чувства и переживания.

5.Индивидуальная работа

Картинки с зимней тематикой. Музыкальная запись произведений П.И. Чайковского из альбома «Времена года», Ж. Массе «Элегия». Репродукция картины И. Шишкина «На севере крайнем».

«Что из чего и для чего?»

№41

«Как человек себе помогал» рассказывание о предметах.

1.Расширить представление о русском быте.

2. Формировать умение поддерживать беседу, рассуждать и давать необходимые пояснения, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты.

3.Развитие активной речи детей в различных видах деятельности, свободного общения с взрослым и детьми; Пополнить лексический запас за счёт знакомства со словами и оборотами народной речи.

4.Развивать художественное творчество при создании красивых изображений в рисовании

5.Индивидуальная работа:

Карточки с изображением предметов, быта.

№42

сравнение и описание предметов.

1.Формировать умение составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам.

2.Выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»;

3.Активизировать глаголы, выражающие разные состояния; совершенствовать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

4.Развивать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать усидчивость.

5. Индивидуальная работа:

Картинки с изображениями мячей, игрушек, мебели, котят.

Февраль

День защитника Отечества

Семья

№43

чтение сказки А.С Пушкина «Сказка о Царе Салтане»

Развивать умение припоминать и связано, выразительно пересказывать текст знакомой сказки по частям. Развивать умение устанавливать логические связи и передавать их в форме рассказа. Самостоятельно устанавливать последовательность событий в сказке. Способствовать обогащению словаря и освоению средств выразительности речи за счёт активного использования авторских образных сравнений и определений. Продолжать учить пересказывать текст от первого лица. Развивать интерес к художественной литературе, эстетический вкус.

сказка А.С Пушкина «Сказка о Царе Салтане»

№44

(Обучение грамоте)

1.  Звук о — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук о, губы округлены. Произнеси звук о медленно и четко 2 — 3 раза.

2.  Подними руку, когда услышишь звук о:

о — и — у — о — а — и — о — и —

      о —у — а — и — о — и—о — у — о.

3.  Назови 1-й звук в словах:

Оля, Аня, утка, ива, обувь, аист,

 уши, иней, азбука, улица, Ира, окна.

4.  Подбери картинки и наклей их или нари-суй предметы, в названии которых звук о первый:    окна, обувь, Оля, окунь, овод.

5. Определи, в каких словах слышится звук о: окна, муха, мак, обувь, ива, дом, паук,

кот, бинт, яйцо.

6.  Определи позицию звука о в словах:

       обувь, дом, пальто, окунь, кот, окно.

7. Отгадай и выучи:

Вот так дом — одно окно,

А в окне идет кино.   (Телевизор.)

 Пособия по обучению грамоте, вспомогательные иллюстрации, схемы.

«Животные жарких стран»

№45

лексические игры и упражнения.

1.Совершенствование навыка звукового анализа.

2.Формирование темпо – ритмической и интонационной сторон речи.

3.Совершенствование лексико – грамматического строя речи, фонематического восприятия, артикуляционной моторики. 4.Развитие внимания и логического мышления.

5. Индивидуальная работа

Предметные картинки с изображением животных (обезьяна, тигр, лев, зебра, антилопа, слон, жираф, крокодил, бегемот, носорог) ; игрушки; «письмо» от; нарисованные домики со звуками, символы предлогов; схемы предложений; мяч.

№46

Рассказ по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

1. Закреплять умение рассматривать картину, слушать рассказывание.

2. Составлять рассказ по картине, употребляя в речи образные выражения, синонимы и антонимы.

3.Формировать умение составлять предложения из двух слов, называя первое, второе слово;

4. Развивать эмоциональность речи.

5. Индивидуальная работа.

картина В.М. Васнецова «Богатыри»

«Защитники Отечества»

№47

чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода».

1.Познакомить детей с рассказом Е. Воробьёва “Обрывок провода”.

2.Побуждать детей рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного героя.

3. Активизировать употребление глаголов (из текста);

4.Развивать мышление, память, воображение. Воспитывать уважение к защитникам отечества, к памяти павших и живущих солдат ветеранов.

5.Индивидуальная работа:

школьный вальс, стихотворение С. Щипачева «22 июня 1941 года», музыка песня “Священная война”, рассказа Е. Воробьёва “Обрывок провода”, иллюстрация  установления знамени над Рейхстагом.

№48

творческое рассказывание «Если бы  я был военным »

1.Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.

2. Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение отвечать на вопросы.

3. Образованию множественного числа имен существительных.

4. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

5.Индивидуальная работа:

Иллюстрации Российской армии;

Иллюстрации формы одежды войск;

Изображение людей военных профессий (летчик, танкист, моряк, солдат).

Карточки-схемы с изображением военной техники, оружия.

«Масленица»

№49

работа по сюжетным картинкам.

1.Составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями.      2. Формировать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;  

3.Выполнять фонетические упражнения на изменение интонации. Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

4.Развивать умение слушать друг друга. Воспитывать познавательный интерес.

5. Индивидуальная работа:

сюжетные картинки:

№50

Рассказывание из личного опыта «Как мы играем зимой на участке»

1.Отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности.

2. Формировать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность.

3.Активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

4.Развивать творческие способности, фантазию, память.

Воспитывать доброе отношение друг к другу.

5. Индивидуальная работа

Сюжетные картинки по теме.

Март

Международный женский день

О любимых мамах

№51

«Поговорим о маме»  творческое рассказывание.

1.Продолжать составлять рассказ с использованием алгоритма рассказывания, отвечать на вопросы по картине полным ответом.

2.Закреплять знания детей о женских профессиях; дать знания о таком празднике 8 марта. Формировать гуманное направление к самому дорогому человеку к маме.

3.Тренировать детей в подборе слов-определений, для характеристики мамы, продолжать предложение, согласовывая ответ по смыслу.

4. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви.

5. Индивидуальная работа:

Рисунки детей «портреты мам», мячик, музыка, цветочек(из бумаги).

№52

(Обучение грамоте)

1.Звук э — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук э, губы в улыбке, язык внизу. Произнеси звук э медленно и четко 2 — 3 раза.

2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук э:

и — э — о — у — э — а — э — и — о —

у — э — о — у — э — а — и — э.

3.  Назови 1-й звук в словах:    эхо, уши, осы, аист, эму, Эдик, Оля, Эмма, Аня, Эля, иней.

4.   Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых первый звук э: Эмма, Эдик, эхо, Эля.

5.  Определи, в каких словах слышится звук э: Эмма, дом, мак, Эдик, кит, эхо,

паук, Эля, муха, Аня, утка.

6.  Определи позицию звука э в словах: Эмма, поэт, галифе, эхо, дуэт, эльф, этикетка.

7. Выучи: Эхо, эхо, вот потеха!

8.  Послушай, сколько звуков, назови первый, второй, третий звуки:  ау, а, и, аэ, эаи, уиэ.

Пособия по обучению грамоте, вспомогательные иллюстрации, схемы.

«Что нам стоит дом построить»

№53

Пересказ произведения Е. Пермяка «Для чего руки нужны»

 1. Вызвать эмоциональный отклик на содержание рассказа, привитие интереса к художественному слову, воспитание самоконтроля за речью.

2. Ориентироваться на исходный текстовой материал при составлении рассказа от первого лица;

3. Формировать умение пересказывать текст от первого лица без наглядной опоры.

4. Развитие воссоздающего и творческого воображения, творческих способностей детей;

5.Индивидуальная работа

текст рассказа Е.А. Пермяка «Для чего руки нужны», наложенные картинки по теме предметные картинки по теме, пособие для выкладывания схемы предложений, слова для словарной работы.

№54

Лексические игры и упражнения.

1. Формировать у дошкольников умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.

2. Совершенствовать понимание образных выражений, упражнять в подборе пословиц и поговорок; формировать умение у детей свободно высказывать свои мысли.

3. Активизация словаря по теме.

4. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая.

5.Индивидуальная работа

Игры и картинки по теме

«Весна»

№55

Составление рассказов о весне по сюжетным картинкам.

1. Формирование навыка составления повествовательного рассказа по серии сюжетных картин.

2. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей, уточнить и расширить знания детей по теме «Весна».

3. Расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными;

4. Развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;

5.Индивидуальная работа:

картинки с изображением признаков весны,  конверт с письмом, рисунок грача, мнемосхемы, мяч.

№56

заучивания стихотворения  П. Соловьева «Ночь и день».

1.Познакомить детей с творчеством П. Соловьева

2. Чувствовать ритм стихотворения, понимать замысел произведения.

3. Формировать умение формулировать ответ на вопросы, употребляя в речи сложные предложения.

4. Воспитывать любовь к поэзии.

5.Индивидуальная работа

Текст стихотворения П. Соловьева «Ночь и день».

Театр

№57

слушание и пересказ былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

1. Познакомить детей с былиной, как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)

2. Понимать мотивы поступков героев; высказывать свое отношение к ним.

3. Активизировать в речи  распространённые предложения.

4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности

5. Индивидуальная работа.

Былина и сопутствующие картинки

№58

рассказывание сказок по вспомогательным картинкам.

1.Привлекать детей к творческому рассказыванию используя мнемотаблицы.

2.Систематизировать элементы моделирования, описания, диалог; при оценке рассказов отмечать занимательность сюжетов, средства выразительности;

3. Использовать в речи при рассказывании сказки зачин, концовку, образные выражения,  повторы.

4.Развивать творческое воображение, мышление, связную речь.

5.Индивидуальная работа

опорные картинки по определённому сюжету,  мнемотаблица для проведения физминутки.

Апрель

Весна

№59

«Моя история» рассказывание из личного опыта.

1.Продолжать составлять интересные рассказы из личного опыта;

2.Строить свой сюжет в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация и развязка; не повторяя содержание рассказов других детей.

3.Упражнять в подборе определений к слову «весна».

4. Развивать у детей логическое мышление и долговременную память; положительную установку детей на участие в занятии,

навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности.

5.Индивидуальная работа.

схемы для составления рассказов,мяч.

Гости

№60

Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

1. Вызывать эмоциональный отклик на весенние изменения в природе;

2. Совершенствовать развитие навыков составления по картине описательного рассказа;

3. Обогащать словарный запас по теме; развивать фонематический слух (различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки)

4. Воспитывать внимательное отношение к ответам и рассказам других детей.

5. Индивидуальная работа.

картина А. Саврасова «Грачи прилетели»

№61

(Обучение грамоте)

Звук ы

1.  Звук ы — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук ы, губы улыбаются, язык внизу за зубами. Произнеси звук ы медленно и четко 2 — 3 раза.

2.  Открой глаза, когда услышишь звук ы:

ы — а — и — э — ы — у — о — ы —

и — о — ы — у — э — ы.

3.   Назови 1-й звук в словах: Аня, уши, осы, иней, эхо, аист, утка, осень, иволга, Эму.

4.  Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых звук ы слышится в середине и в конце: дым, дыня, тыква, бык, коты, бинты.

5. Определи, в каких словах слышится звук ы: дым, кот, мак, дыня, утка, тыква,

 паук, бык, бинт, дубы.

6.  Определи позицию звука ы в словах:

дым, бык, конфеты, тыква, дубы,

ноты, бегемоты, дыня.

7. Выучи: Когда ноги вы,

Когда ноги мы,

Когда ноги ты,

Тогда ноги вымыты.

Пособия по обучению грамоте, вспомогательные иллюстрации, схемы.

Космос

№62

рассказы по картинкам.

1. Составление рассказа с опорой на картинки, побуждать  к  проявлению  инициативы  и  любознательности  с  целью  закрепления полученных знаний;

2. Расширить  кругозор  детей  по теме  «Космос»;

3. Закрепить активный словарь по теме;

4. Развивать внимание, логическое мышление.

5. Индивидуальная работа

предметные картинки, глобус, фотографии космонавтов.

№63

беседа «Хочу быть космонавтом», лексическо - грамматические упражнения

1. Познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представления о современных профессиях;

2. Закреплять знания о гласных и согласных звуках, находить место звука в слове, определение ударного звука (слога, определение количества слогов, составление предложения)

3. Обогащать словарный запас, познакомить с новым словом «невесомость», формировать грамматический строй речи.

4. Способствовать развитию памяти, мышления.

5.Индивидуальная работа

иллюстрации, портреты, книги, Д/и «Что мы знаем о космосе?»

«Мой город, моя улица»

№64

«Мой дом - моя родина» рассказывание из личного опыта.

1.Расширить и закрепить знания детей о родном городе

2.Формировать умение составлять рассказ из личного опыта.

3.Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложных предложений,  согласовывая слова в предложении.

4. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

5.Индивидуальная работа

Иллюстрации, фотографии с видами города Вольска.

№65

Я. Аким «Апрель» заучивание стихотворения.

1.Познакомить детей с новым стихотворением, помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения.

2. Добиваться хорошего запоминания стихотворения, используя приёмы моделирования.

3. Продолжать работу со словом, слогом, звуком как единицами речи.

4.Развивать мышление, память, чуткость к поэтическому слову.

5.Индивидуальная работа

Мольберт, картинки с изображением ранней весны и цветущей вербы. Текст стихотворения, портрет автора.

Цветущая весна

№66

«Картинная галерея» составление рассказов по репродукциям художников.

1. Продолжать формировать представления о том, что такое живопись, об особенностях её жанров и средств выразительности; желание высказываться по поводу увиденного и переживаемого.

2. Совершенствовать навыки связной речи. Формировать навыки и умения общаться по поводу искусства с товарищами, взрослыми, высказывать суждения и оценки увиденного.

3. Активизация словаря: пейзаж, оттепель, проталины, ранняя, поздняя весна. Сравнивать репродукции картин, отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать умение подбирать слова – определения к существительным.

4. Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе, воображение.

5. Индивидуальная работа.

Репродукции произведений художников, выполненные различными художественными материалами. Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».

Проектор,  DVD  для просмотра репродукций русских художников.

Отрывок из цикла П.И Чайковского «Времена года. Март».

№67

«Золотой луг» М. Пришвин. Пересказ.

1.Закреплять умение пересказывать литературный текст, подбирать определение и сравнение. Совершенствовать понимание специфики жанра рассказа.

2. Упражнять в отгадывании загадок о цветах.

3. Формировать  умение ставить ударение в словах, определяя ударный и безударный слоги.

4. Развивать умение видеть красоту родной природы, умение объяснять значение устаревших слов и выражений.

5. Индивидуальная работа.

Книга с иллюстрациями

№68

сказки Г.Х. Андерсона.

1. Различать жанровые особенности сказки.Совершенствовать умение связно передавать содержание средствами игры.

2.Формировать оценочное отношение к героям, осмысливать содержание прочитанного.

3. Выделять в тексте образные выражения, обогащать словарный запас.

4. Расширить читательский кругозор.

5. Индивидуальная работа

Сказки Г.Х. Андерсона. Иллюстрации к сказкам

Майские праздники

№69

Рассказ С. Алексеева «Первый ночной таран»

1.Углубить знания о Российской армии.

2. Продолжать работу по патриотическому воспитанию, чтить память павших бойцов, возлагать цветы к обелискам и памятникам.

3. Закреплять знания о предложении, умение делить слова на слоги; составлять предложения.

4. Развивать память, творческое воображение и устную речь детей.

5.Индивидуальная работа.

Рассказ С.Алексеева «Первый ночной таран», иллюстрации на тему «Великая отечественная война».

№70

(Обучение грамоте)

Гласные звуки

1.  Расскажи, какие звуки называются гласными. (Звуки, которые можно петь, тянуть, которые произносятся легко, свободно, без преграды и с голосом, называются гласными.)

2.  Назови, сколько всего гласных звуков.

(6 —  а,  о,  и,  ы,  у,  э.)

3.  Вспомни и назови слова, которые начинаются с гласного звука: а, о, и, э, у.

4.  Повтори ряд звуков:

а — о — у — и;

у — э — о — а;

и — о — ы — у;

о — э — у — ы       и   т.д.

Пособия по обучению грамоте, вспомогательные иллюстрации, схемы.

Май

Международный день семьи

Перелетные птицы

№71

«Весна в пословицах и поговорках»

1. Понимать образное содержание и значение пословиц, поговорок и народных примет о весне;

2.Закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора.

3. Активизация словарного запаса по лексической теме « Весна и приметы весны» и закрепление в речи поставленных звуков. Отгадывать загадки, построенные на описании;

4.Воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам.

5.Индивидуальная работа.

картинный материал по темам «весна, приметы весны, птицы»

№72

Сказка В.Катаева «Дудочка и кувшинчик»

1. Совершенствовать умение различать жанровые особенности сказок.

2.Развивать способность к эмоциональному восприятию образного содержания сказки, умение находить связь содержания сказки с различными пословицами о труде.

3. Проводить звуковой анализ слова, формировать фонематический слух (находить одинаковые звуки в словах);

4. Развивать память, творческое воображение и устную речь детей.

5.Индивидуальная работа

Сказка В.Катаева «Дудочка и кувшинчик» и иллюстрации к сказке, схемы и пособия для обучения грамоте.

Мой родной край

№73

Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

1.Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.

2. Развивать умения детей подбирать слова, характеризующие поведения и черты характера литературных героев

3. Выполнять звуковой и слоговой анализ слов.        

4.Воспитывать наблюдательность, желание разбираться в явлениях природы.

5. Индивидуальная работа

рассказ Э. Шима «Очень вредная крапива»

№74

 «Стихи о весне»

1.Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства.

2.Эмоционально реагировать на красоту весенней природы, описанной в стихотворении.

3. Продолжать работу над чёткостью и громкостью произношения слов.

4. Поощрять любознательность, развивать интерес к познанию природы.

5.Индивидуальная работа.

Текст стихов о весне,иллюстрации

Насекомые

№75

Стихотворение А.Блока «На лугу»

1. Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, читать поэтические произведения в лицах.

2.Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.

3. Активизировать словарь: подбирать подходящие по смыслу определения к слову «весна» (активизировать прилагательные).

4. Развивать умение видеть красоту родной природы, умение объяснять значение устаревших слов и выражений.

5.Индивидуальная работа

Стихотворение (текст) А. Блока «На лугу». Иллюстрации по теме.

№76

«Летний день» составление рассказа

1. Творческое рассказывание, умения придерживаться избранной линии в сюжетном рассказывании.

2. Формировать навыки составления рассказа по картине, умение выделять звук в слове, производить замену звука.        

3. Активизировать в речи употребление в речи сложных предложений.

4.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

5.Индивидуальная работа

Картина «Летний день»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН Коммуникация

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН Коммуникация ...

Перспективное планирование по коммуникации в старшей группе № 5 на 2013-2014 учебный год.

Перспективное планирование по коммуникации в старшей группе № 5 на 2013-2014 учебный год....

Перспективное планирование по коммуникации(развитию речи) в старшей группе

В данном материале отображается тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на год....

Перспективное планирование по коммуникации(развитию речи) в старшей группе

В данном материале отображается тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на год....

Календарное планирование работы с детьми на неделю Календарное планирование работы группы _ «Колокольчик»__ с _04.05_ по _13.05_ месяц _май_ по теме_ Что такое праздник_____

Цель: _ Рассказать, что на праздник люди красиво одеваются, ходят друг другу в гости, дарят подарки. На празднике всегда весело и интересно.____Итоговое мероприятие___ Комплексное мероприятие «Кукла К...

Календарное планирование в подготовительной группе. Календарное планирование

Календарный план образовательной деятельности на февраль месяц в группе компенсирующей направленности...