КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН Коммуникация
методическая разработка (старшая группа) по теме

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН

 

Коммуникация

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН

Коммуникация

Месяц

Основные направления             работы

Тема

недели (месяца)

Тема образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности (средства, методы, приемы работы)

Региональное содержание

Совместная образовательная деятельность детей с воспитателем

Непосредственная образовательная деятельность

Сентябрь

Познавательно - речевое

Здравствуй,  школа!           Осень

Мы воспитанники старшей группы

Звуковая культура речи: дифференциация звуков «З» - «С»

        Гербова, с. 26,29

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Интеграция

Художественная литература

Учить детей эмоционально воспринимать идею и содержание произведения Э. Мошковской «Я маму свою обидел». Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими. Воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощения.

Волчкова,с.11

Содействовать налаживанию диалогического общения детей в совместных играх и на занятиях.

Творческое рассказывание «Поговорим по телефону»

Волчкова, с.7

Учить детей особенностям диалогической речи; связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости, закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить с творчеством В. Драгунского «Друг детства». Раскрыть характер главного героя Дениски.

Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников.

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Как мы следы осени искали».

Гербова, с. 30

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Интеграция

Художественная литература

Заучивание стихотворения М. Исаковской «Поезжай за моря - океаны»

Повышение инициативности и самостоятельности в общении с художественными произведениями.

Составление рассказов по картине «Прогулка в лесу».

Затулина, с. 8

Из серии «Времена года»        

С. Вохринцева

Учить рассказывать по картине и поее фрагментам. Расширять словарный запас за счет глаголов и прилагательных, раскрыть смысловое понятие «лес». Ввести в словарь детей слова: хвойный, лиственный, смешанный.

Учить составлять предложения из 2-3 слов.

Воспитывать бережное отношение к лесу, закрепить впечатление о лесе.

Интеграция

Художественная литература

Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». Учить понимать содержание поэтических текстов. Развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове.

Закреплять интерес к самостоятельному словесному творчеству.

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней

Гербова, с. 33

Из серии «Времена года»        

С. Вохринцева

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Интеграция

Художественная литература

Учить понимать содержание стихотворения А. Пушкина «Унылая пора!..». Развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове

В монологической речи развивать умение описывать предметы и явления картины.

Беседа по содержанию рассказа В. Бианки «Сентябрь»

Затулина,

Учить детей понимать смысл рассказа. Учить  детей правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы. Составлять описательный рассказ. Развивать познавательные интересы у детей.

Интеграция

Художественная литература

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень».

Закреплять интерес к произведениям своего и других народов республики.

Пересказ В.Чаплина «Лес осенью»

Развивать умение составлять рассказ. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени. Обогащать речь существительными, обозначающими растения.  

Интеграция

Художественная литература

Формирование умения внимательно и заинтересованно слушать произведение В.Чаплина «Лес осенью»

Рассмотреть пейзажи нашей родины. Учить выбирать наиболее точные слова и выражения при описании произведения.

Повторение материала, изученного в средней группе

Истоки

 

Ежедневное чтение детской литературы, рекомендованной программой и подобранной в соответствии с возрастом.

Интеграция

Художественная литература

.

Работа по созданию библиотечной зоны в группе.

Октябрь

Познавательно - речевое

Я в мире человек

Учимся вежливости. Звуковая культура речи и дифференциация звуков С-Ц

Гербова, с. 36, 39

Рассказывать детям  некоторых вежливых правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Закрепить правильное произношение звуков С – Ц; учить детей дефференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками С – Ц; развивать умения слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произношение слов с различной громкостью и в разном темпе.

Интеграция

Художественная литература

Чтение стихотворений о вежливых словах. Воспитывать чуткость к художественному слову. Формировать эмоциональное отношение к произведениям.

Комплексные занятия с. 46

Развивать произвольность темпа речи, силы голоса, умение подбирать интонационные средства выразительности.

Товары для супермаркета

Кариухина, с. 86

Побуждать  детей составлять описательные и повествовательные рассказы из шести –семи предложений самостоятельно без помощи воспитателя. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, способность творчески работать на занятии. Формировать слуховое восприятие и память. Воспитывать трудолюбие и речевую активность на занятии, взаимовыручку, партнерские отношения.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.

Обогащать речь детей существительными.

Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень» и составление рассказа по ней. Лексико-грамматические упражнения.

Волчкова, с. 25  

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.

Интеграция

Художественная литература

Учить  вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста А. К. Толстого «Осень обсыпает весь наш бедный сад…». Помогать выразительно, с естественными  интонациями, читать стихи. Продолжать развивать интерес и любов к художественной литературе.

Развивать интерес к самостоятельному моделированию содержания произведения, к созданию собственных.

Обучение рассказыванию: описание кукол.

Гербова, с. 38

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя самостоятельно, руководствоваться планом.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить с творчеством Т. Александровой «Домовенок Кузька».  Развитее интереса к художественной литературе.

Развивать умение планировать речевые высказывания: выделять объект речи и описывать его в определенной последовательности.

Составление рассказов из опыта работы детей на огороде «Как мы убирали урожай»

Затулина, с. 17

Учить детей составлять короткие рассказы из опыта. Передавать свои впечатления в рассказе живо, эмоционально. Продолжать использовать в речи предложения  разных видов. Словарь: рыхлить, сеять, полоть, урожай. Воспитывать интерес и любовь к труду.

Интеграция

Художественная литература

Чтение стихотворения С. Суворовой «Яблоня».  Формирование умения вслушиваться в ритм и мелодику поэтического  текста.

Научить детей организовывать деятельность детей для формирования объяснительной речи.

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Гербова, с. 41

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картине, придерживаясь плана.

Интеграция

Художественная литература

Чтение и инсценирование потешек  про животных. Развивать устную речь детей. воспитывать коллективизм и уважение к взрослым.

Компл. зан. с.  87

Рассказать о животных наших лесов.

Пересказ «Все здесь» Я.Таиц

Затулина, 29

Учить пересказывать литературные произведения близко к тексту. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать память и познавательные интересы у детей. Воспитывать бережное отношение к хлебу

Интеграция

Художественная литература

Чтение произведения Я. Тайца «Все здесь».  Формировать умение внимательно слушать текст произведения.

Познакомить с творчеством чувашских писателей.

Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»

Бондаренко, с. 79

Учить детей давать описание внешнего вида игрушки, рассказать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома.

Интеграция

Художественная литература

Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка». Учить анализировать художественное произведение.

Познакомить с чувашской куклой Илемпи.

«Верность

родной земле».

Истоки

Первоначальное освоение духовно- нравственной категории  «Вера».

Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию.

Развитие мотивации на общение в группе.

Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Интеграция

Художественная литература

Прочитать детям былину «Добрыня Никитич и змей», (Книга 1 «Верность родной земле» стр. 8). В беседе подвести детей к пониманию того, что благословение родителей от беды спасает и в трудную минуту помогает.

Поразмышлять  с детьми о смысле пословиц  (Книга 1 «Верность родной земле» стр. 3) Рассказать наизусть понравившиеся пословицы

Мониторинг с 7 по 11 ноября

Ноябрь

Познавательно - речевое

Все о нас, все про нас

Поделись игрушкой (составление рассказов по картине)

Затулина, с. 24

Учить детей составлять короткие рассказы по сюжетной картине. Продолжать учить детей использовать в речи разные виды предложений. Словарь: поссорились, дружно, уютная, обида и др. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Интеграция

Художественная литература

Заучивание стихотворения  Е. Благининой «Посидим в тишине»

Развивать интерес детей к рассказыванию об игрушках, которые есть дома.

Творческое рассказывание по картине с последующим развитием действий

«Просто старушка»

Гербова, с. 45

Учить детей с помощью раздаточных и основы матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

Интеграция

Художественная литература

Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Учить воспринимать  и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя. Расширять читательский кругозор.

Поощрять использование в речи образных выражений.

Рассматривание и составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Родная семья»

Затулина, с. 44

Формировать представления о семье, называя имена и отчества своих родителей. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Интеграция

Художественная литература

Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка». Побуждать понимать сюжет сказок. Выделять героев сказки, определять их поступки и поведение, соотносить название сказки сее содержанием.

Продолжить работу по приобщению ребенка к общечеловеческим ценностям.

 Пересказ художественного произведения «Два товарища»

Волчкова, с. 9

Познакомить с новым литературным жанром – басней, с ее особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Учить пересказывать текст.

Интеграция

Художественная литература

Чтение произведения Л. Толстого «Два товарища».

Закрепить интерес к произведениям, развитие способности видеть нравственные идее и отличия разных народов.

Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине». Звуковая культура речи. Работа со звуками Ж – Ш

Гербова, с. 48

Учить рассказывать о предметах. Знакомить с новыми профессиями. Упражнять в образование однокоренных слов. Уточнять и закреплять правильные произношения звуков Ж – Ш, учить различать эти звуки, выделять их в словах.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить с творчеством И. Сурикова. Заучивание стихотворения «Вот моя деревня». Развивать  память.

Совершенствовать умение подбирать точные слова и выражения при описании предметов.

Наш детский сад. Рассказывание из коллективного опыта о сотрудниках детского сада

Затулина, с. 52

Учить детей рассказывать, опираясь на личный опыт, развивать память и воображение. Учить использовать в речи разные виды предложений. Обогащать речь детей глаголами. Воспитывать интерес к работе сотрудников детского сада, уважение к их труду.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить с произведением А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Развивать устную речь. Воспитывать внимательность, любовь к сказке.

Углубление понимания слов, отражающих нравственные понятия – моральные ценности  общества.

Пересказывание  рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Гербова, с. 51

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложение.

  Интеграция

Художественная литература

Чтение произведения В. Бианки «Купание медвежат». Поощрение рассказов детей о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Научить организовывать деятельность детей для формирования объяснительной речи.

Осенняя пора, очей очарованье. Беседа об осени.

Затулина, с59

Уточнить и систематизировать знания детей о признаках осени.  Учить поддерживать непринужденную беседу: уметь коротко рассказать о своих наблюдениях.  Ввести в словарный запас слова: увядает, отцветает, моросит, листопад и т.д.

Интеграция

Художественная литература

Продолжать знакомить с фольклором. Упражнять в отгадывании загадок.

Воспитывать любовь к родной природе, развивать наблюдательность.

«Верность родной земле»

Истоки

Дальнейшее освоение духовно- нравственной категории  «Вера».

 Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.

 Развитие представления о верности родной земле.

Интеграция

Художественная литература

Знакомятся  с былиной «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович»

Рассматривание картины В.М.Васнецова «Три богатыря».

Декабрь

Познавательно - речевое

Новый год!

Составление рассказа по теме «Новый год у ворот». Звуковая культура речи: дифференциация звуков С – Ш

Гербова, с. 58

Учить составлять короткий рассказ на заданную тему; подбирать слова, сходные по звучанию; выделять в фразах слова со звуками С – Ш. Произносить слова с разной силой голоса.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. (И. Бунин «Первый снег», А. Пушкин «Евгений Онегин», И. Никитин «Встреча зимы»).

Закреплять правильное произношение всех звуков родного языка, совершенствовать дикцию.

Рассказывание по картине «Речка замерзла» из серии «Времена года»

Бондаренко, с. 185

Учить детей составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действий.

Интеграция

Художественная литература

Отгадывание загадок. Учить детей понимать образное содержание текста.

С. 130

Формировать знания о структуре повествования о природе чувашского края.

Составление рассказа из опыта: «Деду Морозу закажем подарок»

Затулина, с. 72

Учить детей рассказывать из личного опыта, развивать умение связанно, последовательно составлять рассказы.

 Словарь: употреблять в речи прилагательные, согласуя их с существительными. Учить использовать в рассказах разного вида предложений. Развивать память и творческое воображение.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить с творчеством В. П. Катаева на примере сказки «Цветик - семицветик». Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия. Воспитывать милосердие и отзывчивость.

Поддерживать интерес детей к  личности и деятельности детей, желание налаживать диалогическое общение в совместных играх и на занятиях.

Пересказ произведения С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Гербова, с. 65

Учить связно, выразительно  рассказать текст без помощи вопросов воспитателя. Подготовка к литературно-словесному творчеству; использование  различных синтаксических конструкций, употребление согласованных существительных и глаголов. Воспитывать доброту, любовь к Деду Морозу.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить детей с произведением С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Формировать знания детей о разнообразии елочных игрушек.

Звуковая культура речи, дифференциация звуков З – Ж. «Дом мод», демонстрация новогоднего костюма составление описательных рассказов.

Затулина, с. 76

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З – Ж. Учить детей составлять описательные рассказы о предметах. Использовать в речи разные формы предложений. Ввести в словарь новые слова: мода, модельер, манекенщица, подиум. Воспитывать интерес к профессиям, развивать познавательные интересы у детей.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить   учащихся со стихотворением С. Есенина «Береза» и ее заучивание. Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения. Раскрыть авторское отношение к природе. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.

Учить детей описывать наряды детей.

Творческое рассказывание по картине с последующим развитием действий

«Доигрались»

Гербова, с. 45

Учить детей с помощью раздаточных и основы матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

Интеграция

Художественная литература

Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый и масляный» обр. И. Карнауховой. Восптыват любовь к русским народным сказкам.

Развивать интерес к самостоятельному освоению новых средств и способов словообразования.

Пересказ украинской сказки «Рукавичка»

Затулина, с. 67

Учить детей пересказывать знакомую сказку. Учить детей вести беседу по ее содержанию, используя характерный словарь сказки. Развивать память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Интеграция

Художественная литература

Чтение сказки «Рукавичка». Продолжать знакомить с книгами. Привлечь внимание к оформлению книг, к иллюстрациям.Заучивание стихотворения Е. Трутнева «Елка».

Повышать интерес детей устанавливать разнообразные связи в сюжете произведения, полноту осмысления поступков героев.

Волшебные колпачки. Составление описательных рассказов.

Затулина, с. 62

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы об игрушках. Уметь вычленять в предмете все его признаки и качества. Обогатить словарь детей прилагательными, уметь согласовывать их с существительными. Развивать у детей внимание, воображение, мышление. Воспитывать бережное отношение  к игрушкам.

Интеграция

Художественная литература

Чтение сказки «Мороз Иванович»  В. Одоевского. Познакомить детей с новой сказкой, учить высказывать свое мнение о поступках героев.  Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Формировать интерес к самостоятельному словесному творчеству, желание придумывать рассказы.

«Радость послушания».

Истоки

Дальнейшее освоение духовно- нравственной категории  «Вера».

 Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым.

 Развитие адекватной самооценки.

Интеграция

Художественная литература

Чтение о послушании сказок  «Гуси - лебеди» (стр. 4 – 6),  «Аленький цветочек»  (стр. 7 - 22), «Царевна – лягушка»  (стр. 24 – 25),  пословиц (стр. 3) и личного опыта детей.

Предлагают  детям назвать те правила, которым они хотели бы следовать в жизни.

Январь

Познавательно - речевое

Зима

Рассматривание и рассказывание по картине  И.Э. Грабань «Зимний пейзаж»

Волчкова, с.55

Продолжать учить составлять рассказ по картине из 5 – 6 предложений. Совершенствовать монологическую речь. Воспитывать устойчивое внимание.

Интеграция

Художественная литература

Чтение песенки «Ты мороз, мороз, мороз». Формировать  умение выразительно, с естественными интонациями читать песенку.

Закреплять умение описывать красоту своего края.

Рассказы из личного опыта «Подарок Деда Мороза»

Затулина, с.79

Учить составлять рассказы из личного опыта связно, последовательно, не отвлекаясь от темы. Учить использовать в речи разные типы предложений, согласовывая существительные с прилагательными. Развивать творческое воображение и память. Воспитывать эстетические чувства.
 Интеграция

Художественная литература

С. Городецкий «Котенок» (чтение в лицах). Познакомить с произведением автора. Развивать  память и внимание.

Расширять знания детей об описании  предметов, формировать умение строить последовательность речевого высказывания.

Пересказ Н.Калинина «Про снежный колобок»

Волчкова, с. 41

Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно, выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Интеграция

Художественная литература

Чтение рассказа Н. Калининой  «Про снежный колобок». Закрепить умение внимательно и заинтересованно слушать текст произведения. Развивать внимание и память.

Рассказывать о зимних видах игр в чувашских деревнях, уметь их описывать.

Беседа «Зима, зимушка, зима»

Затулина, с. 90

Обобщить, систематизировать представления детей о зиме как времени года. Продолжать учить поддерживать непринужденную беседу на определенную тему. Воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Интеграция

Художественная литература

Чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун» обр. О. Капицы. Воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Формировать познавательное отношение к описанию природы родного края.

Составление рассказов по картине «Зимние развлечения» О. Соловьевой

Гербова, с.66

Учить детей составлять рассказы по фрагментам и по всему содержанию картины. Учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения. Словарь: морозная, снежная, вьюжная, суровая зима, снег мягкий, рыхлый, рассыпчатый, липкий. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить с творчеством М. Яснова «Мирная считалка». Развивать память и внимание.

 Расширять знания детей о народных играх, формировать умение диалогического общения.

Рассказывание по  сюжетной картине «Кормушка»

Затулина, с.82

Продолжать учить детей составлять короткие рассказы по картине. Учить использовать в речи разные типы предложений. Развивать наблюдательность, внимание  и воображение. Воспитывать интерес и любовь к птицам, желание им помогать.

Интеграция

Художественная литература

Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка»(обр. К. Шавровой). Формировать у учащихся нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов. Закрепить представление учащихся о сказке как сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.

Расширять знания детей о птицах.   Уметь организовывать деятельность детей для формирования объяснительной речи.

Рассматривание картины и составление рассказа «Зимние забавы» М.М.Салтыкова

Формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ. Закреплять правильные и отчетливые произношения звуков. Побуждать рассказывать о своих впечатлениях.

Интеграция

Художественная литература

Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится..». Продолжать  формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Уточнять сезонные изменения

 в природе и закреплять умение составлять последовательный описательный рассказ.  

«Светлая надежда»

Истоки

Освоение духовно- нравственной категории  «Надежда».

 Развитие умения слушать друг друга.

 Развитие целостного восприятия.

Интеграция

Художественная литература

Чтение о празднике Рождества  на основе произведений И.С.Шмелёва   «Лето Господне» («Рождество») (стр. 5 – 8), Е.Ивановской   «Предание о первой Рождественской ёлке» (стр. 9 - 10), Ф.М.Достоевского «Божий дар» (стр. 12 – 14),  пословиц (стр. 4) и личного опыта детей.

Закреплять знания детей о народных праздниках, которые не забываются никогда.

Каникулы с 30 января по 4 февраля

Февраль

Познавательно - речевое

День Защитника Отечества!

Беседа «Армия защитница Отечества», звуковая культура речи, дифференциация звуков Ч –Щ

Затулина, с. 93

Закрепить, систематизировать и обобщить знания детей о Российской армии. В годы Великой Отечественной воны армия защищала нашу Родину от врагов – фашистов. Сегодня Российская армия хорошо вооружена современной техников, солдат обучает военному делу офицеры, в армии служат пограничники, танкисты, летчики, моряки. Учить детей поддержать непринужденную беседу: отвечать на вопросы и задавать их. Активизировать специфический словарь детей словами, относящимися к армии. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Интеграция

Художественная литература

Чтение «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршак. Познакомить с новым произведением, учить поддерживать непринужденную беседу по его содержанию. Подвести детей к пониманию того, что такое скромность, смелость.

Формировать знания детей о военных профессиях. Расширять  знания о структуре повествования.

 Составление описательных рассказов по игрушкам «Военная техника»

Затулина, 93

Учить составлять описательные рассказы об игрушках. Продолжать учить составлять простые и сложные предложения. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Интеграция

Художественная литература

Чтение сказки А. Пушкина «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне».

Знакомить детей с военной техникой. Повышать инициативность в сообщении окружающим об интересных случаях в своей жизни.

Пересказ рассказа В.Осеева «Сыновья»

Затулина, с. 102

Учить детей пересказывать литературные произведения. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать умения разъяснять смысл пословиц. Воспитывать любовь к матери.

Интеграция

Художественная литература

Чтение рассказа В. Осеева «Сыновья». Поощрять детей в рассказывании о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Развивать умение пересказывать. Формировать умение пересказывать от первого лица.

Рассматривание и рассказывание по иллюстрациям Е. Рачева

Кариухина, с. 140

Формировать связную речь детей, побуждать составлять описательный и повествовательный рассказы по рисункам Е. Рачева к русским народным сказкам. Развивать произвольную память и словарный запас дошкольников. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации одного героя к разным произведениям. Воспитывать любовь к художественному творчеству.

Интеграция

Художественная литература

Чтение сказки «Лиса и кувшин», обратите внимание детей на развитие сюжета в сказках, на отличительные черты характера главных героев, их поступки и поведение.

Уметь непринужденно вести беседу между взрослыми и детьми при описании картин.

Рассказывание по картине «Твои защитники»

Затулина, с. 100

Формировать умения составлять небольшой сюжетный рассказ, придумать продолжение сюжета, названия картины.  Воспитывать у детей любовь и уважение войнам Российской армии, желания в будущем стать защитниками Отечества.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить детей с рассказами Л.  Кассиля «Пехота», «Сестра». Развивать познавательные интересы детей, воспитывать любовь  к армии.

Закрепить знания детей о защитниках нашей Родины. Повышать интерес к языку литературного произведения.

Пересказ сказки А.Н. Толстого «Еж»

Гербова, с.77

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Интеграция

Художественная литература

Чтение сказки А.Н. Толстого «Еж». Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Уточнять знания детей о животных наших краев.

Рассказывание из личного опыта «Как я поздравлял папу с Днем Отечества». Дидактическое упражнение подскажи слово.

Гербова, 75

Учить составлять связанный рассказ из личного опыта. Учить строить сложные предложения. Воспитывать любовь и уважение к Защитникам Отечества. Упражнять в образование слов-антонимов.

Интеграция

Художественная литература

Заучивание стихотворения «Пограничники». Учить детей отвечать на вопросы строчкой из стихотворения. Воспитывать интерес и любовь к Российской Армии.

Описывать  праздник , который посвящен всем мужчинам.  

«Добрые друзья».

Истоки

Дальнейшее освоение духовно- нравственной категории  «Надежда».

Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться.

 Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию.

Интеграция

Художественная литература

Чтение произведений И.С.Шмелёва   «Лето Господне» («Счастье моё миндальное») (стр. 17–18), рассказа  А.Нечаева «Саночки» (стр. 20 - 21),   пословиц (стр. 16)

Учить детей быть доброжелательными ко всем окружающим нам родным и близким людям.

Март

Познавательно - речевое

Международный женский день

Беседа на тему «Наши мамы». Дидактическая игра «Закончи предложение»

Гербова, с. 84

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. Учить строить сложноподчиненные предложения.

Интеграция

Художественная литература

Чтение стихотворения А. Барто «Перед сном». Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Расширять знания детей о профессиях, которыми занимаются женщины.

Закреплять интерес в сообщении об окружающем мире.

Рассматривание и составление рассказов о предметах «Домашние помощники»

Затулина, с. 116

Расширять познавательные интересы у детей: познакомить с группами предметов, являющихся нашими домашними помощниками. Учить детей при рассматривании группы предметов вычленять существенные признаки, их объединяющие. Словарь: электрический ток, электроприборы, инструменты, швейные принадлежности, вилка, подошва, абажур. Совершенствовать навыки монологической речи. Развивать внимание, интерес к окружающим предметам, бережное отношение к ним.

Интеграция

Художественная литература

Чтение художественного произведения Л. Квитко «Лемеле хозяйничает».  Внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Б, 80

Познакомить детей с электроприборами дома. Совершенствовать умение непринужденно вести беседу.

Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем»

Гербова, с. 86

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

Интеграция

Художественная литература

Заучивание стихотворения Г. Виеру «Мамин день». Познакомить с новым стихотворением. Воспитывать любовь к маме.

К, 205

Содействовать налаживанию диалогического общения при обсуждении праздника всех женщин.

Придумывание сказки на тему «Приключения зайца»

 

Бондаренко, с. 307

Учить детей составлять рассказ на тему сказки.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и заяц». Ввести термин «анималистические» сказки. Развивать мышление, умение объяснять смысл пословиц.

Познакомить детей со сказкой «Лиса и козел». Повышать интерес к языку литературного произведения.

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Затулина, с. 114

Учить детей пересказывать литературные произведения близко к тексту. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризировать их. Развивать память, умение рассказывать, опираясь на личный опыт. Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить с творчеством Л. Н. Толстого. Обогащать словарный запас детей.

Закрепить интерес к чувашскому народному искусству.

Рассматривание и составление рассказов по пейзажной картине «Прилет птиц» из серии «Времена года».   Звуковая культура речи дифференциация звуков Л и Р.

Учить детей рассматривать пейзажную картину. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях. Упражнять детей в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. Воспитывать эстетические чувства, развивать интонационную выразительность речи. Упражнять детей в различение звуков Л и Р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить детей с новыми сказками «Солнце, мороз, ветер», «Камень, ручей, сосулька и солнце»  Э. Шима. Учить понимать смысл произведений, образные выражения в тексте. Закреплять умение точно отвечать на вопросы по содержанию.

Чтение стихотворения И.Я. Яковлева «Суркунне»

Составление рассказа из опыта «Много у бабушки с нами хлопот»

Совершенствовать умения составлять короткий рассказ о членах семьи. Отрабатывать интонацию выразительность речи. Учить произносить фразу с разной интонацией (вопрос, удивление, обида, недовольство). Упражнять в произношение чистоговорок и скороговорок на звуки С, Ц, Ш, Щ в разном темпе и силы голоса.

Интеграция

Художественная литература

Чтение нанайской сказки «Айога». Внимательно слушать, обобщать, рассуждать и высказываться по теме. Воспитывать доброе отношение к маме, бабушке. Вызвать желание помогать им во всех делах по мере своих сил.

Чтение произведения чувашского писателя А. Никонова «Асанне юмахсем».

«Добрые дела».

Истоки

Дальнейшее наполнение  духовно- нравственной категории  «Любовь».

Формирование потребности в социальном соответствии.

Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

Формирование мотивации на совершение добрых поступков

Интеграция

Художественная литература

основе сказки П.Ершова    «Конёк - горбунок»  (стр. 17–32), пословиц (стр. 16 и 32)

Формировать понятие любовь к родным нам людям.

Мониторинг с 2 по 6 апреля

Апрель

Познавательно - речевое

Мир вокруг нас

Пересказ рассказа Г.Снегирев «Ласточка»

Затулина, 135

Учить пересказывать литературные произведения близко к тексту. Учить отвечать на вопросы, используя предложении из текста. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к птицам, желания ухаживать за ними.

Интеграция

Художественная литература

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».

Рассказать детям о птицах наших краев. Поддерживать интерес детей к налаживанию диалогического общения.

Творческое рассказывание «Веселые загадки»

Волчкова, с. 84

Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить детей со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба- бах».

Продолжать работу по развитию чувства юмора у детей.

Беседа, рассказ воспитателя «День космонавтики».

Затулина, с.143

Дать детям представление о космосе и космонавтах. Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь детей. Словарь: космос, космонавт, космодром, космическая станция, невесомость. Воспитывать уважение к героям космоса, желания быть похожим на них, развивать познавательный интерес у детей.

Интеграция

Художественная литература

Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель». Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к еще робкой весне.

Провести беседу о наших чувашских космонавтах, которые покорили космос.

Составление рассказа по картине Куприянова С.А. «Весна»

Вызвать интерес к рассказыванию по сюжетным картинкам. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях. Активизировать речь, обогащать словарный запас.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».

Формировать представление о связи между смысловой последовательностью событий и сюжетного построения.

Обучение рассказыванию по теме: «Мой любимый мультфильм»

Гербова, с. 94

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить с русской народной сказкой «У страха глаза велики».

Познакомить детей с произведениями детских писателей Чувашии.

Составление творческих рассказов.

Кариухина, с. 250

Побуждать детей составлять повествовательный творческий рассказ по картине великих художников И. Левитана, И. Грабаря, И.Шишкина.  выделять главное в картине, развернутыми предложениями отвечать на вопросы педагога. Поощрять самостоятельно найденные сравнения, метафоры, эпитеты, описания пейзажа русской природы. Формировать культуру поведения, пользоваться разными формами вежливости

Интеграция Художественная литература

Помочь детям вспомнить содержание знакомых сказок волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Царевна- лягушка».

Рассматривать картины чувашских художников. Закреплять интерес к самостоятельному словесному творчеству.

Весной в сквере.

Затулина, с.139

Учить составлять описательные рассказы по фрагментам и по всему содержанию картины. Словарь: сквер, аллея, клумба, садовница. Продолжать учить детей составлять разные типы предложений. Воспитывать эстетические чувства от пробуждающейся природы.

 Интеграция

Художественная литература

Познакомить детей с новым стихотворением «Весенние воды» Ф. Тютчева, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по содержанию строчкой из стихотворения. Воспитывать интерес и любовь к природе и стихам.

Формировать инициативность в сообщении об окружающей красоте нашей природы.

Рассказывание о предмете. Рекламируем кафе «Лакомка»

Волчкова, с.96

Совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми. Активизировать в речи детей слова – прилагательные, образованные по аналогии. Закрепить у детей умение использовать в речи вежливую форму общения.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить с произведением А. Милна «Баллада о королевском бутерброде». Учить детей понимать смысл произведения и отвечать на вопросы по тексту.

Уметь использовать разнообразные средства связи при описании.

«Мудрое слово»

Истоки

Первоначальное знакомство с  духовно- нравственной категорией  «Мудрость».

Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга.

Формирование потребности в социальном соответствии.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Интеграция

Художественная литература

Чтение русских народных  сказок   «Никита Кожемяка »  (стр.  5 – 7),  «Белая уточка»  (стр. 10 - 14), пословиц (стр. 4 и 7)

Рассказать детям о мудрых и великих людях Чувашской Республики.

Май

Познавательно - речевое

День Победы!

Рассказ воспитателя «День победы!»

Затулина, с. 159

Дать детям представление о празднование День Победы. Учить детей принимать участие в беседе используя личный опыт. Словарь: фашисты, война, памятник, салют, Берлин. Развивать чувства детей: гордости за Родину, благодарности, любви к Отечеству, желание защищать всех, кто нуждается в защите.

Интеграция

Художественная литература

Познакомить детей со стихотворением К. Симонова «Тот самый длинный день…». Познакомить детей с героическими страницами нашей родины. Чтение стихов З. Александровой, А. Прокофьева, Е. Благининой и т.д.

Рассказывать детям о чувашских героях военных дней. Учить детей рассказывать о своих прабабушках и прадедушках, которые освободили нашу Родину.

Обучение рассказыванию по картинкам. Лексические упражнения.

«Нашли ежа», «Шалун»

Гербова, с.99-100

Закреплять умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Проверить, насколько богат словарный запас детей.

Интеграция

Художественная литература

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».  Познакомить с понятием юмористический рассказ.

Чтение произведения М. Михайлова «Варманти кермен».

Рассказы из личного опыта «Мои любимые цветы»

Затулина, с160

Продолжать учить детей живо и эмоционально рассказывать о чем-то личном, передавая свои впечатления в рассказе последовательно и логично. Использовать в речи сложные предложения, ввести в словарь детей слова: полевые цветы, садовые, лесные и их названия. Воспитывать эстетические чувства.

Интеграция

Художественная литература

Заучивание отрывка «У лукоморья дуб зеленый…» из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Воспитывать любовь к русской поэзии.

Рассказывать детям о цветах растущих; на территории нашей Чувашии.

В королевстве часов. Рассматривание и составление рассказов о предметах.

Затулина, с. 152

Учить детей рассматривать предметы и рассказывать  о них. Словарь: циферблат, стрелка, батарейка, куранты, напольные часы. Учить детей отвечать на вопросы, составлять описательные рассказы. Учить вслушиваться в звучащие слова, находить короткое и длинное слово. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Интеграция

Художественная литература

 Чтение стихотворения В. Левина «Сундук». Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям.

Закреплять интерес к самостоятельному моделированию содержания текста.

Пересказ рассказа Е. Перьмяк  «Для чего руки нужны»

Затулина, с.155

Учить детей связанно, последовательно и выразительно передавать короткие литературные произведения. Учить понимать смысл произведения и отвечать на вопросы по его содержанию. Воспитывать у детей трудолюбие и интерес к людям разных профессий.

Интеграция

Художественная литература

Чтение рассказа Е. Перьмяка «Для чего руки нужны».  Учить понимать смысл произведения и отвечать на вопросы по его содержанию.

Повышать внимание к языку литературного произведения, авторским приемам изображения.

Творческое рассказывание «Лето, ах, лето!»

Затулина, с 164

Продолжать учить детей передавать свои впечатления в рассказе. Продолжать учить детей использовать в речи предложения разных видов, раскрывая содержание. Учить отбирать содержание рассказа в соответствии с планом. Воспитывать любовь к природе.

Интеграция

Художественная литература

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Рассказывать о красоте нашей природы летом.

Беседа «Мой дом – Россия!». Звуковая культура речи (проверочная)

Затулина, с. 168

Закрепить и обобщить знания детей России, дать представление о том, что такое Родина (символика, столица, природа, города, люди, искусство, армия). Учить поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы, рассказывая. Словарь: Русь, Россия, Отечество, Родина, Российская держава, россияне. Воспитывать любовь к своей Родине, чувства гордости за нее. Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

Интеграция

Художественная литература

Чтение стихотворения Н. Забилы «Наша Родина». Воспитывать любовь к Родине.)

Провести беседу о нашей малой Родине – Чувашии.

«Мудрые люди».

Истоки

Дальнейшее освоение  духовно- нравственной категории  «Мудрость».

Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам.

Формирование потребности в социальном соответствии  (на примере жизни близких людей).

Интеграция Художественная литература

 Чтение русских народных сказок «Пастушья дудочка»  (стр. 17–21), «Названный отец» (стр. 22 – 26), пословиц (стр. 4, 7, 16)

Воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям нашей семьи, города, республики, страны и мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

Календарно-тематический план по образовательной области «Коммуникация» (подг.гр.)

Планирование образовательной области "Коммуникация" по прогр.МА Васильвой с учётом ФГТ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИТУАЦИИ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» Интеграция образовательных областей «Здоровье», «Познание» (ФЭМП), «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество». (средняя группа)

В процессе игровой обучающей ситуации дети стараются  помочь мультперсонажу Даше попасть в страну «Геометрических фигур». Для этого надо выполнить ряд заданий обозначенных на карте. За каждое вып...

Календарно-тематичекий план на тему "Зимние забавы и игры" (подготовительная группа)

Программное содержание: 1. Формирование у детей представлений о зимних забавах, зимних видах спорта. 2. Развитие понимания значения занятиями физкультурой и спортом для укрепления здоровья. 3. Закрепл...