«Творческий подход к работе с детьми по укреплению их здоровья»
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Семыкина Татьяна Райнольдовна

В работе показывают, как используя современную базу дошкольного учреждения, творчески организуя занятия физической культуры, можно развить двигательную активность детей.

Только совместная работа педагогического коллектива и семьи может способствовать оздоровлению ребенка с помощью физических упражнений.

Благодаря грамотной организации двигательной деятельности детей в детском саду можно привить любовь и интерес к занятиям физической культуры и спортом, сформировать мотивацию здорового образа жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_rodnomu_yazyku.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «УЧИМСЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ» УМК «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА» ВИНОГРАДОВОЙ Н.Ф.

Воспитатель:  МДОУ  «Детский сад №3 г. Пугачева, Саратовской области» Марьенкова Л.А.

Основная задача по обучению детей грамоте - это ориентирование ребёнка в звуково! культуре языка. Для того, чтобы дети могли правильно произносить слова, читать и>

и писать, необходимо научить их правильно проводить звуковой анализ слова.

«

Обучение методике проведения звукового анализа слова проводится в два этапа. Задача первого из них - развитие у детей умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и различать звуки, особенно гласные: например, в игре «Скажи как я», где педагог называет слово, выделяя звук, а ребёнок повторяет его с выделением этого же звука. Также на первом этапе особое значение придаётся умению вычленять звук из слова с помощью длительного произношения (машшшшшина) или выделения силой голоса (танк).

На данном этапе обращаем внимание на способ произнесения: если встречает преграду - согласный (т), нет преграды - гласный (ааааа).

Здесь же формируем умение различать согласные звуки по твёрдости и мягкости, используя термины «строгий» и «ласковый», обозначая их фишками синего и зелёного цвета, например в игре «Строгий - ласковый»:

- Представьте, что вы маленькие комарики и летаете - зьзьзь, а теперь большие - зззз. Послушайте как похожи эти звуки ЗЬ и 3, но 3 мы произносим строго - это строгий звук , обозначается синей фишкой, а ЗЬ - ласково, это ласковый звук, обозначается зелёной фишкой. Поиграем в игру «Строгий - ласковый»: если я покажу зелёную фишку - вы поёте ласковый звук ЗЬ, если синюю - «строгий звук 3. Спасибо! Молодцы!

Задача второго этапа состоит в умении детей определять место звука в слове и устанавливать последовательность, например: какой звук первый? Второй? и т.д., дети учатся соотносить звуки и буквы, т.е. проводить звукобуквенный анализ слова, работать со схемами и моделями.

Для этого необходимо следующее оборудование:

*

для педагога - цветные фишки, схемы звукового состава, наборное полотно, набор букв, замок для звуков;

для детей - фишки (жёлтые, синие, зелёные и красные), набор цветных карандашей, комплекты тетрадей по программе Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» авторов Л.Е. Журовой, М.И.Кузнецовой «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами», «Играем и читаем вместе».

Для формирования умения слышать отдельные звуки используем игры «Назови слово с заданным звуком», с использованием фишек: за каждое слово - фишка, а также игра на восприятие: я называю слово и если в нём есть звук Ш, то вы хлопаете в ладоши, а е^ли - нет, не хлопаете (шапка, шуба, кошка, вишня, журавль, пушка, пирожное). Спасибо! Молодцы!

Для формирования умения интонационно выделять звуки - игру «Эхо», например, я называю слово, выделяя интонационно звук, а тот кому я брошу мяч, повторит слово, как эхо, выделяя этот же звук: машина, мышка, лиса.

Для закрепления умения выделять первый и последний звуки в словах проводится игра «Цепочка слов», где ребёнок должен услышать последний звук и подобрать слово, где этот звук первый, например: арбуз - зебра - апельсин - ножницы и т. д. Если дети затрудняются можно использовать картинки (тетрадь №1 стр.41).

Когда дети овладеют этими умениями, переходим к звуковому анализу слов, начиная со стр. 36 тетради №1, со слова АУ, где используем только жёлтые фишки, а цветные: красные - со стр.52, а синие и зелёные - со стр.56 тетради №1.

В этой тетради дети учатся работать с ребусами (стр.53, 61), им предлагаются картинки, в названиях которых нужно выделить первый звук и из них составить слово.

  • Предлагаю и вам разгадать ребус: назовите предметы на картинках по порядку, выделяя первый звук и составьте из них слово.

-Какое слово получилось?

  • Проведём звуковой анализ слова ЛЕС. Сначала произнесём слово по схеме (обратите внимание - это схема).

-Произнесите слово, выделив первый звук! Второй! Третий!

-Теперь назовите первый звук изолированно! Какой он: гласный или согласный? Как мы его произносим: строго или ласково? Какую ставим фишку?

-Какой второй звук? Какую ставим фишку? Почему?

-Какой третий звук? Гласный или согласный? Строгий или ласковый? Какую ставим фишку?

-Сколько всего звуков в слове ЛЕС? -Сколько согласных? Назовите их! -Сколько гласных? Назовите!

-Мы провели звуковой анализ слова ЛЕС и составили МОДЕЛЬ этого слова. Где первый звук - согласный ласковый, второй - гласный, третий - согласный строгий.

Во второй тетради дети знакомятся с гласными буквами, причём парными: а - я; о - ё; ы - и; э - е; у - ю на основе обучения звуковому анализу слов. Т.о., дети узнают правила родного языка - принцип обозначения гласными буквами твёрдости (дом) и ^мягкости (дерево) парных согласных Д и Дь звуков: после согласного строгого (син< фишки) слышим и пишем - а, о, у, ы, э, а вот после согласного ласково] соответственно - я, ё, ю, и, е. Поиграем с вами в игру «Кто внимательный?»: когда скажу «ночь» - вы закрываете глаза, говорю «день» - открываете и исправляет ошибки, ставя буквы на свои места. Спасибо! Молодцы!

-Заменим гласный звук в слове ЛЕС на букву: слышим звук Э, а букву ставим I Почему?

Здесь же вводится понятие йотированной буквы в начале слова, где дети знакомятс ещё с одним правилом родного языка: если в начале слова слышатся два звука Й и А то обозначаем одной буквой Я, аналогично и со звуками Й и О - буквой Ё, Й и У - буквой Ю, например, в словах: ЯХТА, ЁЖА, ЮБКА (стр.14). Здесь мы добиваемс: доказательных ответов: почему ты так думаешь?

-Проведём звуковой анализ слова ЁЖ.

-Читаем по схеме!

-Назовите первый звук! Обратите внимание, что звук Й всегда согласный ласковый и обозначается зелёной фишкой, чтобы дети это запомнили используем замок звуков, в котором есть домики, как для гласных - красный, так и согласных строгих - синий и ласковых - зелёный. Так вот звук Й всегда живёт в зелёном домике, можно оставить на несколько дней.

-Какой второй звук? Какой фишкой обозначим? Почему? -Назовите третий звук! Какой он? -Сколько всего звуков в слове ЁЖ? -Сколько согласных? Какие? Назовите их! -Сколько гласных? Назовите!

*

- На какую букву заменим два звука в начале слова? Почему?

Для закрепления умения проводить звуковой анализ слов проводится игра «Живые модели, где каждый ребёнок - звук, педагог вызывает их вразбивку, а дети должны встать по порядку, чтобы получилось слово, подробнее с ходом этой игры вы можете ознакомиться на стр.77 тетради№1 «Играем со звуками и словами».

Работая в этих двух тетрадях, дети овладевают умениями разгадывать не только, ребусы, но и кроссворды (стр.9 тетради №2), а помогает им в этом игра «Подбери слово по схеме»: предлагаются две схемы (3 звука и 4 звука) и картинки к ним (кит и слон). Дети должны подобрать слово к схеме, а для этого они должны будут проанализировать слово, посчитав количество звуков в каждом слове. Также учим

-у- печатать гласные буквы по точкам и клеткам простым карандашом во второй тетради «Играем со звуками и словами» (стр.7).

В комплект учебных пособий по программе Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» входят ещё две тетради по обучению грамоте синего цвета «Играем и читаем вместе». В первой из них мы продолжаем знакомство с буквами, но уже согласными. Т.к. эта программа рассчитана на детей 5-6 лет, т.е. на два года, мы порекомендовали старшей группе использовать первую зелёную тетрадь «Играем со звуками и словами», для того, чтобы дети пришли в подготовительную группу с определённым объёмом знаний по ЗКР. И у нас в подготовительной группе появилась возможность работать по тетради «Играем и читаем вместе», где дети знакомятся с согласными и учатся читать слоги.

Также на занятиях по обучению грамоте необходимо использовать тетрадь Е.Э. Кочуровой «Готовимся к школе», где включены задания на выделение первого звука в слове и нахождение этого звука в названиях картинок (стр. 14-27) , задания с ребусами и схемами (стр.24-25), местонахождение звука в слове (стр. 26-30) .

Для формирования грамматического строя речи проводятся игры «Составь предложение с заданным словом» (по схеме), «Продолжи предложение» (Я хочу, чтобы ...).

Т.о., с помощью этих заданий из учебно-методических пособий по программе Н.Ф.Виноградовой , мы учим детей проводить словобуквенный анализ слова, а также формируем грамматический строй речи.

ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.

  1. часть. Мотивационная ситуация: ( беседа, игровая ситуация, создание проблемных ситуаций).
  2. часть. Основная часть: (задания по УМК, физминутка, игра).
  3. часть. Итог занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...

Методическое объединение «Новые подходы в работе с семьёй по укреплению здоровья дошкольника»

Один из видов работы с родителями. Расширяет представления родителей о сохранении здоровья детей в семье....

Статья Тема: «Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями зд...

Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Необходимость обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования способствовала появлению систем дистанционного обучения.Дистанционное обучение предоставляет учащимся возмо...

Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка....

Методические подходы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. С...