Методические подходы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Сопровождение дошкольника с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет право быть готовым к школе на своѐм уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_metodicheskie_podhody_k_rabote_s_detmi_ovz.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методические подходы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Сопровождение дошкольника с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет право быть готовым к школе на своѐм уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Основополагающими задачами сопровождения детей с ограниченными возможностями являются:

1. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в общество.

 2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.

3. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;

4. Создание толерантной среды и воспитательно - образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество со стороны окружающих. При организации взаимодействия с детьми с овз обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная и коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации таких детей. Взаимодействие с детьми с ОВЗ должно носить системный и конструктивный характер.

Задачи коррекционно-педагогического процесса развития таких детей реализуются благодаря использованию соответствующих образовательных технологий, в свою очередь Педагогические технологии можно рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приемов обучения и воспитания.

 По способу передачи информации выделяют три группы методов. 

1. Наглядные методы

2. Словесные методы

3. Практические методы

К наглядным методам относятся наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое. демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия. Существуют наглядные средства для демонстрации: – средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии); – средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы); – условно-символические средства (формулы, символы, схемы). В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Это обусловливает специфику в реализации наглядных методов обучения

Наглядный материал должен быть крупным, доступным, в реалистическом стиле. Педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но и должен организовать детальное его изучение, научить детей способам и приемам его обследования. Чрезвычайно важно обеспечить повторяемость таких наблюдений и, следовательно, достаточную практику для накопления сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов изучения объектов, а также для усвоения используемых при этом словесных средств.

 К Словесным методам относятся: рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию; беседа – это диалог педагога и ребѐнка; объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения. Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку. Дети с овз испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических. Ввиду трудностей в восприятии и переработке вербальной информации метод беседы малопродуктивен в плане приобретения новых знаний. Тем не менее, он может быть полезен для закрепления этих знаний, слов и оборотов речи, а при ознакомлении с незнакомым материалом на начальном этапе — для выяснения того, что дети знают, а на завершающем — для проверки усвоения услышанного (воспринятого). Эффективность коррекционно-педагогической работы значительно повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими.

Практические методы: 

упражнения продуктивная деятельность;

опытно-экспериментальная деятельность.

элементы программированного обучения.

 В группе, которую посещают дети с ОВЗ, для развития сенсомоторного и социального опыта, языка и речи в ее коммуникативной функции, для формирования навыков учебно-познавательной деятельности создается специально организованная дидактическая среда, мотивирующая познавательный интерес и естественную потребность в речевом общении в процессе совместной деятельности, столь привлекательной для любого ребенка. Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как составляющие элементы метода стимулирования учения. В учебно-познавательном процессе могут использоваться как общепедагогические приемы и методы, так и специфические для каждой категории нарушений. Выбор и сочетаемость этих методов определяются с учетом особых образовательных потребностей учащихся, методы взаимодополняемы и подкрепляют друг друга. Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов. Выбранные приѐмы и методы подошедшие в работе и имеющие положительный результат с одним ребѐнком, совершенно не подойдут к другому, и тогда нужно менять комбинацию приѐмов и методов или искать новые.

Для коррекционного воздействия на эмоциональную, познавательную сферу детей с ОВЗ мы используем следующие приѐмы:

 - игровые ситуации

- дидактические игры

- игровые тренинги

 –психогимнастику и релаксации

Устойчивые, научно обоснованные, высокоэффективные, отличающиеся своеобразием сочетания методов обучения, воспитания, диагностики и коррекции, органически включенные в процесс развития ребенка, могут быть определены как специальные образовательные технологии. Данные технологии представляют собой системный способ создания и реализации процесса специального образования или отдельных его компонентов с учетом необходимых материально-технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, а также особых образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, направленных на оптимизацию форм обучения. Условно специальные образовательные технологии можно разделить на коррекционно-развивающие и коррекционно-образовательные, хотя и в тех и в других присутствуют обучающая и развивающая направленности. Коррекционно-развивающие технологии предусматривают содействие развитию сенсорной и моторной сфер, психических процессов, общему развитию личности и оздоровлению ребенка.

К числу коррекционно-развивающих технологий можно отнести: использование сенсорной комнаты; песочную терапию; технологии раннего вмешательства; некоторые технологии формирования пространственной ориентировки у разных категорий детей с ограниченными возможностями; технологии арттерапии, сказкотеропия.

 Все эти технологии дают возможность найти решение психологически, поведенческих проблем. Способствуют развитию произвольности, внимания, наглядно – образного мышления, становлению личности ребѐнка. Творчество, работа с различными материалами и сюжетами даѐт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности. Коррекционно-образовательные — приоритетно ориентированы на формирование познавательной активности и деятельности ребенка с ограниченными возможностями, на его обучение и воспитание.

 К коррекционно-образовательным относятся:

 технологии уроков предметно-практической деятельности;

технологии развития речевых и мыслительных процессов у разных категорий детей с ограниченными возможностями;

технологии совместно-разделенной деятельности применительно к детям с тяжелыми и множественными нарушениями, информационные технологии.

Существуют комбинированные специальные образовательные технологии, сочетающих в себе развивающий и обучающий потенциал (в качестве примера можно привести технологию обучения и учения в педагогической системе М. Монтессори). Включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг их общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешного интеграции такого ребѐнка в обществе – задача каждого педагога. Ведь наполнить чѐрно – белый мир маленького человека яркими, светлыми тонами можно только совместными усилиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Дифференцированный подход как основа организации оздоровительной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Аннотация: Необходимость поиска путей оптимизации физического состояния детей дошкольного возраста обусловлена тревожной тенденцией прогрессивного ухудшения состояния их здоровья, сни...

Статья Тема: «Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями зд...

Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Необходимость обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования способствовала появлению систем дистанционного обучения.Дистанционное обучение предоставляет учащимся возмо...

Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка....

Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023

quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...