Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ольга Ильинична Таршина

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

На что направлены нейропсихологические упражнения:

• развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

• развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

• работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

• активизация речи;

• работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.

С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:

1. Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело.

2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)

3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.

4. Развивается слуховое и зрительное внимание.

5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Преимущества использования нейроигр и упражнений:

• игровая форма обучения;

• эмоциональная привлекательность;

• многофункциональность;

• автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

• формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

• активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Примеры нейропсихологических игр и упражнений:

 «Кристальная пирамида» способствует развитию внимания, развитию зрительно – пространственных и моторных навыков, контроля руки.

Ребёнку даётся заранее приготовленный шаблон треугольника, расчерченный на «кристаллики», и образец, в котором несколько кристалликов закрашено. Ребёнок должен закрасить части кристальной пирамиды так, как на образце.

Нейротаблицы на внимания. Ребёнку предлагаются карточки на каждой из них в хаотичном порядке нарисованы парные предметы, один предмет из пары на правой половине, другой на левой половине листа. Ребёнку надо найти и показать одновременно двумя руками два одинаковых предмета.

Ладонь – кулак – ребро с визуальной опорой. Каждая геометрическая фигура обозначает положение руки. Для каждой руки дается своя карточка. Сначала выполняется в медленном темпе. Необходимо следить за синхронным выполнением обоими руками. В дальнейшем можно усложнить выполняя задания читать стихи.

Рисование (обведение) двумя руками способствует созданию новых нейронных связей, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.

Важно, чтобы все движения выполнялись синхронно, если у ребёнка одна рука обгоняет вторую, то педагогу надо ее придерживать. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.

Упражнение «Зеркало» Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук, ног или позу, которую он видит на картинке или ему показывает учитель. Для этого ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать музыкальное сопровождение. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей, развитию координации движения.

Игра «Муха». Создание условий для развития умения ориентироваться в пространстве, для развития внимания и произвольной сферы.

В процессе игры дети перемещают фишку-муху по полю под диктовку взрослого: вверх, вниз, влево, вправо.

1-й вариант игры: У Вас в руках поле, расчерченное на 9 клеток. В середину поместим муху. Муха может летать куда угодно, но в пределах нашего поля. 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево. Где муха? (В левом нижнем углу).

2- вариант игры (усложненный): а теперь, представьте, что наша муха невидимая. Пусть она летит по клеткам, и вы воображаемым взглядом следите, куда она летит. В середину поместим муху. 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх. Где муха? (В правом верхнем углу).

 Улучшает моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность. Происходит хорошее взаимодействие левого и правого полушария. Эти упражнения помогут детям в дальнейшем обучении в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...

Статья Тема: «Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями зд...

«Использование нейропсихологических приёмов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в д...

Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Необходимость обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования способствовала появлению систем дистанционного обучения.Дистанционное обучение предоставляет учащимся возмо...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

     Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями  в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...

Методические подходы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. С...