Главные вкладки

    Статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:
    "Задачи и содержание подготовки детей 7-го года жизни к усвоению грамоты"

    Никулина Оксана Владимировна

    Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе особенно актуальны в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. В связи с этим воспитателям детских садов нужно знать как подготовить воспитанников детских садов к успешномк усвоению программы начальной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx33.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья на тему:

    «Задачи и содержание подготовки детей 7-го года жизни

    к усвоению грамоты»

    Подготовила воспитатель ГБДОУ № 83

                                   Никулина О.В.

    Санкт-Петербург

    2014 г.

    Задачи и содержание подготовки детей 7-го года жизни

    к усвоению грамоты

    Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

    Вместе с тем психологические и педагогические исследования

    (Л. С.Выготский, Д. Б.Эльконин, Л. И. Божович, Е.И.Тихеева, Ю.И.Фаусек, Р.Р.Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А. П. Усовой и

    А. И.Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

    К началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 – 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина.

    Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).

    Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М., 1984).

    Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.

    Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

    В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

    У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

    В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

    В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30 – 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.

    Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.

            В обновленном варианте российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой объем и содержание работы по подготовке к обучению грамоте сохраняется. Зато несколько изменена формулировка того, что могут дети к концу года: различать понятия звук, слог, слово, предложение; называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах; находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

            Умение называть в последовательности звуки в словах предполагает навык звукового анализа состава слов.        

            В обновленном варианте Программы сохраняется и название раздела «Развитие речи», а подраздел или направление действительности формулируется как «Подготовка к обучению грамоте».

            Иной взгляд на рассматриваемую проблему у авторов «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Л.А.Парамоновой. Эта Программа была создана по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной программы развития образования на 2012 год Центром «Дошкольного детства» им.А.В.Запорожца. Если в младшем дошкольном возрасте (младшая и средняя группы) сохраняется название раздела «Развитие речи», то в старшем дошкольном возрасте, начиная уже со старшей группы, название меняется и формулируется как «Развитие речи и начал грамоты». Практически работа по формированию начал грамоты уравнивается с развитием речи. С изменением названия значительно расширяется содержание и увеличивается объем работы.

            В старшей группе необходимо:

    • учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные); определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов, замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
    • учить различать правую и левую руку, ориентироваться в направлении движений «к себе» и «от себя»; осваивать пространство действий – большие пространства (зала, участка) в подвижных играх, хороводах, договариваясь между собой о возможных перемещениях;
    • совершенствовать координацию движений рук, кистей, пальцев при вращении волчка на полу, на столе, изготовление поделок из мелких деталей и т.п.

    В подготовительной группе объем работы увеличивается, поэтому воспитателю необходимо:

    • учить детей ориентироваться на плоскости – составлять серии рисунков, писать простые графические диктанты;
    • вырабатывать ритмизацию движений руки с помощью задаваемых голосом ритмических слоговых рядов и приговорок; в считалках (при медленном и быстром движении руки);
    • в течении всего года крупно рисовать цифры от 9 до 1 (по сложности написания для детей), писать росчерки;
    • продолжать совершенствовать координацию мелких движений рук в рукоделии, конструировании из мелких деталей и др.;
    • учить рисовать линии в разных направлениях, полосы разной ширины («дорога», «лента», «ручей»), делить их пополам, рисовать от руки квадрат (перекрестки улиц и др.), простые росчерки («петли», «волна»);
    • учить разглядывать и рисовать «буквицы», подписывать свои работы (буквой, значком, именем и др.);
    • проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

    Большое внимание авторы программы уделяют подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма. Кроме того, перед педагогами детского сада ставится новая задача: знакомить детей с буквами печатного шрифта. При этом изучение буквы предполагает восприятие и запоминание ее целостного образа.

    В программе «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца) отражено базисное содержание дошкольного образования. Авторы этой программы считают, что в дошкольном возрасте доминирующее значение приобретает развитие умения устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Поэтому раздел «Речь и речевое общение» представлен как самостоятельный. А содержание речевого воспитания в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. В программе не выделена подготовка детей к обучению грамоте как определенное направление работы, но задача перед педагогом ставится конкретная: развивать элементарное осознание языковой действительности, знакомить детей с терминами «звук», «слово», «предложение».

    В программе «Детство» (под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович) уже в младшем дошкольном возрасте в разделе «Развиваем речь детей» подготовка к обучению грамоте выделена как одно из ведущих направлений работы и включает в себя следующее содержание:

    • учить детей слышать как часто повторяющийся звук в небольшом стихотворении, потешке, так и интонационно выделяемый воспитателем звук в отдельном слове;
    • упражнять в интонационном подчеркивании нужного и простого по артикуляции звука (а, о, у, и, э, м, ф, в, б, п) при произнесении односложных трехзвуковых слов.

    Авторы программы утверждают, что в среднем дошкольном возрасте речь становится для детей не только средством общения, но также объектом познания и анализа. Поэтому детей в средней группе знакомят с терминами «слово», «звук» и учат правильно понимать и использовать их, сравнивать слова по протяженности. Продолжается работа по совершенствованию умений звукового анализа слов:

    • самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;
    • различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
    • определять место звука в слове (первый, последний, в середине);
    • самостоятельно находить слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем – по представлению).

    Со второй половины года программа рекомендует учить детей пятого года жизни анализу односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, а также составлению предложений по «живой модели».

    В старшем дошкольном возрасте у детей закрепляют и совершенствуют умение делить слова на слоги и проводить звуковой анализ слов. Дети осуществляют звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. учатся анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа). Знакомятся с ударением: выделяют ударный слог и ударный гласный звук в слове. понимают и используют в речи термин «предложение», составляют предложения из 3 – 4 слов, делят предложения на слова, называют их по порядку. Знакомятся с буквами русского алфавита, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

    Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок должен научиться читать. Причем, если семилетний ребенок читает только слоги и простые односложные слова, то это низкий уровень; если читает медленно по слогам – это средний уровень; а если читает короткие тексты, оценивается как высокий уровень. Само направление работы, начиная со средней группы, в программе обозначено как «Подготовка к обучению грамоте».

    Авторы программы «Радуга» (Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик) считают, что на пятом году жизни у детей заметно улучшается фонематическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение для подготовки к обучению грамоте. В этом возрасте дети проявляют интерес к звуковой стороне слова. Поэтому программа предлагает вниманию педагогов ряд игр и упражнений со звуками («Повтори не перепутав», «Расскажи и покажи», «Доскажи словечко», «Потерялся первый звук» и др.).

    По мнению авторов, дети четырех-пяти лет проявляют интерес не только к звучащему слову, но и к буквам. Поэтому программа рекомендует при любом подходящем случае знакомить детей с буквами: показать букву, назвать ее, сообщить, чье имя начинается с этой буквы и какие еще слова с нее начинаются, в чьем имени эта буква тоже есть, но в середине слова, рассмотреть букву и порассуждать о ее сходстве со знакомыми предметами, предложить детям найти эту букву в книге или газете, попробовать срисовать ее или вылепить и т.п. Необходимо приветствовать попытки детей подписывать свои рисунки, изображать на нарисованных ими машинах номерные знаки, обозначать типы самолета. В группе должно быть несколько наборов букв и с детьми должны проводиться специальные игры. Например, «Мы знаем буквы», «Потерялась буква», «До-ре-ми…», «Жили-были буквы» и т.д.

    В старшей группе наряду с разделом «Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе» появляется новый – «Знакомство детей с буквами». В программе даются общие рекомендации к организации работы. Появление этого раздела авторы программы объясняют двумя причинами: во-первых, дети сами к этому стремятся, потому что хотят быть похожими на взрослых; во-вторых, требования к знаниям детей, поступающих в школу, непрерывно растут. К тому же чтение является сложным навыком и требует значительного времени на отработку и доведения до автоматизма. А от сформированности навыка чтения значительно зависит успеваемость ребенка по другим предметам. В детском саду, по мнению авторов, можно выделить для знакомства детей с буквами специальное время в режиме дня с тем, чтобы вечером дома дети могли отдыхать. Работа строится циклами по четыре занятия подряд в течение одной недели. Дается типовой план работы по букве:

    • демонстрация буквы, называние ее;
    • лепка, рисование, конструирование буквы и различных материалов;
    • подбор слов, начинающихся на данную букву и использованием специального «Словарика»;
    • рассматривание графических изображений буквы, выполненных разными шрифтами;
    • из известных букв дети собирают слова и фразы. Речевые игры.

    В процессе знакомства с буквой авторы программы рекомендуют устанавливать связь между видом буквы и соответствующим звучанием, но при этом избегать усложненного звукового анализа. Вполне достаточно,  по мнению авторов, если дети смогут выделять слова, начинающиеся на букву… А до тех пор, пока дети не научились читать, нужно избегать учить их различению твердых и мягких согласных, вводить понятия «гласные» и «согласные» и др. Конечно, это спорный момент, но положительным в программе является то, что авторы серьезное внимание уделяют созданию речевой среды.

    В программу «Радуга» и методическое руководство по воспитанию, развитию детей 6 – 7 лет в детском саду включен раздел «Обучение детей чтению». В последние годы стало меняться учебное содержание, предлагаемое дошкольникам. В программах появились задачи, ранее не стоявшие перед детьми и педагогами детского сада. К числу таких задач относиться обучение детей грамоте (раньше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте). Если педагоги детского сада не будут данное обучение проводить организованно и методически грамотно, то это сделают родители по своему усмотрению, обучая своих детей чтению по разнообразным, часто не проверенным методикам. Поэтому, по мнению авторов программы «Радуга» в работе с детьми 6 – 7 лет в детском саду необходимо включить целенаправленное, систематическое, методически грамотное обучение чтению. Традиционное обучение грамоте включает в себя обучение первоначальному чтению, обучение письму, работу по развитию речи. В программе «Радуга» первостепенное внимание уделяется только двум составляющим: обучение чтению и развитию речи. Оба направления работы выносятся на фронтальные занятия, которые распределены на три блока:

    1. Обучение детей чтению – около36 занятий.
    2. Развитие связной речи – 20 занятий.
    3. «Путешествия» в русский язык – 10 занятий.

    Большую помощь педагогам в организации работы по обучению чтению, по мнению авторов, оказывает уголок «Читаем сами», его главное назначение – упражнять детей в самостоятельном чтении текстов. Программа дает конкретные рекомендации по организации такого уголка.

            В программе «Развитие» одним из основных направлений работы уже с детьми младшего дошкольного возраста (4-ый год жизни) по развитию умственных и творческих способностей является «Введение в грамоту». Грамота рассматривается авторами «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д.Э.Эльконину), и поэтому они предлагают начать обучение с «погружения», введения ребенка в звуковую действительность русского языка. Программа строится на материале методики, созданной Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой и включает в себя два направления:

    • введение ребенка в фонемную (звуковую) систему языка;
    • подготовка руки ребенка к письму.

    Работа по этим направлениям ведется последовательно. Так, работа в младшей группе по первому направлению начинается с развития артикуляционного аппарата, в средней группе педагоги переориентируют детей с семантической (смысловой) стороны речи на ее фонематическую (звуковую) сторону. Именно в средней группе дети узнают, что слова звучат похоже и по разному, их можно сравнивать по звучанию и по протяженности, можно делить на части (слоги). Дети пятого года жизни овладевают способом интонационного выделения звука в слове, определяют заданные звуки в словах, различают их акустически, подбирают слова с определенным звуком и т.п. В старшей группе детей обучают звуковому анализу слова,  то есть последовательному вычленению всех звуков в слове. В подготовительной группе дети узнают другую языковую действительность – знаковую (буквенную символику) – и с помощью механизма позиционного чтения овладевают сначала слоговым, затем слитным способом чтения в пределах всего алфавита. При этом дети способны проанализировать короткие предложения, состоящие из 3 - 5 слов с предлогами и союзами, составить их из букв азбуки и графически записать их модели.

    Подготовка руки ребенка к письму (второе направление работы) сводится в младшем и среднем дошкольном возрасте к развитию возможности управлять своими руками и пальцами. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Программа предусматривает элементарную работу с детьми по развитию готовности руки к письму и строится на материале упражнений, разработанных для детей 3 – 4 лет А.Роговиным (Роговин А. Хочу сделать сам. – М.,1984) и методики обучения письму детей 5 – 6 лет Н.А.Федосовой (Федосов Н.А. Учусь читать и писать. – Ч. 1,2,3. – Псков, 1996).

    В программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (2011 год) содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте представлено в подготовительной к школе группе в образовательной области «Коммуникация». Авторами рекомендуется:

    - формирование представлений о предложении (без грамматического определения);

    - упражнения в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;

    - формирование умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-рё-за) на части;

    - формирование умения составлять слова из слогов (устно);

    - формирование умения выделять последовательность звуков в простых словах.

    В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» Н.О.Березина, И.А.Бурлакова, Е.Н.Герасимова и др./ -М., Просвещение, 2011 г. также как и в предыдущей программе выделен  раздел«Коммуникация». В содержании  психолого-педагогической работы  в этом разделе  указывается, что в возрасте 6-7 лет следует научить детей осуществлять звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой.

    На основе анализа содержания работы по обучению детей грамоте в современных образовательных программах для детских садов, можно сделать следующий вывод: содержание работы и объем требований к уровню сформированности навыков чтения и письма в современных программах различны.

    Переход школы на четырехлетнее начальное обучение требует пересмотреть объем и содержание работы по обучению детей грамоте в детском саду. В настоящее время целесообразно в работе со старшими дошкольниками осуществлять подготовку к обучению грамоте.

    В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит:

    - ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

    - ознакомление с предложением и его словесным составом;

    - деление предложение на слова и составление из слов (2-4) предложений;

    - членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

    - ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;

    - знакомство с буквами.

    Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, так как процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

    Исходя из вышесказанного, перед педагогами детского сада не ставится задача обучать детей старшего дошкольного возраста чтению и письму. Эти навыки им предстоит осваивать в школе.

    Таким образом, теоретическое исследование проблемы роли обучения в подготовке детей к усвоению грамоты в школе  позволяет сделать следующие выводы:

    - воспитатель детского сада должен понимать значение преемственности в подготовке детей к обучению в школе, что позволит ему определить содержание, формы и методы обучения  детей 7-ого года жизни;

    - важно осуществлять во всех группах детского сада общеречевую подготовку детей, т.к. устная речь является базой для усвоения письменной речи;

    - в подготовительной к школе группе следует в системе проводить обучение детей, направленное на подготовку к усвоению грамоты в школе.

    - в подготовительной к школе группе важно совершенствовать у детей такие качества личности как самостоятельность, ответственность, трудолюбие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные задачи социально-коммуникативного развития детей 0-3 года жизни.

    Речь идет о социально-коммуникативном развитии детей 0-3....

    "Возрастные и психологические особенности детей 7-го года жизни" (По материалам: Эльконин Д. Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) – М: Учпедгиз, 1960г.)

    Старший  дошкольный  возраст  является  этапом  интенсивного  психологического  развития.  Именно  в  этом возрасте  про...

    Задачи по развитию речи детей 4-го года жизни (вторая младшая группа)

    Задачи по развитию речи детей 4-го года жизни (вторая младшая группа)1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время ...

    Задачи и содержание работы по формированию здорового образа жизни

    Задачи и содержание работы по формированию здорового образа жизни...

    Задачи и содержание формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

    Забота дошкольника о своём личном здоровье выступает основой, на которую можно будет опираться при  необходимости в здоровом образе жизни. Она пробуждается и формируется по ходу понимания ...