Использование игровых методов и приемов как средство развития высших психических функций у будущих первоклассников.
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Использование игровых методов и приемов как средство развития
высших психических функций у будущих первоклассников.

Программа дошкольного образования  предусматривает развитие у детей в

процессе различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти,
мышления, воображения, речи,  а также способов умственной
деятельности (умение элементарно сравнивать , анализировать, обобщать,
устанавливать причинно-следственные связи).

Речь - инструмент развития высших отделов психики ребенка, обучая
ребенка речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта. Развитие
интеллекта центральная задача в обучении и воспитании. Словарный
запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за
счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем педагогу
необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с
детьми в бытовых, игровых ситуациях и в образовательной деятельности.

 

   

 

  

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых методов и приемов как средство развития
высших психических функций у будущих первоклассников.

  Абалина Светлана Александровна

  Воспитатель высшей квалификационной категории

  ГБОУ СОШ с. Выселки СПДС «Чебурашка»

  445148,  Самарская  область,  Ставропольский  район,  с. Выселки, ул. Луговая,23.

 8 (8482) 23-65-20.

e-mail: 1cheburashka@mail.ru

Программа дошкольного образования  предусматривает развитие у детей в

процессе различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти,
мышления, воображения, речи,  а также способов умственной
деятельности (умение элементарно сравнивать , анализировать, обобщать,
устанавливать причинно-следственные связи).

Речь - инструмент развития высших отделов психики ребенка, обучая
ребенка речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта. Развитие
интеллекта центральная задача в обучении и воспитании. Словарный
запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за
счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем педагогу
необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с
детьми в бытовых, игровых ситуациях и в образовательной деятельности.

Для этого мы используем дидактические игры и упражнения:

«Вершки и корешки», «Что изменилось?». «Кто больше заметит?», Кто
подробнее расскажет?»

При обучении детей делению слов на слоги, предлагаем детям

Прохлопать, пропрыгать, прошагать, присесть столько раз, сколько
слогов в слове.

Пальцы развиваем, буквы составляем.

Усвоение букв, пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их
запоминать в процессе занимательных упражнений. Такое построение
закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует
развитию психических функций, необходимых для изучения школьных
программ:

- внимания, памяти, мышления;  

- зрительно-пространственного восприятия и представления;

- мелкой моторики;            I

- речи.

Буква А

Построй по инструкции:

Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.
Правая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяет середину
указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в
ладонь; большой лежит на безымянном пальце.

Левая рука. Средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются
в ладонь; большой лежит на среднем.

Построй по стихотворению

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средний - перекладиной

Ровно ляжет в нем.

Буква Б

Построй по инструкции

Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и большой образуют
кольцо, соединяясь кончиками; остальные сомкнуты, слегка согнуты вправо
и располагаются над кольцом.

Построй по стихотворению

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим,

Остальные под углом

Над кольцом объединим.

Буква И

Построй по инструкции

Указательные пальцы направлены вверх .

I

Левая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяется с

указательным правой руки подушечками; безымянный и мизинец сомкнуты,
прижаты к ладони; большой лежит на безымянном.

Правая рука. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к
ладони; большой лежит на среднем.

Построй по стихотворению

Указательные пальцы

Встали, словно уши зайца.

Левый средний чуть нагнулся,

Пальца правого коснулся.

Буква К

Построй по инструкции

Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и средний разведены
и направлены вправо; безымянный и мизинец согнуты и прижаты большим.
Правая рука. Указательный соединяет основание разведенных пальцев левой

руки.

Построй по стихотворению:
Указательный и средний,
Образуют галочку.

Правый указательный

Вверх направим палочкой.
Буква Л 

Построй по инструкции

Пальцы располагаются так: указательные направлены вверх и соединяются
подушечками; средние, мизинцы и безымянные прикасаются кончиками к
ладони; большие лежат на средних.

Построй по стихотворению

Указательные пальцы

Под углом соединяют.

Остальные не мешают,
Их большие прижимают.
Буква Х 

Построй по инструкции

Пальцы располагаются так: указательные перекрещиваются; большие

прижаты к указательным; остальные пальцы согнуты и упираются
кончиками в ладони.

Построй по стихотворению
Пальцы указательные

Умны и внимательны:

Только их слегка

скрестили-

Букву Х изобразили.

      Музыкальные        игры с пальчиками активизируют работу мозга,

повышают мышечный тонус. Задание построить букву радует ребенка под
музыкальное сопровождение, оживляет его. Регулярно используя ее, можно
добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного,
безотрывного чтения слов и слухового восприятия.

Послушай сказку, мой дружок
Жил-был на свете голосок

Он утром с солнышком вставал
и песни-звуки напевал.
Широко откроет рот,

Песню первую споет - А.

Как откроет рот колечком,
Встанет солнце за

крылечком - О.

Сдвинет губы трубочкой,
Пропоет он дудочкой - У.
Если вдруг ворчать начнет,
Тут уж каждый запоет - Ы.
Любит голосок резвиться,
Любит голосок дразниться.

Он тогда кричит тебе:
«Ну-ка, спой мне
песню - Э».

Вот какие гласные,

Гласные прекрасные.
Звуки-буквы все подряд,
Прочитай-ка этот ряд - АОУЫЭ.
А теперь в корзинку, братцы,
Залезайте, не толкаться!

Стойте все в одном ряду,

Так я легче вас найду.

С голоском мы песню спели,
Оглянуться не успели,

Ночь спустилась на окно,
Спать пора давным-давно.

Данные упражнения побуждают детей к творчеству и вызывают желание
конструировать свои варианты букв.

На непосредственно образовательной деятельности  по формированию элементарных математических представлений
создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств:
самостоятельности, активности, внимания, речи, памяти. Очень важно
развивать у детей приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез,

 сравнение, классификацию, обобщение, проведение аналогий,

 пространственное воображение и вариативность мышления).

Для этого в своей работе мы используем игровые методы и приемы:

дидактические игры, задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры
и упражнения. Такие игры как: «Танграмм», «Монгольская игра»
вызывают у детей большой интерес, дети могут подолгу упражняться в
преобразовании фигур, перекладывая части, детали по собственному
замыслу и образцу.

Читаем ребятам стихотворение
Я веселый белый гусь,

Ничего я не боюсь.

Но вчера упал я с кочки,
Развалился на кусочки.
Собирал меня енот -
Получился пароход.

Помогите! Помогите!

Из кусков меня сложите!

и предлагаем из геометрических фигур собрать силуэт гуся. Это может
быть и жираф, и лиса, и теленок, и верблюд. Можно предложить образец.

        На физкультурных занятиях мы используем рисунки. В этих схемах намечается содержание упражнений и последовательность выполнения  ОСНОВНЫХ видов двигательной деятельности. Такая структура позволяет педагогу и детям быстрее включиться в ход занятия и легче ориентироваться при переходе от одного вида деятельности к другому.

Кроме того эти схемы - рисунки помогают эффективно решать задачи умственного развития детей (совершенствовать умение анализировать, сравнивать, классифицировать).
Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка.
Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему
развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать

слова и жесты, слышать и чувствовать.

Подводя итоги, отметим, предложенные задания, способствуют
развитию у детей логического мышления, воображения, памяти,
внимания. Все это в совокупности составляют основу успешного
обучения детей в начальной школе.

 

                                                                 

 Список литературы:

1. Агапова И., Давыдова М. Апликация. ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008

2.Веракса А.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

3.Нагибина М.И. Волшебная бумага. Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.

4.Денисова Д. Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.

   

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении,  в ощущении владения с...

Методический справочник для воспитателя "Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методический справочник для воспитателя «Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений», который включает в себя стихи, пословицы, поговорки, загадк...

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста...

«Игровые методы и приемы как средство формирования изобразительных навыков детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми  к личности человека, ребенка.Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошк...

Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....