Методические рекомендации к обучению грамоте в старшей и подготовительной группах
консультация по обучению грамоте на тему

Колупаева Елена Владимировна

В старшей группе на занятиях по обучению грамоте дошкольники получают элементарные знания о слоговой структуре слова, словесном составе предложения, обучаются звуковому анализу слов различной структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_k_obucheniyu_gramote.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для воспитателей

Методические рекомендации к обучению грамоте

в старшей и подготовительной группах

В старшей группе на занятиях по обучению грамоте дошкольники получают элементарные знания о слоговой структуре слова, словесном составе предложения, обучаются звуковому анализу слов различной структуры. На первых занятиях знакомятся с тем, что слова состоят из частей, количество их в слове разное, части идут друг за другом в определённом порядке. Позже воспитатель объясняет, что части слова называются слогами, потому что слово слагается из них. Дети учатся делить на слоги двух-, трёхслоговые слова, называют первый, второй, третий слог.

Основная задача обучения грамоте в старшей группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается: во-первых, определение порядка следования звуков в слове, во-вторых, выделение основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нём. Выделять последовательность звуков в слове нужно при помощи неоднократного воспроизведения одного и того же слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так при анализе слова «жук» ребёнок должен произнести его три раза: ЖЖЖук, жУУУк, жуК.

Но даже те дети, которые хорошо владеют интонационным выделением звуков в слове, испытывают затруднения при определении последовательности звуков в нём.

Слово, которое дети анализируют, необходимо показать им в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить анализируемое слово даёт возможность его звуковая схема. Модель слова, которая получается в результате его анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа слова ребёнок ведёт указкой под схемой и в соответствии сдвижением указки произносит слово с последовательным выделением звуков с помощью интонации, обозначая каждый из них фишкой, которую ставит в нужную клеточку.

Действие звукового анализа начинается с того, что ребёнок, ведя указкой под схемой звукового состава слова, произносит его, стараясь, чтобы указка двигалась в соответствии с его произношением. Это значит, что когда ребёнок выделяет первый звук в слове, он ведёт указкой  и задерживает её под первой клеткой схемы. Здесь очень важна роль воспитателя, т.к. ребёнку самому вначале очень трудно добиться такого согласования. Поэтому воспитатель должен придерживать руку ребёнка с указкой. Для звукового анализа вначале даются слова, состоящие только из трёх звуков. Обучению детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой необходимо уделить пристальное внимание. Детям нужно усвоить, что движение указки всегда должно совпадать с произнесением слова.

Затем происходит знакомство с гласными и согласными, согласными твёрдыми и мягкими. Гласные звуки тянутся и поются, при их произнесении во рту нет преграды для выходящего воздуха. Гласные – «ртораскрыватели»: чем громче мы хотим произнести гласный звук, тем шире открываем рот. Можно показать

слогообразующую роль гласного: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Согласные звуки не тянутся, они короткие, во рту есть преграда из языка, зубов, губ. Согласные – «ртосмыкатели»: чем громче мы хотим произнести согласный звук, тем сильнее смыкаем органы артикуляции. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Данная характеристика определяется на слух, а также по артикуляции (при произнесении согласных мягких уголки губ слегка приподнимаются). На схеме гласные звуки обозначаются красной фишкой, согласные твёрдые – синей, согласные мягкие – зелёной.

Звонкости-глухости согласных звуков в дошкольном возрасте уделяется меньше внимания, т.к. данная характеристика больше необходима для изучения орфографии (правописание парных согласных в слабой позиции).

Дальше дети переходят к анализу четырёхзвуковых слов разного соединения и состава: роза, слон, лист, аист, паук и т.д.

В подготовительной группе дети знакомятся с понятиями ударного слога и ударного гласного звука.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по обучению грамоте в старшей группе. Буква Г. Звуки Г ГЬ

Рекомендации для родителейЗвук Г (согласный, твёрдый, звонкий) Обозначается, синим кружочкомЗвук ГЬ (согласный, мягкий, звонкий) Обозначается, зелёным кружочком1.     Прописать бук...

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".

Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....

Перспективное планирование по обучению грамоте в старшей и подготовительных группах

Перспективное планирование по обучению грамоте для старшей и подготовительных групп....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах

Картотека дидактических игр и упражнений  по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах...

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах

Картотека дидактических игр и упражнений  по обучению грамоте в старшей и подготовительной группахВедущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игр...