Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Куцеволова Людмила Владимировна
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx80.31 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\макс\Downloads\i (1).jpg

Кружок по разделу

«Обучение грамоте»

«Читай-ка»

                                                                             Воспитатель: Куцеволова Л.В.

Воронеж 2014

Расписание кружка

C:\Users\макс\Desktop\i.jpg

Понедельник   15.45-16.15

C:\Users\макс\Desktop\i (7).jpg

Состав кружка.

C:\Users\макс\Desktop\i (1).jpg

  1. Бащева Яна.
  2. Бородкин Дима.
  3. Гришанова Альбина
  4. Косякова Вика.
  5. Кутищева Ульяна
  6. Попов Костя.
  7. Тишков Данил.
  8. Тутина Соня.
  9. Шевцов Саша.
  10. Шерешков Данил.
  11. Юрова Соня.
  12. Воронкова Полина.    C:\Users\макс\Desktop\i (8).jpg

C:\Users\макс\Desktop\i (5).jpg      Пояснительная записка.

Актуальность.

   Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа по русскому языку в начальных классах и как трудно ребёнку, не овладевшему навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов, осваивать её курс.

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе.  Особенностью программы данной кружковой работы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Основным содержанием обучения является звуко-слоговой анализ слов. Работа по слого-звуковому анализу слов сочетается с работой по развитию речи. Занятия кружка строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом. Занятия проводятся на индивидуальных рабочих листах.

Цель программы: развитие устной речи детей, подготовка к курсу обучения грамоте в начальной школе.

Задачи:

  • развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам;
  • знакомить детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
  • формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.

Ожидаемые результаты:

  • хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква»;
  • дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
  • выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов;

          знать  буквы.

 Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа). Занятия по программе организуются один раз в неделю в течение учебного года.32 занятия за учебный год. Длительность занятия до 30 минут. Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников – 12 детей. Срок реализации программы – 1 год

C:\Users\макс\Desktop\i (8).jpg

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Тема: Звуки и буквы

Задачи: дать понятие «неречевые и речевые звуки»; дать представление о возникновении речевых звуков (сказка о Весёлом Язычке).

Тема: Слова. Звуки.

Задачи: дать понятие какие бывают слова и какую роль в них играют звуки; чем длинные слова отличаются от коротких.

Октябрь

Тема: Звук (А)

Задачи: дать понятие, как образуется звук (А); находить звук (А) в названиях картинок; определять положение звука в слове; познакомить с буквой А.

Тема: Звук (О)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (О); определять положение (О) в словах; называть слова со звуком (О); познакомить с буквой О.

Тема: Звук (Э)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (Э); определять положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки, ребусы; познакомить с буквой Э.

Тема: Звук (И)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (И);называть слова со звуком (И); определять количество звуков (И) в словах; определять положение звука в слове; познакомить с буквой И.

Ноябрь

Тема: Звук (Ы)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (Ы);находить слова со звуком (Ы); развивать умение отгадывать загадки, ребусы; образовывать сущ. Мн.ч. от сущ. Ед.ч.; познакомить с буквой Э.

Тема: Звуки (И)– (Ы)

Задачи: называть отличия в артикуляции звуков; определять положение звуков в словах; уметь дифференцировать звуки в словах ; образовывать сущ. С помощью ум.-ласк. Суффиксов.

Тема: Звук (У)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (У);находить слова со звуком (У); определять количество звуков (У) в словах; определять положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки; познакомить с буквой У.

Тема: Гласные звуки

Задачи: называть, чем отличаются звуки (И)-(Ы), (О)-(У), (А)-(О);

Познакомить с понятием «гласные звуки»; определять, какие гласные есть в названиях картинок; называть звуки в двухсложных и трёхсложных словах.

Декабрь

Тема: Звук (М). Согласные звуки. Слоги

Задачи: напомнить артикуляцию звука (М); познакомить с понятием «согласный звук»; называть отличия согласного от гласного звука; учиться выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; называть количество звуков (М) в словах; определять положение звука в слове.

Тема: Звук (М*). Твёрдые и мягкие согласные

Задачи: учиться выкладывать слоги со звуком (М*) с помощью звуковых обозначений; упражнять в подборе антонимов; уметь дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки; звуки (М) и (М*); познакомить с буквой М.

Тема: Звук (Н)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (Н); учиться выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; определять количество и положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки ; выкладывать с помощью звуковых обозначений слог НА; превращать слог НА в НО

Январь

Тема: Звук (Н*)

Задачи: учить давать характеристику согласному звуку; продолжать учиться выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; развивать умение отгадывать загадки; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки; звуки (Н) и (Н*); познакомить с буквой Н.

Тема: Звук (П)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (П); продолжать учить давать характеристику звука, выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; развивать умение отгадывать загадки;

уметь подбирать слова со слогом ПА (ПО, ПУ) в начале слова, называть, чем эти слоги отличаются.

Февраль

Тема: Звук (П*)

Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать звуки (П) и (П*); познакомить с буквой П.

Тема: Звук (Т)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (Т); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Т); развивать умение отгадывать загадки; определять положение звука в слове; называть, чем отличаются слоги ТА и ТО, добавлять их в начало слов.

Тема: Звук (Т*)

Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать звуки (Т) и (Т*); познакомить с буквой Т.

Тема: Звук (К)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (К); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (К); развивать умение отгадывать загадки; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова.

Март

Тема: Звук (К*)

Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать звуки (К) и (К*); познакомить с буквой К.

Тема: Звук (Х)

Задачи:  напомнить артикуляцию звука (Х); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Х); развивать умение отгадывать загадки; определять положение звука в слове; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова.

Тема: Звук (Х*)

Задачи:  давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть из каких звуков состоит слог ХИ, добавить этот слог в начало или конец слова; уметь дифференцировать звуки (Х) и (Х*); образовывать сущ. Мн.ч от сущ. Ед.ч.; познакомить с буквой Х.

Тема: Звуки (К)-(Х), (К*)-(Х*)

Задачи: уметь дифференцировать звуки (К) и (Х), (К*) и (Х*) в слогах, словах; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова.

Апрель

Тема: Звук (Ф) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Ф); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Ф); развивать умение отгадывать загадки, ребусы; определять положение звука в слове; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова.

Тема: Звук (Ф*)

Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги;  уметь дифференцировать звуки (Ф) и (Ф*); называть, чем отличаются слоги ФИ и ФЕ, добавлять их в начало слов; учить менять местами слоги, чтобы получились новые слова; познакомить с буквой Ф.

Тема: Звук (Й)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (Й); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Й); определять положение звука в слове; образовывать сущ в Д.п., П.п; учиться «превращать» слова; познакомить с буквой Й.

Тема: Двойные гласные звуки. Звук (ЙО)

Задачи: дать понятие «двойной гласный звук»;выкладывать слоги; определять положение звука в словах; уметь объяснить, почему (ЙО)-гласный; уметь называть слова со звуком (ЙО) в начале или конце слова; познакомить с буквой Ё.

май

Тема: Звук (ЙУ)

Задачи: уметь объяснить, почему этот звук – двойной; выкладывать слоги; называть, чем отличаются звуки (ЙО) и (ЙУ); уметь согласовывать прил. + сущ.; «превращать» слова; познакомить с буквой Ю.

Тема: Звук (ЙА)

Задачи: называть двойные гласные звуки; уметь рассказать о звуке (ЙА); выкладывать слоги; определять положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки, ребусы; называть слова со звуком (ЙА) в начале слова; преобразовывать слова; познакомить с буквой Я.

Тема: Звуки (ЙЭ), (ЙУ), (ЙО), (ЙА)

Задачи: называть «двойные гласные звуки», что у них общее, чем отличаются; называть слова с этими звуками; развивать умение отгадывать загадки; образовывать сущ. в В.п.; подбирать антонимы; выкладывать слоги; узнавать и дорисовать буквы.

Тема: Звук (Л)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (Л); уметь дать характеристику звука; выложить слоги; отвечать на вопросы: какие слоги слышаться в конце слов, чем отличаются слоги ЛА и ЛЭ, чем отличаются слова?; читать слова, добавляя недостающие гласные звуки.

C:\Users\макс\Desktop\i (6).jpg

Литература:

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1989.

Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – С.-Пб., 1996.

Жукова Н.С. Домашний букварь. –Екатеренбург, 1998.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 1985

C:\Users\макс\Desktop\i (4).jpg

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММ

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» НА НАЧАЛО 2014 УЧЕБНОГО ГОДА

№ П\П

Фамилия, имя ребёнка

Умение делить слова на слоги

Умение называть слова с заданным звуком

Умение проводить звуковой анализ слова

Умение различать согласные;

на звуки, твердые и мягкие.

Умение понимать роль звука в слове

Умение вычленять ударение, определять его место в слове

Умение различать слово и предложение

1.

Башева Яна

2.

Бородкин Дима

3.

Гришанова Альбина

4.

Косякова Виктория

5.

Кутищева Ульяна

6.

          Попов Костя

7.

Тишков Данил

8.

Шерешков Данил

9.

Шевцов Саша

10.

Воронкова Полина

11.

        Тутина Соня

12.

        Юрова Соня

Уровень знаний:

Низкий

Средний

Высокий

C:\Users\макс\Desktop\i (5).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа кружка по обучению грамоте "Букваренок" для детей старшего дошкольного возраста

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего  вида.   Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обу...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Возраст обучающихся от 5 до 7 лет

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха призносительной стороны речи, что служит основой овла...

Программа кружка «Домисолька» - обучение музыкальной грамоте, для детей 6-7 лет.

Программа кружка «Домисолька» - обучение музыкальной грамоте, рассчитана на детей 6-7 лет. Работа дополнительной образовательной деятельности планируется с учётом возрастных особенностей детей....

ПРОГРАММА КРУЖКА «АБВГдейка» по обучению грамоте детей 6-7 лет

 Разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции формирования у детей 6 -7 лет навыков:  звуко-буквенного анализа,  послогового чтен...

Рабочая программа кружка « АБВГД-ейка» Раздел «Обучение дошкольников грамоте» для детей старшей группы (5-6 лет)

Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения. Задачи: Развивающие:·         Развивать жела...

Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Образовательная программа  кружка «АБВГДЕЙКА» ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ...