Как хорошо уметь читать
методическая разработка (обучение грамоте, старшая группа) по теме
Представленная методическая разработка совершенствует коммуникативные спосбности на основе общения; развивает фонематический слух, помогает
обучать проводить звуковой, слоговой анализ слов,правильно употреблять грамматические термины; развивает интерес к звучащему слову, а через него
ко всему русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как хорошо уметь читать | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 95»
Левобережный район г. Воронежа
Методическая разработка
по обучению грамоте в старшей группе.
Как хорошо уметь читать! Звук Ш, буква Ш.
Составила воспитатель ВКК
Смирнова Светлана Юрьевна.
Цель. Учить понимать и правильно употреблять термины «слово», «предложения», «звук», «буква», «слог»; развивать интерес к звучащему слову, а через него ко всему русскому языку; обучать умению проводить звуковой анализ слова, развивать фонема-
тический слух, сравнивать слова по количеству звуков, а звуки по их качественной характеристике ( гласные, согласные, твердые , мягкие), приучать произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса; развивать навыки чтения по слогам;
формировать устную речь, обогащать и активизировать словарь детей ; совершенствовать коммуникативные способности на основе общения.
Материалы и оборудование:
демонстрационный: магнитная доска, наборное полотно с буквами, схемы предложений,
схема слогового и звукового анализа слов, схема-пирамида «Наша речь», карточки с паровозиком и вагонами для одно -, дву -,трех - и четырехслоговых слов, кукла «Каркуша» с книгой и чудесным мешочком, слоговая таблица, указка ,маркер для магнитной доски, набор-магнитов ; раздаточный : карточки с картинками, названия которых начинаются с тех же звуков ,что и имена детей ,звуковые часы, фишки трехцветные для звукового анализа, схема «слово»,карточки для игры «Паровозик» со словами на разное количество слогов в слове ,перфокарты, индивидуальные разрезные азбуки ,тарелочки, наборное полотно.
Последовательность действий.
1часть. Приветствие .Чтение детьми стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать».(см. Приложение №1)
2ч. Воспитатель предлагает игру на совершенствование звукового анализа «Подбери картинку со словом, начинающимся на первый звук твоего имени».
3ч. Рассматривание схемы-пирамиды «Наша речь» и путешествие по ней сверху вниз. ( см.Приложение №2 ).
4ч. Составление 1-2 предложений по предложенным воспитателем схемам (у доски).( L - -. L ---.)
5ч. Воспитатель предлагает поиграть со «Звуковыми часами», отметить стрелкой слова короткие и длинные (фронтальный опрос с доказательным объяснением).
6ч. Дидактическая игра «Паровозик» - упражнение в делении слов на слоги и определение своего вагона(1,2,3,4).Для уточнения и проверки дети отхлопывают количество слогов или считают их ,подставляя ладонь к подбородку.
7ч. Воспитатель уточняет у детей из чего состоят слова, проводит анализ и синтез (у –а - уа, а -у- ау , д –о –м -дом и т. д.) и наоборот(сом- с-о-м и т. д.)-по схемам.
8ч. Физкультминутка « Моя неделя» (см .Приложение №3).
9ч. Сюрпризный момент. Появляется Каркуша с книжкой и читает стихотворение «Мышонку шепчет - мышь, ты все не спишь, шуршишь. Мышонок шепчет мыши - шуршать я буду тише.» Затем спрашивает о том, какой звук слышится чаще других?(Ш)
10ч . Педагог вместе с детьми проводят анализ звука Ш( шипящий, твердый, согласный).
Где слышится?- В шелесте листьев, шипении гусей , змей ,в песенке ветра.
11ч. Воспитатель предлагает детям придумать слово со звуком Ш и определить по схемам его позицию в слове (выполняет один ребенок у доски, остальные -индивидуально.)
12ч. Артикуляционная гимнастика: чтение скороговорок (см. Приложение№4).
13ч. Анализ буквы Ш (на что она похожа?) « Е на спинку прилегла, лапки кверху подняла» . Педагог предлагает написать букву Ш пальчиком в воздухе.
14ч . Упражнения с перфокартами –найти и отметить фишкой слова со звуком Ш.
Опрос - фронтальный.
15ч. Пальчиковая гимнастика « Зоопарк» -с элементами артикуляционной гимнастики и упражнений для мышц шеи
( см. Приложение№5).
16ч. Работа с индивидуальными разрезными азбуками: выкладывание 2-3 слов самостоятельно и составление звуковой
схемы слов - ШУМ, САША.
17ч. Словесная игра « Наоборот» ( см. Приложение№4).
18ч. Подведение итогов. Сюрприз от Каркуши : вручение детям закладок для первой самостоятельно прочитанной книги.
Приложение
№1 В. Берестов. Как хорошо уметь читать.
Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти : « Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу: « Ну, прочитай еще страницу».
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!
№2. Схема – пирамида « Наша речь»: звук, буква; слог; слово;
предложение; речь.
№3. Физкультминутка «Моя неделя»
В понедельник я купался (изображаем плавание),
А во вторник рисовал (изображаем рисование),
В среду долго умывался (показываем умывание),
А в четверг в футбол играл ( бег на месте),
В пятницу я прыгал, бегал (прыжки на месте),
Очень долго танцевал (кружимся на месте),
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши),
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руку-под щеку, засыпают).
№4.Скороговорки: а) Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
б) Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
№5.Пальчиковая игра « ЗООПАРК». На каждый ударный слог большой палец(1) поочередно соединяется со 2,3,4,5,5,4,3,2- м
пальцами. После двустишия - смена рук.
Мы в зверинце с мамой были
1-5 1-4 1-3 1-2
Мы к животным там ходили.
1-2 1-3 1-4 1-5
В этом мире каждый важен.
1-5 1-4 1-3 1-2
Мы вам всех зверей покажем.
С длинной шеею жираф (вытягиваем шею)
Выступает словно граф, (опускаем плечи)
Смотрит влево, смотрит вправо: (поворачиваем голову
Нет ли тигра иль удава влево, вправо.)
Нет ли в небе самолета, (поднимаем голову)
Под ногами - бегемота (опускаем голову)
И вращаем головой, ищем веточки с листвой ( вращаем головой).
Скалит зубы волк из клетки , там волчица-мать и детки (упражнен. «Улыбка»).
Хобот вытянул слоненок - он совсем еще ребенок (упражнение «Хоботок»).
Вот зевает бегемот - широко раскрыв свой рот (упр-ие « Домик открыватся.»
№6 Словесная игра «Наоборот»
А вот прощальная игра , занятие заканчивать пора.
Узнали много разных слов и много всяких всячин.
И если ты запомнил их, не зря твой день потрачен.
А нам сейчас пришел черед сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово – ВЫСОКО, а ты ответишь - НИЗКО.
Скажу я слово – ДАЛЕКО , а ты ответишь -БЛИЗКО.
Скажу я слово ПОТОЛОК , а ты ответишь -ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ , ответишь ты - НАШЕЛ.
Скажут тебе я слово ТРУС, ответишь ты - ХРАБРЕЦ.
Теперь - НАЧАЛО я скажу ,ты отвечай- КОНЕЦ.
ЛИТЕРАТУРА.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.
М., 1991.
2.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1974.
3. Сохин Ф.А.. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи .М.,1993
4.Стрельцова Л.Ф. Литература и фантазия. М., 1992.
5.Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать ! СПб., 1997
6. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.,1976.
--
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"
Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...
Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"
Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....
"Как хорошо уметь читать"
Консультация для родителей....
"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей
"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....
Методическая разроботка: "Как хорошо уметь читать"
Воспитание читателя....
план кружковой работы "Как хорошо уметь читать"
Всем хорошо известно, насколько сложно и объемна программа начальных классов и как бывает трудно ребенку, не умеющему читать, освоить её курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-дру...
"Как хорошо уметь читать!"
Очень важно знакомить детей с буквами и звуками, применяя игровые приёмы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности....