Как хорошо уметь читать
методическая разработка (обучение грамоте, старшая группа) по теме

Смирнова Светлана Юрьевна

Представленная методическая разработка совершенствует коммуникативные спосбности на основе общения; развивает фонематический слух, помогает

обучать проводить звуковой, слоговой анализ слов,правильно употреблять грамматические термины; развивает интерес к звучащему слову, а через него

ко всему русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Как хорошо уметь читать45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 95»

Левобережный район     г. Воронежа

Методическая разработка

по  обучению грамоте в  старшей  группе.

 Как хорошо  уметь  читать!  Звук  Ш,  буква  Ш.

                                                                                       Составила воспитатель ВКК

                                                                                        Смирнова Светлана Юрьевна.

     

                                                                                     

                                                                                     

                                                                 

                                                                                                                         

Цель. Учить понимать и правильно употреблять  термины «слово», «предложения», «звук», «буква», «слог»;  развивать интерес к звучащему слову, а через него ко всему русскому языку; обучать умению проводить звуковой анализ слова,  развивать фонема-

тический слух, сравнивать слова по количеству звуков, а звуки по их качественной характеристике ( гласные, согласные, твердые , мягкие), приучать произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса; развивать навыки чтения по слогам;

формировать устную речь, обогащать и активизировать словарь детей ; совершенствовать коммуникативные  способности на основе общения.

Материалы и оборудование:

демонстрационный: магнитная доска, наборное полотно с буквами, схемы предложений,

схема слогового и звукового анализа слов,  схема-пирамида «Наша речь», карточки  с паровозиком и вагонами для одно -, дву -,трех - и четырехслоговых слов, кукла  «Каркуша»  с книгой и чудесным мешочком, слоговая  таблица, указка ,маркер для  магнитной доски, набор-магнитов ; раздаточный : карточки с картинками, названия которых начинаются с тех же звуков ,что и имена детей ,звуковые часы, фишки трехцветные для звукового анализа, схема  «слово»,карточки для игры «Паровозик» со словами на разное количество слогов  в слове ,перфокарты, индивидуальные  разрезные азбуки ,тарелочки, наборное полотно.

                Последовательность действий.

1часть. Приветствие .Чтение детьми стихотворения В.  Берестова           «Как хорошо уметь читать».(см. Приложение №1)

2ч. Воспитатель предлагает игру на совершенствование звукового анализа  «Подбери картинку со словом, начинающимся на первый звук твоего имени».

3ч. Рассматривание схемы-пирамиды  «Наша речь» и путешествие по ней сверху вниз. ( см.Приложение №2 ).

4ч. Составление 1-2 предложений по предложенным воспитателем схемам (у доски).( L - -.   L ---.)

5ч. Воспитатель предлагает поиграть со «Звуковыми часами», отметить стрелкой слова короткие и длинные (фронтальный опрос с доказательным объяснением).

6ч. Дидактическая игра «Паровозик» - упражнение в делении слов на слоги и определение своего вагона(1,2,3,4).Для уточнения и проверки дети отхлопывают количество слогов или считают их ,подставляя ладонь к подбородку.

7ч. Воспитатель уточняет у детей из чего состоят слова, проводит анализ и синтез (у –а - уа, а -у- ау , д –о –м -дом и т. д.) и наоборот(сом- с-о-м и т. д.)-по схемам.

8ч. Физкультминутка « Моя неделя» (см .Приложение №3).                

9ч. Сюрпризный  момент. Появляется  Каркуша с книжкой и читает стихотворение «Мышонку шепчет - мышь, ты все не спишь, шуршишь. Мышонок шепчет мыши - шуршать я буду тише.» Затем спрашивает о том, какой звук слышится чаще других?(Ш)

10ч . Педагог вместе с детьми проводят анализ звука  Ш( шипящий, твердый, согласный).

Где  слышится?- В шелесте  листьев, шипении гусей  , змей ,в песенке ветра.

11ч. Воспитатель предлагает детям придумать слово со звуком Ш и определить по схемам его позицию в слове (выполняет один ребенок у доски, остальные -индивидуально.)

12ч. Артикуляционная гимнастика: чтение скороговорок (см. Приложение№4).

13ч. Анализ буквы Ш (на что она похожа?) « Е на спинку прилегла, лапки кверху подняла»  . Педагог предлагает написать букву Ш  пальчиком в воздухе.

14ч . Упражнения с перфокартами –найти и отметить фишкой слова со звуком Ш.

Опрос - фронтальный.

15ч. Пальчиковая гимнастика « Зоопарк» -с элементами  артикуляционной гимнастики и упражнений для мышц шеи

 ( см. Приложение№5).

16ч. Работа с индивидуальными разрезными азбуками: выкладывание 2-3 слов самостоятельно и составление звуковой

  схемы слов - ШУМ, САША.

17ч. Словесная игра « Наоборот» ( см. Приложение№4).

18ч. Подведение итогов. Сюрприз от Каркуши : вручение детям закладок для первой самостоятельно прочитанной книги.

                                            Приложение

№1 В. Берестов. Как хорошо уметь читать.      

Как хорошо уметь читать.

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти  : « Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу: « Ну, прочитай еще страницу».

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и прочитать!

№2. Схема – пирамида « Наша речь»: звук, буква; слог; слово;

предложение; речь.

№3. Физкультминутка «Моя неделя»

В понедельник я купался (изображаем плавание),

А во вторник рисовал (изображаем рисование),

В среду долго умывался (показываем умывание),

А в четверг в футбол играл ( бег на месте),

В пятницу я прыгал, бегал (прыжки на месте),

Очень долго танцевал (кружимся на месте),

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши),

Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руку-под щеку, засыпают).

№4.Скороговорки: а) Шла Саша по шоссе и сосала сушку;

б) Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

№5.Пальчиковая игра « ЗООПАРК». На каждый ударный слог большой палец(1) поочередно соединяется со 2,3,4,5,5,4,3,2- м

 пальцами. После двустишия - смена рук.

Мы в зверинце с мамой были

1-5       1-4               1-3          1-2

Мы к животным там      ходили.

1-2          1-3             1-4           1-5

В этом мире   каждый     важен.

1-5           1-4             1-3           1-2

Мы вам  всех      зверей    покажем.

С длинной шеею жираф              (вытягиваем шею)

Выступает  словно граф,               (опускаем плечи)

Смотрит влево, смотрит вправо: (поворачиваем голову

Нет ли тигра иль удава                    влево, вправо.)

Нет ли в небе самолета, (поднимаем голову)

Под ногами - бегемота     (опускаем голову)

И вращаем  головой, ищем веточки с листвой ( вращаем головой).

Скалит зубы волк из клетки , там волчица-мать и детки (упражнен. «Улыбка»).

Хобот вытянул слоненок - он совсем еще ребенок (упражнение «Хоботок»).

Вот  зевает бегемот - широко раскрыв свой рот (упр-ие « Домик открыватся.»

№6  Словесная игра «Наоборот»

А вот прощальная игра , занятие заканчивать пора.

Узнали много разных  слов и много всяких всячин.

И если ты запомнил их, не зря твой день потрачен.

А нам сейчас пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово – ВЫСОКО, а ты ответишь - НИЗКО.

Скажу я слово – ДАЛЕКО , а ты ответишь -БЛИЗКО.

Скажу я слово ПОТОЛОК  , а ты ответишь -ПОЛ.

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ ,  ответишь ты - НАШЕЛ.

Скажут  тебе я  слово ТРУС, ответишь ты - ХРАБРЕЦ.

Теперь - НАЧАЛО я скажу ,ты отвечай- КОНЕЦ.

             ЛИТЕРАТУРА.

  1. Бондаренко А. К.  Дидактические  игры  в детском  саду.

М., 1991.

2.Журова Л.Е. Обучение грамоте  в  детском  саду. М., 1974.

3. Сохин Ф.А.. Ушакова  О.С. Занятия  по  развитию  речи  .М.,1993

4.Стрельцова Л.Ф. Литература  и  фантазия.  М., 1992.

5.Шумаева  Д. Г.  Как  хорошо  уметь  читать !  СПб., 1997

6.  Эльконин  Д.Б. Как  учить  детей  читать.  М.,1976.    

           

--            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"

Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"

Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....

"Как хорошо уметь читать"

Консультация для родителей....

"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей

"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....

план кружковой работы "Как хорошо уметь читать"

Всем хорошо известно, насколько сложно  и объемна программа начальных классов и как бывает трудно ребенку, не умеющему читать, освоить её курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-дру...

"Как хорошо уметь читать!"

Очень важно знакомить детей с буквами и звуками, применяя игровые приёмы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности....