Дидактическое пособие «Звуковое солнышко».
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Наумова Татьяна Аркадьевна

     Описание:

     Дидактическое пособие по воспитанию звуковой культуры речи «Звуковое солнышко» предназначено для детей 5-7 лет.    

Цель пособия: Активизация звуковой культуры речи.

Используя пособие можно решать ряд задач:

·        закреплять правильное звукопроизношение,

·        развивать фонематический слух,

·        подбирать слова близкие по звучанию,

·        определять наличие заданного звука в слове,

·        определять первый и последний звук в слове

Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppa_4.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Звуковое солнышко».

Автор: Наумова Татьяна Аркадьевна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30»

     Описание:

     Дидактическое пособие по воспитанию звуковой культуры речи «Звуковое солнышко» предназначено для детей 5-7 лет.    

Цель пособия: Активизация звуковой культуры речи.

Используя пособие можно решать ряд задач: 

  • закреплять правильное звукопроизношение,
  • развивать фонематический слух,
  • подбирать слова близкие по звучанию,
  • определять наличие заданного звука в слове,
  • определять первый и последний звук в слове

Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста.

     Материал:

     Рисуем солнышко, разделённое на две половины (желтого и оранжевого цвета). По краю солнышка в верхней и нижней частях приклеиваем одинаковое количество лучиков (по шесть).

     В центре солнышка прикрепляем двойную стрелку.

     Затем солнышко фиксируем на картонную основу.

     Подбираем предметные картинки (на лучиках такого же размера, как лучики на солнышке).

1 вариант «Найди пару»

     Цель:

     упражнение детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

     Задачи:

     учить детей подбирать слова, близкие по звучанию.

     Ход игры:

     Играют в паре. Один ребенок помещает на один из верхних лучиков солнышка картинку, а второй ребёнок проговаривает это слово и подбирает картинку, сходную по звучанию и кладет ее на нижний лучик солнышка. (Мишка – миска, коза – коса, кит — кот, маска — каска, трава — дрова, кепка — щепка…). Так по очереди раскладываются все картинки из набора. Потом дети меняются ролями.

   

2 вариант «Подружи картинки»

     Задачи:

     1. Автоматизировать звук «Ш», развивать логическое мышление.

2. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

     Ход игры:

     Игра в паре. Один ребенок берет картинку, кладет ее на верхний лучик, называет, второй ребенок подбирает ей пару, подходящую по смыслу, называет, и кладет на нижний лучик.  

Так по очереди раскладываются все картинки из набора:

шиповник – шмель;

бабушка – дедушка;

лягушка – камыши;

клюшка – шайба;

мышка – кошка;

шапка - шляпка.

Потом дети меняются ролями.

3 вариант «Назови первый звук»

     Задачи:

1. Учить детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.

2.  Упражнять детей в умении соотносить звук и букву.

     Ход игры:

    Игра в парах или в микрогруппах. Один ребенок выкладывает на лучик картинку, называет ее, а второй – выделяет первый звук в названии картинки и на нижний лучик выкладывает соответствующую букву. Так по очереди раскладываются все картинки из набора. Потом дети меняются ролями.

4 вариант «Найди пару»

     Задачи:

учить детей определять первый и последний звуки в слове.

   Ход игры:

Игра в парах. Один ребенок кладет картинку на верхнюю часть солнышка. Второй определяет последний звук в слове. Ищет картинку, которая начинается на этот звук. Называет ее, кладет на нижний лучик солнышка. Берет другую картинку, ставит на нижний лучик картинку для первого игрока, который определяет последний звук этой картинки и ищет на него название другой картинки. Ставит на верхний лучик.

- «Кот» - какой последний звук? Звук «Т» (танк)

- «Собака» - какой последний звук? Звук «А» (ананас)

- «Лук» - какой последний звук? Звук «К» (колокол)

- «Муха» - какой последний звук? Звук «А» (альбом)

- «Сова» - какой последний звук? Звук «А» (абрикос)

- «Чайник» - какой последний звук? Звук «К» (калач)

Игра продолжается пока не закончатся все картинки.

Перспектива: солнышко можно изготовить из ткани, с прозрачными карманами на лучиках. Варианты игры не ограничены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Звуковой калейдоскоп"

В работе представлено авторское  дидактическое пособие, способствующее осмыслению детьми фонематической системы русского языка....

Дидактическое пособие "Звуковая линейка"

Материал знакомит педагогов с пособием, которое необходимо использовать на занятиях по обучению грамоте...

Дидактическое пособие "Звуковички"

Дидактический материал по грамоте.Цель: развитие фонетического слуха; формирование навыков звукового анализа....

Дидактическое пособие "Звуковые домики"

Данное пособие пригодится учителям - логопедам для развития фонематического восприятия (развивать умение находить позицию звука в слове определять твердые и мягкие согласные звуки)....

Наглядно-дидактическое пособие "Звуковички"

Практическая значимость наглядно-дидактического пособия связана с профилактикой дислексии и дисграфии....

Использование наглядно-дидактического пособия "Звуковички"

Наглядный материал данного пособия прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы по изучению звуков с детьми дошкольного возраста....

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...