консультация для воспитателей "Основные задачи образовательной области Речевое развитие"
консультация по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Консультация представлена в виде презентации. В данном материале перечислены основные задачи, которые должны решаться воспитателями старших и подготовительных групп в образовательной области "Речевое развитие"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей: Основные задачи образовательной области «Речевое развитие» (старший дошкольный возраст) Учитель-логопед Ишанова И.Ю. Дошкольное отделение «Созвездие» ГБОУ гимназии 625

Слайд 3

ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ Опираемся на лексический принцип построения образовательной деятельности, т.е. включаем лексику определенной темы во все образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие ; физическое развитие.

Слайд 4

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ Совершенствуем фонематический слух: Учим называть слова с определенным звуком; Учим определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Учим находить слова с заданным звуком в ряду слов, в составе предложения; Отрабатываем интонационную выразительность речи (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).

Слайд 5

Учим определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Используем данные схемы, объясняя что полоска- это слово, темные прямоугольники подсказывают место звука в слове. Звук в начале в середине в конце

Слайд 6

Знакомим со схемой звукового анализа:

Слайд 7

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Данный подраздел неразрывно связан с задачей обогащения активного словаря, т.к. все грамматические категории усваиваются при практическом использовании в ходе изучения определенных лексических тем. Особое внимание рекомендуется уделять следующим практическим навыкам: Образование существительных с уменьшительными и увеличительными оттенками (яблоко, ножище); Образование глаголов с оттенками значений (приставочных глаголов); Образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных. На сегодняшний день актуальным становится закрепление правильного использования в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе, согласование существительных мужского, женского и среднего рода с глаголами и прилагательными.

Слайд 8

Для справки: Качественные прилагательные обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос « какой?».(красный, сладкий, весёлый и т.п.) Относительные прилагательные о бозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос « какой?»(железный, деревянный, шерстяной и т.п.) Притяжательные прилагательные о бозначают принадлежность предмета живому существу или лицу. Отвечают на вопрос « чей?». ( бабушкин , заячий, лисий ).

Слайд 9

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Данный подраздел включает совершенствование монологической и диалогической речи. Составление предложений по вопросам, по предметным картинам; Распространение предложений однородными членами; Составление сложноподчиненных предложений с использованием союзов чтобы, потому что, если, если бы и т.д. Составление описательных рассказов по заданному плану; Составление рассказов по серии картин; Составление рассказа по сюжетной картине; Сочинение коротких сказок на заданную тему; Пересказ текста с элементами драматизации; Пересказ рассказа по составленному плану.

Слайд 10

Пример серии из 3х картин для составления рассказа.

Слайд 11

Схематический план для составления рассказа-описания.

Слайд 12

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Дети должны усвоить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Образовательная деятельность в данном подразделе направлена на формирование стойких умений и навыков в следующих видах деятельности: Дифференцировать гласные и согласные звуки; Дифференцировать согласные звуки по глухости-звонкости, твердости-мягкости; Определять количество слогов в слове, ударный слог; Подбирать слова с заданным количеством слогов; Определять количество слов в предложении; Составлять предложения с заданным количеством слов;

Слайд 13

Выполнять звуковой анализ односложных и двухсложных слов без стечения согласных (дом, каша); Выполнять звуковой анализ односложных и двухсложных слов со стечением согласных (стол, кошка); Преобразовывать слова путем замены, перестановки, добавления звуков; Познакомиться с печатными буквами русского алфавита. Складывать и читать прямые и обратные слоги, слоги со стечением 2-х согласных букв; читать односложные, двухсложные, трехсложные слова без стечения согласных, со стечением согласных в одном из слогов. Здесь же должна проводится работа по предупреждению возникновения дисграфии и дислексии.

Слайд 14

Карточки-схемы для обозначения звуков: гласный, твердый согласный, мягкий согласный.

Слайд 15

Карточки-схемы для обозначения звуков: согласные глухие-звонкие, твердые-мягкие (использовались для подготовительной группы).

Слайд 16

Карточки-подсказки для определения гласных звуков [ О ] [ А ] [ У ]

Слайд 17

Карточки-подсказки для определения гласных звуков [ Ы ] [ И ] [ Э ]

Слайд 18

Некоторые виды деятельности по профилактике дисграфии: Развитие зрительного восприятия: составление картинки, разрезанной на части; конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек); называние предметов по их контурам, дорисовка недорисованных предметов, называние перечеркнутых изображений; выделение предметных изображений, наложенных друг на друга; определение, что неправильно нарисовал художник.

Слайд 19

Некоторые виды деятельности по профилактике дисграфии: Моторно-двигательное развитие включает в себя формирование крупной и мелкой моторики, развитие общей двигательной умелости; (двигательной памяти, переключаемости движений ); формирование тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук: “пальчиковый бассейн” − коробка, наполненная сыпучим наполнителем, имеющим необычную текстуру (например, манной, гречневой крупой, горохом, рисом или фасолью); «Волшебный мешочек». С помощью этих приспособлений можно обучать детей нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора.

Слайд 20

Литература: От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой . – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352с. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина . – Москва, 1991. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина . – Москва, 1993. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. – Санкт-Петербург, 1995.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей: Основные задачи образовательной области «Речевое развитие» (старший дошкольный возраст) Учитель-логопед Ишанова И.Ю. Дошкольное отделение «Созвездие» ГБОУ гимназии 625

Слайд 3

ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ Опираемся на лексический принцип построения образовательной деятельности, т.е. включаем лексику определенной темы во все образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие ; физическое развитие.

Слайд 4

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ Совершенствуем фонематический слух: Учим называть слова с определенным звуком; Учим определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Учим находить слова с заданным звуком в ряду слов, в составе предложения; Отрабатываем интонационную выразительность речи (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).

Слайд 5

Учим определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Используем данные схемы, объясняя что полоска- это слово, темные прямоугольники подсказывают место звука в слове. Звук в начале в середине в конце

Слайд 6

Знакомим со схемой звукового анализа:

Слайд 7

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Данный подраздел неразрывно связан с задачей обогащения активного словаря, т.к. все грамматические категории усваиваются при практическом использовании в ходе изучения определенных лексических тем. Особое внимание рекомендуется уделять следующим практическим навыкам: Образование существительных с уменьшительными и увеличительными оттенками (яблоко, ножище); Образование глаголов с оттенками значений (приставочных глаголов); Образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных. На сегодняшний день актуальным становится закрепление правильного использования в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе, согласование существительных мужского, женского и среднего рода с глаголами и прилагательными.

Слайд 8

Для справки: Качественные прилагательные обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос « какой?».(красный, сладкий, весёлый и т.п.) Относительные прилагательные о бозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос « какой?»(железный, деревянный, шерстяной и т.п.) Притяжательные прилагательные о бозначают принадлежность предмета живому существу или лицу. Отвечают на вопрос « чей?». ( бабушкин , заячий, лисий ).

Слайд 9

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Данный подраздел включает совершенствование монологической и диалогической речи. Составление предложений по вопросам, по предметным картинам; Распространение предложений однородными членами; Составление сложноподчиненных предложений с использованием союзов чтобы, потому что, если, если бы и т.д. Составление описательных рассказов по заданному плану; Составление рассказов по серии картин; Составление рассказа по сюжетной картине; Сочинение коротких сказок на заданную тему; Пересказ текста с элементами драматизации; Пересказ рассказа по составленному плану.

Слайд 10

Пример серии из 3х картин для составления рассказа.

Слайд 11

Схематический план для составления рассказа-описания.

Слайд 12

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Дети должны усвоить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Образовательная деятельность в данном подразделе направлена на формирование стойких умений и навыков в следующих видах деятельности: Дифференцировать гласные и согласные звуки; Дифференцировать согласные звуки по глухости-звонкости, твердости-мягкости; Определять количество слогов в слове, ударный слог; Подбирать слова с заданным количеством слогов; Определять количество слов в предложении; Составлять предложения с заданным количеством слов;

Слайд 13

Выполнять звуковой анализ односложных и двухсложных слов без стечения согласных (дом, каша); Выполнять звуковой анализ односложных и двухсложных слов со стечением согласных (стол, кошка); Преобразовывать слова путем замены, перестановки, добавления звуков; Познакомиться с печатными буквами русского алфавита. Складывать и читать прямые и обратные слоги, слоги со стечением 2-х согласных букв; читать односложные, двухсложные, трехсложные слова без стечения согласных, со стечением согласных в одном из слогов. Здесь же должна проводится работа по предупреждению возникновения дисграфии и дислексии.

Слайд 14

Карточки-схемы для обозначения звуков: гласный, твердый согласный, мягкий согласный.

Слайд 15

Карточки-схемы для обозначения звуков: согласные глухие-звонкие, твердые-мягкие (использовались для подготовительной группы).

Слайд 16

Карточки-подсказки для определения гласных звуков [ О ] [ А ] [ У ]

Слайд 17

Карточки-подсказки для определения гласных звуков [ Ы ] [ И ] [ Э ]

Слайд 18

Некоторые виды деятельности по профилактике дисграфии: Развитие зрительного восприятия: составление картинки, разрезанной на части; конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек); называние предметов по их контурам, дорисовка недорисованных предметов, называние перечеркнутых изображений; выделение предметных изображений, наложенных друг на друга; определение, что неправильно нарисовал художник.

Слайд 19

Некоторые виды деятельности по профилактике дисграфии: Моторно-двигательное развитие включает в себя формирование крупной и мелкой моторики, развитие общей двигательной умелости; (двигательной памяти, переключаемости движений ); формирование тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук: “пальчиковый бассейн” − коробка, наполненная сыпучим наполнителем, имеющим необычную текстуру (например, манной, гречневой крупой, горохом, рисом или фасолью); «Волшебный мешочек». С помощью этих приспособлений можно обучать детей нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора.

Слайд 20

Литература: От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой . – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352с. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина . – Москва, 1991. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина . – Москва, 1993. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. – Санкт-Петербург, 1995.