Перспективное планирование . Коммуникация.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Шевелева Ольга Федоровна

  Месяц  года

           № НОД

 

 

 

 

 

Тема

периода,

недели

 

                                                                   Задачи НОД

Интеграция

Образовательных

областей

Сентябрь

№1

«День знаний».

Тема: Рассказывание по картине «В школу»

Задачи НОД:

Связанная речь: развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картинке с использованием полученных знаний о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка). Формировать умение придумывать, события, предшествующие изображённому на картинке сюжету, без помощи воспитателя.

 Словарь: активизировать употребление в речи детей слов на темы «школа» «осень»; сравнивать и обобщать, выделять, выделять существенные признаки, подбирать точные слова для обозначения явления.

 З.К.Р.: упражнять в умении различать звуки «с» и «ш»; развивать интонационную выразительность речи.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 135

 

№2

«День знаний».

Тема: Знакомство с русской народной сказкой

 «Василиса прекрасная»

Задачи НОД

Формировать умение детей воспринимать образное содержание произведения; закрепить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи лет» стр. 136

 

Сентябрь

№3

«Мой город, моя страна, моя планета».

Тема: Летние истории о родном городе

Задачи НОД:

Связна речь: формировать умение детей составлять рассказы из личного опыта, использовать при рассказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать свою мысль.

Словарь: формировать умение подбирать определения к именам существительным; отгадывать и находить предмет по названным признакам, ориентироваться на окончания при согласовании слов.

Звуковая культура речи: формировать умение отчётливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью (громко, умеренно, тихо, шёпотом). Развивать речь, внимание, память. Воспитывать любовь к малой Родине.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 133

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.15.

 

№4

Тема: «О чем печалишься осень?»

Осень в стихах Брянских поэтов

Задачи НОД:

Формировать умение понимать красоту осенней природы родного края в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов Брянских поэтов, закрепить знания об изменениях в осенней природе; формировать умение воспроизводить образные выражения, эпитеты; закреплять умение образовывать разные формы глаголов и сравнительную степень прилагательных ,  развивать поэтический слух.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи лет» стр. 140

 

 

 

       Сентябрь

№5

«Фольклор Брянского края».

Тема: Рассказывания на основе личных впечатлений на тему «Четыре желания».

Задачи НОД:

Связная речь. Формировать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; составлять законченный рассказ на основе личного опыта.

Словарь. Развивать и закреплять умение образовывать степени сравнения имён прилагательных и наречий разными способами, подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным и глаголам. Развивать речь, внимание, память. Воспитывать любознательность.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 137

 

№6

Тема: Знакомство с историей России через знакомство с русской народной сказкой «Сивка-Бурка»

Задачи НОД:

Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки; умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Развивать речь, внимание, память.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи « стр. 138

 

Сентябрь

№7

«Брянск – город воинской славы».

Тема: Составление рассказа по картинам «Осень».

Задачи НОД:

Связная речь: Формировать умение составлять коллективный рассказ, давать ему точное название.

Словарь и грамматика: Формировать умение заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам.

Звуковая культура речи: развивать чувства ритма и рифмы.

Развивать внимание, речь. Воспитывать интерес к составлению рассказов.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 145

 

№8

Тема: Составление рассказа на тему «Родной край»

Задачи НОД:

Связная речь: Формировать умение детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа;

Словарь и грамматика: формировать умение подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования;

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков {в}, {ф}, умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками {в} и {ф}.

Ушакова, стр. 165

 

 

Октябрь

№9

Осень

«Уж небо осенью дышало».

Тема: «Загадки на грядке»

Задачи НОД:

Связная речь. Продолжать закреплять умение детей отвечать на вопрос, строя предложение из 4-6 слов.

Словарь. Закрепить обобщающее понятие «овощи». Формировать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже, понимать образный смысл загадок. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. З.К.Р. Закрепить правильное произношение звука «р», выделять звук в начале, середине и конце слова.

 

О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.12

 

№10

Тема: Сравнение сказок туркменской народной сказки «Падчерица» с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Задачи НОД:

Формировать умение замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев двух сказок; формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования. Развивать речь, внимание, память.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 142

 

Октябрь

№11

Осень

«Дары сада, леса, огорода».

 

 

 

 

 

                  

Тема: Составление  рассказа по серии сюжетных картинок «Запасливый ежик»

Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ по сюжетным картинкам, передавать сюжет, заложенный в серии картин, оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений. Словарь. Закрепить умение употреблять существительное в родительном падеже множественного числа, подбирать определения, образовывать относительные прилагательные, формировать умение сравнивать.

З.К.Р. Формировать умение подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произношения их в разном темпе и с разной силой голоса.

О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.59

 

№12

Тема:  Познакомить со сказкой обр. И. Карнауховой «Семь Симеонов – семь работников»

Задачи НОД:

Формировать умение устно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Конспект

 

Октябрь

№13

«Как животные готовятся к зиме».

Тема: Составление рассказа по картине Васнецова «Добрыня и Змей».

Задачи НОД:

Связная речь: Формировать умение составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем; умение самостоятельно строить сюжет.

давать ему точное название. Использовать при рассказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать свою мысль.

Словарь. Формировать умение заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам.

З.К.Р. Формировать умение регулировать силу голоса.

 

Конспект

 

№14

Тема: Знакомство с былиной

«Илья Муромец и соловей разбойник»

Задачи НОД:

Вспомнить с детьми былины русского народа, познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание былины, осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях былины; формировать образность речи; чуткость к образному строю языка былины; умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Развивать речь, внимание, память

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.57.

 

Октябрь

№15

«Былины и сказки».

Тема: Сочинение сказки на тему

«Как ёжик выручил зайца»

Задачи НОД:

Связная речь. Формировать умение детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания, оценивать рассказы друг друга.

Словарь. Формировать умение подбирать однокоренные слова, подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова.

З.К.Р. Формировать умение регулировать силу голоса. Развивать речь, внимание, память.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 153

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№16

Тема: Составление рассказа на тему «Природа родного края »

Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом;

Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;

Звуковая культура речи: формировать умение придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

Ушакова, стр. 200

.

Ноябрь

№17

«День народного единства»

Тема: Составление текста – поздравления

Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение составлять текст – поздравление. З.К.Р.: закрепить правильное произношение звуков «с» и «ш», дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчётливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно используя вопросительную и утвердительную интонацию. Развивать речь, внимание, память, умение самостоятельно составлять текст.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 150

 

№18

Тема: Сказки славянских народов. Украинская сказка «Хроменькая уточка»

Задачи НОД:

Познакомить с украинской народной сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях украинской сказки. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 147

 

Ноябрь

№19

Мой дом, моя семья.

Тема: Составление рассказа на тему:

«Моя семья»

Задачи НОД:

Связна речь: формировать умение детей составлять рассказы из личного опыта, использовать при рассказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать свою мысль.

Словарь: формировать умение подбирать определения к именам существительным; отгадывать и находить предмет по названным признакам, ориентироваться на окончания при согласовании слов.

Звуковая культура речи: формировать умение отчётливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью (громко, умеренно, тихо, шёпотом). Развивать речь, внимание, память. Воспитывать любовь к своей семье.

Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.121

 

№20

Тема: Знакомство с творчеством В. Катаева через сказку «Цветик - Семицветик»

Задачи НОД:

Подвести к пониманию нравственного смысла сказки к мотивированной оценке поступков и характера главной героини. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Воспитывать уважение и любовь к людям нас окружающих.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 165

 

Ноябрь

№21

Мой дом, моя семья.

Тема: Пересказ сказки

«У страха глаза велики»

Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и  повторений, выразительно передавая речь персонажей.

Словарь и грамматика: формировать умение объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать антонимы и синонимы; формировать умение замечать смысловые несоответствия. Развивать речь, внимание, память, самостоятельность.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 168

 

№22

Тема: Беседа о творчестве А.С.Пушкина. Знакомство со сказкой «сказка о рыбаке и рыбке»

Задачи НОД:

Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Развивать речь, память, внимание.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 150

 

 

№23

«Мой дом, моя семья»

 

 

 

 

 

Тема: Составление рассказа  с использованием антонимов.

Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ, используя антонимы.

Словарь и грамматика: формировать умение выделять существенные признаки предметов: подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносит исправления. Развивать внимание, речь, память. Воспитывать интерес к речи.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 157                                   

 

 

№24

Тема: Малые фольклорные формы. Придумывание потешек.

Задачи НОД

Уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц. Формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Развивать речь, память, внимание.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 151

 

Декабрь

№25

Новый год

 

 Тема: Составление рассказа по картине «Добрый поступок».

Задачи НОД:

Связанная речь: развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картинке с использованием полученных знаний о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка). Формировать умение придумывать, события, предшествующие изображённому на картинке сюжету, без помощи воспитателя.

 Словарь: активизировать употребление в речи детей слов на темы «Добрый поступок» «зима»; сравнивать и обобщать, выделять, выделять существенные признаки, подбирать точные слова для обозначения явления.

 З.К.Р.: упражнять в умении различать звуки «с» и «ш»; развивать интонационную выразительность речи.

О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№26

Тема: Ознакомление с русской народной сказкой «Снегурочка»

Задачи НОД:

Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве её содержания и художественной формы;

Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 153

 

 

Декабрь

№27

 Новый год.

«Основы праздничной культуры»

Тема: Придумывание продолжения и завершение рассказа

Л. Бельевской «Как Миша варежку потерял».

Задачи НОД:

Формировать умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.

Грамматика. Активизировать употребление в речи детей сложноподчинённых предложений разных типов с использованием союзов и союзных  слов. Упражнять в правильном изменении по падежам слово «варежка».

З.К.Р. Формировать умение различать звуки «ш» и «ж»; упражнять в использовании вопросительной и повествовательной интонации

 

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 173

 

 

№28

Тема: Знакомство с творчеством В.Одоевского через знакомство со сказкой «Мороз Иванович»

Задачи НОД:

Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею;

Показывать связь идеи сказки со значением пословицы. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 156

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

№29

«Новый год в разных странах».

Тема: Составление рассказа по серии картинок

 «Друзья помогли»

Задачи НОД:

Формировать умение рассказывать по картине, не повторяя рассказов, друг друга, использовать для описания зимы образные слова и  выражения.

Словарь. Формировать умение выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания по подбору определений, синонимов; знакомить с многозначностью слова.

З.К.Р.  Упражнять в правильном произношении звуков «с» и «з». Подбирать слова с этими звуками, применять силу голоса, темп речи. О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№30

Тема: Сказка обр. К. Ушинского «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»

Задачи НОД:

Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве её содержания и художественной формы;

Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

 Конспект

 

 

Декабрь

№31

Новый год.

«Мастерская Деда Мороза».

Тема: Составление рассказа на тему

«Моя любимая игрушка».

Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа.

Словарь и грамматика: формировать умение подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования.

З.К.Р. Закреплять правильное произношение звуков «в» и «ф»; умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками «в» и «ф».

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 165

 

 

 

 

№32

Тема: Знакомство с пословицами, составление рассказов, сказок по пословицам.

Задачи НОД:

Формировать умение воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний;

Формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки. Показывать связь идеи сказки со значением пословицы. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 163

 

 

№33

«Новый год»

 

Тема: Новогодние встречи

Задачи НОД:

Связная речь: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа.

Словарь и грамматика: формировать умение подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования.

З.К.Р. Закреплять правильное произношение звуков «г» и «к»; умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками «г» и «к».

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.50.

 

№34

Тема: Малые фольклорные формы.

Инсценировка песенок.

Задачи НОД:

Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; поддерживать интерес к образным выражениям; углублять знания о пословицах и поговорках; Умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Развивать речь, память, внимание.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 168

 

Январь

№35

«Новый год»

 

 

 

 

 

 

 

                   

Тема: Рассказывание по картине

 «Дети севера»

Задачи НОД:

Формировать умение детей составлять рассказ по картине с использованием имеющихся у них знаний о жизни детей севера. Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённым и следующим за ними.

Словарь.  Расширять знания о народах нашей страны (название народностей, национальностей).

Упражнять в подборе определений и слов, близких по смыслу.

З.К.Р. Упражнять в подборе коротких и длинных слов.

 

№36

Тема: Знакомство со стихотворениями о зиме.

С.Есенина «Береза». Творческое рассказывание.

Задачи НОД:

Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение;

интонационно передавать нежность, любование зимней природой. Формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить обзорный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей; активизировать употребление в речи глаголов.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 161

 

Январь

№37

Зима «Зимние забавы»

 Тема: Составление рассказа

«Как мы играем зимой на участке»

(на основе личного опыта)

Задачи НОД:

Связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное, существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания, включать в рассказ описание природы, окружающей обстановки.

Словарь и грамматика. Активизировать употребление в речи детей однокоренных слов (снег, снежок, человек, снегурочка и т.п.).

Упражнять составлять небольшой рассказ (2-3 предложения) с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу. Развивать речь, самостоятельность, внимание.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 175                                                                             

И. Суриков «Зима» (заучивание)        

 

№38

Тема: П. Ершов сказка «Конек - Горбунок»

Задачи НОД:

Познакомить детей со сказкой П. Ершова «Конек - Горбунок». Продолжать знакомить детей с творчеством П. Ершова. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею;

Показывать связь идеи сказки со значением пословицы. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.54.

 

Январь

№39

«Жизнь зверей зимой»

Тема «Пересказ сказки Л.Толстого

«Белка и волк»

Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает);

Словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 193               

 

№40

Тема: Ознакомление со сказкой К.Ушинского

«Слепая лошадь»

Задачи НОД:

Познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь». Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Развивать речь, память, внимание.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.45.

 

 

№41

 «Жизнь зверей зимой»

Тема: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра».

Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах.

Воспитывать уважение к защитникам родины.

Словарь: формировать умение понимать смысл образных выражений в пословицах.

З.К.Р. Упражнять в отчётливом произношении слов. Развивать речь, внимание, память.

Е. Благинина «Шинель» (заучивание)

 

№42

Тема: Ознакомление с рассказом

Е.Воробьева «Обрывок провода»

Задачи НОД:

Познакомить детей с рассказом Е.Воробьева «Обрывок провода. Обогащать литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. Закрепить знания о жанровых особенностях рассказа. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.59.

 

Февраль

№43

«Российская армия»

Тема: Составление рассказа из личного опыта

«Наш Брянск»

Задачи НОД:

Формировать умение составлять рассказ из личного опыта на тему: «Наш Брянск», придумывать сюжет рассказа с опорой на наглядный материал. развивать умение отбирать для рассказа самое интересное, существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания, включать в рассказ описание природы, окружающей обстановки.

Словарь и грамматика. Активизировать употребление в речи детей однокоренных слов.

Упражнять составлять небольшой рассказ (2-3 предложения) с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу. Развивать речь, самостоятельность, внимание.

 

 

 

№44

«Российская армия»

Тема: К. Драгунская сказка «Лекарство от послушности»

ЗадачиНОД:

Формировать умение придумывать сказку на определённую тему, описывать внешний вид персонажей, их действия, переживания; развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов и антонимов, упражнять в провидении звукового анализа, подборе слов с разной длительностью звучания; закреплять умение определять род существительных, расписывать шаблоны дымковской игрушки, передовая характер народной росписи.

Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.154

 

Февраль

№45

«День защитника отечества»

 Тема: Составление рассказа из личного опыта «Мой папа»

Задачи НОД:

Продолжать формировать умение составлять рассказ из личного опыта на тему: «Мой папа», придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал. Совершенствовать умение рассказывать последовательно, грамматически правильно, по плану, подбирать прилагательные к существительному, на слух определять количество слов в предложении, придумывать предложения с заданным словом или определенным количеством слов; Развивать связную речь, самостоятельность. Воспитывать доброе, уважительное отношение к папе.

 

 

 

№46

«День защитника отечества»

Тема:Ознакомление с произведением Д.Мамина - Сибиряка «Медведко»

Задачи НОД:

Дать представление о форме планеты Земля; воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран; познакомить с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка; помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя; учить определять, к какому жанру относится каждое произведение; развивать интерес и любовь к книге.

Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.112

 

Февраль

№47

«Папин день»

Тема: Составление рассказа из личного опыта «Моя мама»

Задачи НОД:

Продолжать формировать умение составлять рассказ из личного опыта на тему: «Моя мама», придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал. Совершенствовать умение рассказывать последовательно, грамматически правильно, по плану, подбирать прилагательные к существительному, на слух определять количество слов в предложении, придумывать предложения с заданным словом или определенным количеством слов; Развивать связную речь, самостоятельность. Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме.

Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.281

 

 

№48

«Папин день»

Тема: Беседа о русском народном творчестве. Сказка С.Аксакова «Аленький цветочек»

Задачи НОД:

Систематизировать и углубить знания о русском устном народном творчестве: сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 173

 

Март

№49

«Международный женский день»

Тема: Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

Задача НОД:

Формировать умение детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность.

Словарь. Упражнять детей в умении подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, тренировать в словообразовании.

З.К.Р. Развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 159               

 

 

№50

«Международный женский день»

Тема: Ознакомление с творчеством Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»

Задача НОД:

Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею;

Показывать связь идеи сказки со значением пословицы. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.245

 

Март

№51

«Мамы разные важны, мамы всякие нужны»

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Масленица»

Задачи НОД:

Связная речь: Формировать умение составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем; умение самостоятельно строить сюжет.

давать ему точное название. Использовать при рассказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать свою мысль.

Словарь. Формировать умение заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам.

З.К.Р. Формировать умение регулировать силу голоса.

П. Соловьева «Подснежник» (заучивание)

 

 

 

№52

«Мамы разные важны, мамы всякие нужны»

Тема: Ознакомление со сказками Пушкина

Задачи НОД:

Закреплять умения рассказывать о своих любимых книгах, инсценировать любимые фрагменты произведений. Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки. Умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.375

 

Март

№53

 

 

 

 

 

«Народная культура и традиции»

Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «первая рыбка»

Задачи НОД:

Упражнять в перессказывании литературного текста, используя авторские выразительные средства.

Словарь. Обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов, тренировать в подборе синонимов, формулировать умение оценивать словосочетания по смыслу.

Развивать речь, внимание, память.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 161               

 

 

№54

«Народная культура и традиции»

Тема: Сказки Брянского леса

Задачи НОД:

Продолжать знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям; продолжать формировать умение различать жанровые особенности сказки; формировать оценочное отношение к героям; формировать умение осмысливать содержание прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание средствами игры.

Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.292

 

Март

№55

 

 

 

 

 

«Весна – Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…» (природа)

Тема: Описание пейзажной картины

Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и предавать его словом;

Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;

З.К.Р.: формировать умение придумывать предложения и произносить их с различной информационной окраской, передавая голосом чуства радости и огорчения.

Развитие речи, внимание, памяти.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 200               

 

 

№56

«Весна – Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…» (природа)

Тема: Знакомство со стихотворениями о весне. Стихотворение Г.Новицкой «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клен»

Задачи НОД:

Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы;

развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи;

формировать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности);

Развивать речь, внимание, память.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 171

 

Март

№57

«О чем поют воробушки в последний день зимы?» (животные и птицы)

Тема: Пересказ сказки «Лиса и козел»

Задачи НОД:

Связная речь: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); формировать умения использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;

Словарь и грамматика: формировать умения подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при  согласовании слов ориентироваться на их окончания;

З.К.Р. формировать умения отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом), подбирать слова сходные по звучанию и ритму. Развивать речь, внимание, память.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 133

 

.

 

№58

«О чем поют воробушки в последний день зимы?» (животные и птицы)

Тема: Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»

Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение составлять коллективный рассказ-описание;

Словарь и грамматика: формировать умение строить предложения со сказуемыми, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;

Звуковая культура речи: формировать умение дифференцировать на слух и в произношении звуки {р} – {р,}, четко и ясно произносить слова с {р} – {р,}; закреплять представление о «длинном» и «коротком» слове, деление слов на слоги, ударение.

Ушакова, стр. 202

 

Апрель

№59

«Весна в жизни человека»

Тема: Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант»

Задачи НОД:

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. Закреплять умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Развивать речь, внимание и память через интерес к художественной литературе.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.59

 

 

№60

«Весна в жизни человека»

Тема: Составление рассказов по пословице. Ознакомление с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным»

Задачи НОД:

Формировать умение понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием;

Помогать составлять по пословице короткие рассказы или сказки, осмысливать образное содержание и обобщённое значение пословиц и поговорок.

Формировать умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Развивать речь.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 159

 

 

Апрель

№61

 

«День земли»

Тема: Составление  рассказа по серии сюжетных картинок «Почему у луны нет платья»

Задачи НОД:

Формировать умение детей составлять рассказ по сюжетным картинкам, передавать сюжет, заложенный в серии картин, оценивать содержание сказки, правильность построения предложений. Словарь. Закрепить умение подбирать определения, образовывать относительные прилагательные.

Формировать понятие как меняется внешний вид луны, подбирать к словам луна, полная луна, серп, полумесяц  синонимы, сравнения, образные слова и выражения.

Формировать понятие выражения многоликая луна.

З.К.Р. Формировать умение подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произношения их в разном темпе и с разной силой голоса.

О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.68

 

 

№62

«День земли»

Тема: Ознакомление с былиной «Садко»

Задачи НОД:

Формировать умение передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; уточнить понятия о жанровых особенностях сказки; помочь понять мотивы поступков героев.

Закреплять умение правильно пользоваться книгой; воспитывать бережное отношение к книге.

Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание былины, формировать образность речи; чуткость к образному строю языка былины; умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Развивать речь, внимание, память.

Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.143

 

Апрель

№63

 

«Солнце и солнечная система»

Тема: Составление  рассказа по серии сюжетных картинок «Полет на марс»

Задачи НОД:

Формировать умение рассказывать по серии сюжетных картин, не повторяя рассказов, друг друга, использовать для описания космоса образные слова и  выражения.

Словарь. Давать задания по подбору определений, синонимов; знакомить с многозначностью слова.

Формировать умение придумывать рифмованные строчки со словами: полёт- звездочёт, марсианин – инопланетянин.

Формировать умение составлять предложения со словами: космонавт, путешествие, приземлиться, планета, встреча, марсианин, друзья, марс.

З.К.Р.  Упражнять в правильном произношении звуков «с» и «з». Подбирать слова с этими звуками, применять силу голоса, темп речи. О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.66

 

 

№64

«Солнце и солнечная система»

Тема: Освоение космоса нашей Родине. Ознакомление со стихотворением З.Александровой «Родина»

Задачи НОД:

Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение.

Формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить обзорный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания понятия Родина; закрепить умение  употреблять  в речи глаголы.

Развивать речь, внимание и память через интерес к художественной литературе.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.74

 

 

Апрель

№65

 

«Освоение космоса»

Составление текста-рассуждения

Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение  употреблять сложноподчинённые предложения;

словарь и грамматика: формировать умение подбирать определения к заданным словам; закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закрепить умение подбирать однокоренные слова;

закрепить знания в подборе антонимов, синонимов, сравнения.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр.139

 

 

№66

«Освоение космоса»

Тема: Ознакомление с творчеством С.Алексеева через рассказ «Первый ночной таран»

Задачи НОД:

Углубить знания о Российской армии: формировать умение чтить память павших бойцов, возлагать цветы к обелискам и памятникам; познакомить с наградами, которые получают защитники Отечества в мирное время.

Закрепить умение слушать и выделять в тексте выразительные средства. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Воспитывать уважение и почтение к военным несущим службу в рядах Российской армии.

Развивать память, творческое воображение и устную речь детей.

Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.355

 

Май

№67

 

«День Победы»

Тема: Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

Задачи НОД:

Формировать умение пересказывать литературный текст, подбирать определение и сравнение; закреплять понимание специфики жанра рассказа, умение ставить ударение в словах, определяя ударный и безударный слоги, делить слова на слоги; дать представление о понятии «приставка»; упражнять в отгадывании загадок о цветах, в изменении слов с помощью приставки; развивать память, устную речь.

Н.В.Лободина «Комплексные занятия. Подготовительная группа» стр.313

 

 

 

№68

«День Победы»

Тема: Составление  рассказа по серии сюжетных картинок «Путешествие в сказку»

Задачи НОД:

Развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по сюжетным картинкам с использованием полученных знаний о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка). Закрепить умение отличать сказку от рассказа. Формировать умение придумывать заголовок к каждой картинке. Формировать умение в подборе имен прилагательных к словам Ваня, Баба Яга, старушка.

 Словарь: активизировать употребление в речи детей слов на темы «сказка», «волшебство»; сравнивать и обобщать, выделять, подбирать точные слова для обозначения явления, выделять существенные признаки.

 

О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке» стр.71

 

Май

№69

 

 

 

 

«День Победы»

Тема: Составление рассказа на тему «Веселое настроение»

Задачи НОД:

Связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему;

Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); формировать умение подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед  детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 210

 

 

№70

«День Победы»

Тема: Составление текста-поздравления

Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение составлять текст-поздравление;

Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков {с} {ш}, сформировать умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Ушакова, стр. 150

 

Май

№71

 

 

 

 

«Лето»

Тема: Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»

Задачи НОД:

Связная речь: учить составлять коллективный рассказ – описание;

словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом  в сослагательном наклонении;

звуковая культура речи: формировать умение дифференцировать на слух и в произношении звуки «р» - «р », чётко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с «р» - «р »;  закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, делении слов на слоги, ударении. 

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 202

 

май

№72

«Лето»

Тема: Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж». Составление рассказа на тему из личного опыта

                                                           Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную;

Словарь и грамматика: познакомить со значением слова игла;

Звуковая культура речи: формировать умение самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова.

Ушакова, стр. 192

 

 

№73

«До свидания, детский сад, здравствуй школа»

Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин

                                                           Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки;

Словарь и грамматика: формировать умение подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а так же называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели;

Звуковая культура речи: подбирать слова и фразы, схожие по звучанию.

Ушакова, стр. 178

 

 

 

№74

«До свидания, детский сад, здравствуй школа»

Тема: Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему

                                                           Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии);

Словарь и грамматика: формировать умение подбирать синонимы и антонимы, названия детенышей животных;

Звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи.

Ушакова, стр. 214

 

 

№75

«До свидания, детский сад, здравствуй школа»

Тема: Составление рассказа по картине «В школу»

                                                           Задачи НОД:

Связная речь: формировать умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

Словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к темам «школа», «Осень»; формировать умение сравнивать и обобщать явления; формировать умение подбирать однокоренные слова к заданному слову; развивать интонационную выразительность речи.

Ушакова, стр. 135

 

 

 

№76

«До свидания, детский сад, здравствуй школа»

Тема: Итоговая литературная викторина

Задачи НОД:

Закрепить, систематизировать знания о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений, о малых фольклорных формах.

О.С.Ушакова «Ознакомление  дошкольников с литературой и развитие речи » стр. 176

 

      

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно – тематическое планирование "Коммуникация"

Материал подобран в соответствии с лексическими темами....

Перспективное планирование образ.область КОММУНИКАЦИЯ

Перспктивное планирование по фгт старшая группа детского сада...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по образовательной области «Коммуникация»

Тема:«Игрушки, которые живут в нашей группе». П/С:  Познакомить детей с игрушками в групповой комнате, побуждать детей  активно называть игрушки, придумывать имена куклам, использ...

Перспективное планирование НОД по образовательной области "Коммуникация"(речевое развитие) во второй младшей группе

План составлен в соответствии с ФГТ по программе "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, учитывая комплексно-тематическое планирование. Использовала  литера...

Перспективное планирование НОД в области Коммуникация

Перспективное  планирование  непосредственной  образовательной  деятельности  в области  "Коммуникация" с детьми  старшей группы....

Перспективное планирование: Коммуникация: (развитие речи), (чтение художественной литературы)

Перспективное планирование:Коммуникация: (развитие речи), (чтение художественной литературы)...