Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Наша малая Родина: Аткарск".
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Тулькина Елена Ивановна

Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи, окружающему миру и музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие в старшей группе27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Солнышко» города Аткарска Саратовской области

Конспект

интегрированного занятия

 по развитию речи

на тему:

«Наша малая Родина: Аткарск».

Воспитатель: Тулькина Е.И.

Интеграция областей: «Речевое развитие» (развитие речи) с интеграцией  «познавательное развитие» (окружающий мир) и «художественно – эстетическое развитие» (музыка).

Тема: «Наша малая Родина: Аткарск».

Цель: формирование знаний детей о Родине, о родном городе.

Задачи:

  • Уточнить представления детей о Родине.
  • Формировать у детей понятие «малая родина».
  • Развивать связную речь: развивать фонематический слух; определять место звуков в слове; делить слова на слоги.
  •  Развивать мышление в процессе дидактической игры.
  • Совершенствовать диалогическую речь, память, мышление, художественно - речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц о Родине. Обогащать речь детей выразительными средствами.
  • Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к своей малой родине, бережное отношение к ней.
  • Формировать умение работать в коллективе: доброжелательность и взаимопомощь при обращении друг с другом.

Словарная работа: Родина, Россия, Аткарск; родиться, родители, народ; любить, ценить, уважать; стройная, застенчивая, белоствольная.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Предварительная работа: беседы о родине, о родном городе; рассматривание фотографий достопримечательностей города; чтение и заучивание стихотворений, пословиц о родине, домашнего адреса, рисование на тему «Наш город».

Оборудование: магнитофон, диски с песнями о Родине, меллафон, спокойная классическая музыка, предметы быта старины: самовар с чашками, каравай, матрешка; декорации деревьев, снежинка; картинки: семья, дом, журавль, Россия, Аткарск.

Ход занятия:

Под спокойную музыку дети входят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются). А теперь поздороваемся совсем, что нас окружает.

Психогимнастика:

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй, маленький дубок (приседают)

Улыбки как награда нам,

Мы очень рады всем гостям!

Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, а что для этого мы должны  делать?

Дети: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтобы все понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Воспитатель: Ребята, что-то это? (Звучит меллафон, влетает снежинка). Ребята, сегодня  первый день зимы и к нам прилетела волшебная снежинка. Чтобы узнать, о чем мы сегодня поговорим нужно отгадать загадку.

Воспитатель читает загадку.

Шар большой, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома.

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой.

Этот дом, страна, земля –

Это Родина моя.

- Сегодня мы с вами поговорим о родном месте, о нашей малой Родине.

Дидактическая игра «Подбери словечко».

Предлагаю присесть тому, кто знает, что «родным» бывает. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным. Предполагаемые ответы детей: мама, папа, дом, детский сад, город, край. (На фланелеграфе выставляются картинки: семья, дом).

Воспитатель: Молодцы! Итак, поиграем со словом «Родина».

Упражнение «Разберем слово».

- Назовите первый и последний звук в слове родина.

- Послушайте, как я произнесу слово «ро - ди - на». Сколько в этом слове частей? (Три).
- Давайте посчитаем вместе: роо - дии- наа. (Дети хлопками определяют количество слогов в словах).
- Какая первая часть слова? (Ро.). Какая вторая? (Ди). Третья? (На). Всего три части».

Воспитатель: Ребята, а сейчас послушаем, как слова «родной», «родная» звучат в стихотворении: Татьяны Боковой «Родина».

Дети:

1-й ребенок: Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!  

2-й ребенок: В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, садик, котенок … и я.

3-й ребенок: Зайчик солнечный в ладошке,

Куст рябины за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина. (Т. Бокова)

Воспитатель: У каждого человека на земле есть Родина. Дети! Что для вас означает слово Родина?

Ответы детей:

  • Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
  • Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
  • Это место, где стоит наш детский сад.
  • Это место, по которому люди скучают, находясь  в далеком краю, на чужой стороне.

Воспитатель: Ребята, вы правильно ответили, место, где мы родились, и есть наша Родина, здесь наши родственники, наши корни, мы говорим на родном языке. Мы любим свой дом, нам очень хорошо среди друзей. Недаром говорится в поговорках «В гостях хорошо, а дома лучше».  

Воспитатель: В народе существует много пословиц о Родине. А какие пословицы знаете вы? Давайте проверим, поиграем в игру «Продолжи пословицу». Я говорю первую часть пословицы, а вы вторую. Встанем в круг (взявшись за руки, заводим круг).

Игра «Продолжи пословицу»:

  • Кто за Родину горой – тот истинный герой.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Жить - Родине служить.
  • Родина мать, умей за нее постоять.
  • Человек без Родины - что соловей без песни.
  • Родина любимая - что мать родимая.

 Воспитатель: Молодцы. Много пословиц запомнили. А теперь немого отдохнем.

Гимнастика для глаз.

Мы трудились, мы трудились, и немного утомились.

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Хорошо мы отдохнули и к работе вновь вернулись.

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, о Родине, о родном крае написано много стихов.

-Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

-Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

-Лучше нет родного края!

Воспитатель: Действительно, ребята всем очень дорог родной край. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь, здесь всё вокруг близко и дорого нам.

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) (Выставляется картинка).

- В каком городе мы живём? (Аткарск) (Выставляется картинка).

Воспитатель: Наш город Аткарск - частица нашей великой Родины – России. Послушаем о нем стихотворенияю.

Дети читают стихотворение.

Если спросят у меня:

«Где же Родина твоя?» -

Я отвечу, что Россия

Всех милее и красивей.

Если спросят у меня,

«Где же лучшая земля?» -

Я отвечу, что Аткарск -

Это родина моя.

А город наш Аткарск

Не очень и большой,

Но любим мы Аткарск,

Всей своей душой.

Воспитатель: Ребята, вот вы сейчас маленькие, но вы вырастите, и кто-то из вас уедет в другой город, но вашей малой Родиной всегда будет оставаться город Аткарск, где вы родились. Как вы думаете, что надо делать, чтоб и дальше наш город, наша малая Родина оставался таким же прекрасным и только хорошел год от года?

Ответы детей: Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья. (Картинка сажаем цветы и деревья).

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и погулять по городу. Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Физкультминутка:

Мы по городу идем (маршируют),

Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).

Мы по улице шагаем (маршируют),

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).

Делай шаг – раз, два,

Взмах руками – три, четыре.

Повернулась голова (в любую сторону),

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, с чего начинается наша родина? Послушайте. (Прослушивается отрывок из песни «С чего начинается Родина?»)

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.  (Входит береза.)

- Ребята, береза – это символ нашей Родины, символ России. У неё стройный ствол, тонкие ветви, нарядные серёжки, которые весной появляются на ветках раньше зелёных листочков. Хоть и сравнивают берёзу с хрупкой девушкой, она не боится ни порывистых ветров, ни весенних заморозков, ни трескучих морозов.

Упражнение «Береза».

- Ребята береза скромная и застенчивая, давайте назовем её ласково: береза-березка-берёзонька. Заулыбалась.

- А какой гриб растет под березой? Подберёзовик. 

- Сок весной из березы течет, какой? Березовый. 

- Как она хороша в разные времена года! Какая она? Прямая, стройная, красивая, кудрявая, белая, белоствольная, нежная, застенчивая.

- Когда на улице нет ветра, что береза делает? Стоит.

- А если подует ветер? Качается.

- А ещё ребята, берёзка украшает наш родной край.

- Какую пользу приносит береза для людей? Из почек берёзы готовят различные народные средства для лечения простуды. С давних времён люди запасают летом из веток берёзы веники на зиму для бани, и потому что они помогают изгонять простудные заболевания и ещё многие болезни. Берёза, как и уголь, даёт тепло людям. Старые берёзы спиливают на дрова, а зимой топят печи в домах. В лесу зимой холодно и голодно. Многие животные, в том числе и зайцы, питаются корой берёзы.

Воспитатель: С давних времён люди на Руси сочиняют и рассказывают стихи о берёзке, водят хороводы. Давайте порадуем нашу березку и станцуем для неё. Дети заводят хоровод «Береза» дети идут по кругу, взявшись за руки, выполняя музыкально – ритмичные упражнения с платочками.

Воспитатель: Ребята, порадовали вы березку, а за это она вам свой образ на память подарит и гостинцы.

Анализ и итог занятия.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте вспомним, о чём мы сегодня беседовали? Как называется страна, в которой мы живем? А город? Что является символом нашей родины? Дорогие ребята! Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага. На память о занятии воспитатель дарит открытки с изображением березки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Россия: большая и малая Родина» для разновозрастной группы (от 4 до 7 лет).

Конспект комплексного  занятия «Россия: большая и малая Родина» для   разновозрастной группы  (от 4 до 7 лет).       Цель: Продолжить формирова...

Конспект НОД по познавательному развитию "Моя малая Родина"

Крнспект НОД по познавательному развитию "Моя малая Родина"...

Конспект НОД по познавательному развитию "Моя малая Родина"

Конспект НОД по познавательному развитию "Моя малая Родина"...

Конспект интегрированного занятия по развитию элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте Тема: «Много - мало»

Конспект интегрированного занятия по развитию элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрастеТема: «Много - мало» Программное содержание:- продолжать учить детей сравниват...

Конспект ООД по познавательному развитию «Моя малая Родина – село Богородское»

Целью организованной образовательной деятельности является воспитание у детей чувства любви к малой родине....

Конспект интегрированного занятия из цикла "Моя малая Родина" с использованием ИКТ "Зеленогорск - наш город родной.."

Одним из приоритетных направлений работы, нашего детского сада является приобщение детей и родителей к изучению истории родного края, бережному отношению к природе , укреплению семейных традиций через...