Главные вкладки

    Рабочая программа по звукопроизношению и обучению грамоте в группах ЗПР
    рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Жохова Ольга Владимировна

    Содержит планирование по периодам, соответствует порядку прохождения букв по букварю Н.С. Жуковой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая  программа учителя-логопеда подготовительной группы детей с ЗПР.

    Пояснительная  записка.

    Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

    В основе создания этой программы использован опыт работы в коррекционных группах для детей с ЗПР, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности, программы для детей с ОНР: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В.Нищевой; педагогические технологии: Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит», Ткаченко Т.А. «В первый класс без дефектов речи», Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов».

    Данные программы  не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что  является  необходимым. Этим и обусловлена значимость написания  рабочей программы, применение  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать  основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

    Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.

    Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

    Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

                Детей с речевыми нарушениями   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  овладение ими  учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.

             Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также, учитывая опыт функционирования коррекционных групп, сделан вывод, что следует уменьшить количество подгрупповых и фронтальных занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)

    Цель программы – обогащение словаря, совершенствование грамматических категорий, формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, развитие  связной речи.

    В процессе коррекционного обучения детей с ЗПР решаются следующие задачи:

    - раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

    - преодоление недостатков в речевом развитии;

    - воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

    - подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

    - формирование навыков учебной деятельности;

    - осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,   сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

    Порядок изучения звуков,  количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

    1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

    Планирование занятий с детьми средней группы ЗПР

    (5-го года жизни, разделено на 3 периода обучения)

    I период:

    2 половина сентября- ноябрь –  8 недель; 16 занятий  (2 занятия в неделю)

    II период:

    ноябрь-февраль – 9 недель; 27 занятий (3 занятия в неделю)

    III период:

    февраля- май – 12 недель; 36 занятий (3 занятия в неделю)

    Всего 79 занятий в год.

    Планирование занятий с детьми старшей группы ЗПР

    (6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения)

    I период:

    2 половина сентября- ноябрь –  8 недель; 24 занятия (3 занятия в неделю)

    II период:

    ноябрь-февраль – 9 недель; 27 занятий (3 занятия в неделю)

    III период:

    февраля- май – 12 недель; 36 занятий (3 занятия в неделю)

    Всего 97 занятий в год.

    Планирование занятий

    с детьми подготовительной группы ЗПР

    (7-го года жизни, разделено на 3 периода обучения)

    I период:

    2 половина сентября - ноябрь –  8 недель; 24 занятия (3 занятия в неделю)

    II период:

    ноябрь - февраль – 9 недель; 27 занятий (3 занятия в неделю)

    III период:

    февраль - май – 12 недель; 36 занятий (3 занятия в неделю)

    Всего 97 занятий в год.

    Форма организации обучения – фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. Продолжительность: старшая группа  – 25 минут, подготовительная – 30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 4-6 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста, 20 минут  для детей средней группы.

    Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка в конце года.

    Индивидуальные занятия.

    Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 минут.

    Заключение

    Данная программа доступна к применению в коррекционной группе для детей с ЗПР. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукослогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

    Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

    Методическое обеспечение

    Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.

    Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:

    «Путешествие в Звукоград», «Буквоешка», «Идем в гости», «Веселый язычок», «Подари картинку», «Повторюшка», «Буквы-детки» и др.

    Дидактические игры:

    «Исправь Незнайку», «Телеграф»,  «Сломанные буквы», «Маленькие помощники», «Звуковая цепочка», «Звуковой поезд» и др.

    Направления коррекционно-развивающей работы:

    - формирование полноценных произносительных навыков;

    - развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

    - развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

    - обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

    - воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

    - развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

    - формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

    Содержание коррекционно-логопедической работы

    с детьми 5-го года жизни.

    на I период (2 половина сентября – ноябрь)

    1. Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звуков.

    2. Развивать артикуляционный аппарат.

    3. Работа над дикцией: совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний.

    4. Развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук.

    5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

    6. Учимся выделять начальные гласные в словах.

    7. Знакомство со звуками А, У, О, И, дифференциация  А-У-О-И, знакомство со звуком Ы, дифференциация звуков Ы-И, знакомство  со звуком Э.

     

    Содержание коррекционно-логопедической работы

    с детьми 5-го года жизни.

    на II период (декабрь – февраль)

    1. Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звуков.

    2. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

    3. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний.

    4. Развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук.

    5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

    6. Упражнять детей в выделении изучаемых согласных звуков из ряда звуков.

    7. Учимся выделять начальные согласные в словах, различать их по мягкости-твёрдости.

    8. Упражнять детей в анализе и синтезе обратных слогов (АП, ОТ, УК и т.д.)

    9. Знакомство со звуками Н-НЬ, Б-БЬ, дифференциация звуков П – Б, знакомство со звуками Т-ТЬ,  Д-ДЬ, дифференциация звуков Т, ТЬ – Д, ДЬ, знакомство со звукам К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ.

    Содержание коррекционно-логопедической работы

    с детьми 5-го года жизни.

    на III период (март – май)

    1. Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звуков.

    2. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

    3. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний.

    4. Развивать фонематический слух, учить различать на слух и

       называть слова, начинающиеся на определённый звук.

    5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

    6. Упражнять детей в выделении изучаемых согласных звуков из ряда звуков.

    7. Учить выделять начальные согласные в словах, различать их по мягкости-твёрдости.

    8. Упражнять детей в анализе и синтезе обратных слогов (АФ, ОС, УХ и т.д.)

    9. Знакомство со звуками Ф-ФЬ, В-ВЬ, дифференциация звуков Ф-В, знакомство со звуками Х-ХЬ К-КЬ, Г-ГЬ, дифференциация звуков К-Г-Х, знакомство со звуками С-СЬ, З-ЗЬ, дифференциация звуков С-З, знакомство со звуком Ц, дифференциация С-Ц.

    Планируемые результаты логопедической работы:

    - правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

    - дифференцировать все изученные звуки;

    - называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

    - находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

    - различать звуки по твердости-мягкости;

    - овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

    Содержание коррекционно-логопедической работы

    с детьми 6-го года жизни.

    на I период (2 половина сентября – ноябрь)

    1.Звук и буква А. Понятие «гласный» звук. Место звука в слове (начало и конец).

    2. Звук и буква У. Понятие «гласный» звук. Место звука в слове (начало и конец).

    3. Звук и буква О. Понятие «гласный» звук. Место звука в слове (начало и конец).

    4. Звуки и буквы А – У – О. Понятие «гласный» звук. Место звука в слове (начало и конец). Анализ и синтез звукосочетаний АУ, УА.

    5. Звуки М-МЬ. Буква М. Понятия «гласный» - «согласный» звук. Твердый – мягкий согласный звук. Место звука в слове (начало – конец).

    6. Звуки С-СЬ. Буква С. Анализ и синтез обратного слога. Анализ и синтез прямого слога. Место звука в слове (начало – конец).

    7. Звуки Х-ХЬ. Буква Х. Место звука в слове (начало – конец).

    8. Звуки Р-РЬ. Буква Р. Место звука в слове (начало – конец).

    9. Звук и буква Ш. Место звука в слове (начало – конец).

    10. Звуки и буквы С-Ш. Место звука в слове (начало – конец).

    Содержание коррекционно-логопедической работы

    с детьми 6-го года жизни.

    на II период (декабрь – февраль)

    1. Звук и буква Ы. Звуки Ы – И. Место звука в слове (начало – конец).

    2. Звуки Л-ЛЬ. Буква Л. Место звука в слове (начало, середина и конец). Анализ и синтез 3-х буквенных слов.

    3. Звуки Л-ЛЬ – Р-РЬ. Буквы Л – Р. Анализ и синтез 3-х буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    4. Звуки Н-НЬ. Буква Н. Анализ и синтез 3-х буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    5. Звуки К-КЬ. Буква К. Анализ и синтез 4-х буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    6. Звуки Т-ТЬ. Буква Т. Анализ и синтез 4-х буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    7. Звуки П-ПЬ. Буква П. Анализ и синтез 4-х буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    8. Звуки З-ЗЬ. Буква З. Анализ и синтез 5-и буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    9. Звуки С-СЬ – З-ЗЬ. Буквы С – З. Анализ и синтез 5-и буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    Содержание коррекционно-логопедической работы

    с детьми 6-го года жизни.

    на III период (март – май)

    1. Звуки Т-ТЬ. Буква Т. Анализ и синтез 4-х буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    2. Звуки П-ПЬ. Буква П. Анализ и синтез 4-х буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    3. Звуки З-ЗЬ. Буква З. Анализ и синтез 5-и буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    4. Звуки С-СЬ – З-ЗЬ. Буквы С – З. Анализ и синтез 5-и буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    5. Звук Й. Буква Й. Анализ и синтез 5-и буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    6. Звуки Г-ГЬ. Буква Г. Анализ и синтез 5-и буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    7. Звуки Г-ГЬ – К-КЬ. Буквы Г – К. Анализ и синтез 5-и буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    8. Звуки В-ВЬ. Буква В. Анализ и синтез 6-и буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    9. Звуки Д-ДЬ. Буква Д. Анализ и синтез 6-и буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    10. Звуки Д-ДЬ – Т-ТЬ. Буквы Д – Т. Анализ и синтез 6-и буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    11. Звуки Б-БЬ. Буква Б. Анализ и синтез 6-и буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    12. Звуки Б-БЬ – П-ПЬ. Буквы Б – П. Анализ и синтез 6-и буквенных слов. Место звука в слове (начало, середина, конец).

    Содержание коррекционно-логопедической работы

    с детьми 7-го года жизни.

    на I период (2 половина сентября – ноябрь)

    1.Звук и буква А. Выделение звука А из состава слова. Чтение и письмо букв А, а. Разгадывание ребусов.

    2. Звук и буква У. Выделение звука У из состава слова. Чтение и письмо букв У, у. Составление из букв, чтение и письмо слов АУ, УА. Разгадывание ребусов.

    3. Звук и буква О. Выделение звука О из состава слова. Чтение и письмо букв О, о. Составление из букв, чтение и письмо ряда гласных типа АОУ. Разгадывание ребусов.

    4. Звук и буква И. Выделение звука И из состава слова. Чтение и письмо букв И, и. Составление из букв, чтение и письмо ряда гласных типа АОУИ. Разгадывание ребусов.

    5. Звуки М-МЬ. Буква М. Выделение звуков М-МЬ из состава слова. Чтение и письмо букв М, м. Чтение и письмо слогов типа АМ, МА, слова МАМА. Ребусы.

    6. Звуки С-СЬ. Буква С. Выделение звуков С-СЬ из состава слова. Чтение и письмо букв С, с. Составление слов типа САНИ, преобразование слов. Ребусы.

    7. Звуки Х-ХЬ. Буква Х. Выделение звуков Х-ХЬ из состава слова. Чтение и письмо букв Х, х. Составление слов, преобразование слов. Ребусы.

    8. Звуки Р-РЬ. Буква Р. Выделение звуков Р-РЬ из состава слова. Чтение и письмо букв Р, р. Составление слов, преобразование слов. Ребусы.

    9. Звук и буква Ш. Выделение звуков Ш из состава слова. Чтение и письмо букв Ш, ш. Составление слов, преобразование слов. Ребусы.

    10. Звуки и буквы С-Ш. Составление слов, преобразование слов. Ребусы.

    11. Звук Ы. Буква Ы. Выделение звука Ы из состава слова. Чтение и письмо буквы Ы. Составление и печатание слов, преобразование слов. Печатание предложений из 2-х слов. Разгадывание ребусов.

    Содержание коррекционно-логопедической работы

    с детьми 7-го года жизни.

    на II период (декабрь – февраль)

    1. Звуки Л-ЛЬ. Буква Л. Выделение звуков Л-ЛЬ из состава слова. Чтение и письмо букв Л, л. Дифференциация звуков Л, ЛЬ – Р, РЬ и букв Л – Р. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений из 2-х слов. Ребусы.

    2. Звуки Н-НЬ. Буква Н. Выделение звуков Н-НЬ из состава слова. Чтение и письмо букв Н, н. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений из 3-х слов. Ребусы.

    3. Звуки К-КЬ. Буква К. Выделение звуков К-КЬ из состава слова. Чтение и письмо букв К, к. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений из 3-х слов. Ребусы.

    4. Звуки Т-ТЬ. Буква Т. Выделение звуков Т-ТЬ из состава слова. Чтение и письмо букв Т, т. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений из 3-4 слов с предлогом. Ребусы.

    5. Звуки П-ПЬ. Буква П. Выделение звуков П-ПЬ из состава слова. Чтение и письмо букв П, п. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений из 3-4 слов с предлогом. Ребусы.

    6. Звуки З-ЗЬ. Буква З. Выделение звуков З-ЗЬ из состава слова. Чтение и письмо букв З, з. Дифференциация звуков З, ЗЬ – С, СЬ и букв З – С. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений из 3-4 слов с предлогом. Ребусы.

    7. Звук Й. Буква Й. Выделение звука Й из состава слова. Чтение и письмо букв Й, й. Составление и печатание слов, преобразование слов. Печатание предложений из 3-4-х слов. Разгадывание ребусов.

    8. Звуки Г-ГЬ. Буква Г. Выделение звуков Г-ГЬ из состава слова. Чтение и письмо букв Г, г. Дифференциация звуков Г, ГЬ – К, КЬ и букв Г – К. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений из 3-4 слов с предлогом. Ребусы.

    9. Звуки В-ВЬ. Буква В. Выделение звуков В-ВЬ из состава слова. Чтение и письмо букв В, в. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений из 3-4 слов с предлогом. Ребусы.

    10. Звуки Д-ДЬ. Буква Д. Выделение звуков Д-ДЬ из состава слова. Чтение и письмо букв Д, д. Дифференциация звуков Д, ДЬ – Т, ТЬ и букв Д – Т. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    11. Звуки Б-БЬ. Буква Б. Выделение звуков Б-БЬ из состава слова. Чтение и письмо букв Б, б. Дифференциация звуков Б, БЬ – П, ПЬ и букв Б – П. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    Содержание коррекционно-логопедической работы

    с детьми 7-го года жизни.

    на III период (март – май)

    1. Звук Ж. Буква Ж. Выделение звука Ж из состава слова. Чтение и письмо букв Ж, ж. Дифференциация звуков Ж – Ш и букв Ж – Ш. Правило написания ЖИ – ШИ. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    2. Буква Е. Чтение и письмо букв Е, е в начале слова и после гласных, Ь и Ъ. Чтение и письмо буквы Е после согласных. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    3. Буква Ь. Чтение и письмо буквы Ь после согласных. Разделительный Ь. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    4. Буква Я. Чтение и письмо букв Я, я в начале слова и после гласных, Ь и Ъ. Чтение и письмо буквы Я после согласных. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    5. Буква Ю. Чтение и письмо букв Ю, ю в начале слова и после гласных, Ь и Ъ. Чтение и письмо буквы Ю после согласных. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    6. Буква Ё. Чтение и письмо букв Ё, ё в начале слова и после гласных, Ь и Ъ. Чтение и письмо буквы Ё после согласных. Дифференциация букв Ё – Е. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    7. Звук Ч. Буква Ч. Выделение звука Ч из состава слова. Чтение и письмо букв Ч, ч. Дифференциация звуков Ч – ТЬ и букв Ч – Т. Правило написания ЧА, ЧУ. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    8. Звук Э. Буква Э. Выделение звука Э из состава слова. Чтение и письмо букв Э, э. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    9. Звук Ц. Буква Ц. Выделение звука Ц из состава слова. Чтение и письмо букв Ц, ц. Дифференциация звуков Ц – С и букв Ц – С. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    10. Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф. Выделение звуков Ф-ФЬ из состава слова. Чтение и письмо букв Ф, ф. Дифференциация звуков Ф, ФЬ – В, ВЬ и букв Ф – В. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    11. Звук Щ. Буква Щ. Выделение звука Щ из состава слова. Чтение и письмо букв Щ, щ. Дифференциация звуков Щ – СЬ и букв Щ – С. Правило написания ЧА, ЩА – ЧУ, ЩУ. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    12. Буква Ъ. Чтение и письмо буквы Ъ. Составление, печатание и преобразование слов. Печатание предложений. Ребусы.

    Формы и средства организации образовательной деятельности

    Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 1 по 15 июня.  Логопедические  фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

    Данная программа разработана для реализации в условиях детского сада компенсирующего вида.

    Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

    Программа  составлена с учётом  интеграции основных  образовательных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

    Развитие речи (воспитатели).

    Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия  на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности  (различные  дидактические, подвижные игры для развития речи).

    Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание  детьми  картин и беседы по вопросам.  Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется  при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

    Проведение  повседневного наблюдения  за состоянием речевой деятельности детей, осуществление   контроля  над правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных  на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

    Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

    При организации образовательной деятельности  прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:

    Приоритеты учителя-логопеда:

     -  звукопроизношение;

    -  фонематические процессы;

    -  языковой анализ;        

    Приоритеты воспитателей:

    -  моторный праксис;

    -  психологическая база речи;

    - обогащение и активизация словаря;

    Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)

    Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития “мышечного чувства”, развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

    Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы  на автоматизацию тех  звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

     Взаимодействие с родителями (законными представителями)

    После проведения логопедического обследования  логопед  предоставляет  родителям (законным представителям) полную и подробную информацию о речевых  и  неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее  учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

    Программа предусматривает:

    - активное участие во всех мероприятиях, проводимых для  родителей  в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные  консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

    - помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

    - игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

    - систематические занятия с ребёнком  дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по  автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

    - создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,  формирование интереса ребёнка  к собственной речи  и желания научиться говорить правильно.

    Для  успешной реализации Рабочей программы  необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и  групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

    Список рекомендуемого оборудования и мебели

    логопедического кабинета

    1. Настенное зеркало для логопедических занятий;

    2. Зеркала для индивидуальной работы;

    3. Дополнительное освещение у зеркала.

    4. Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;

    5. Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, 6. технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);

    7. Шкафы для пособий;

    8. Письменный стол для работы учителя-логопеда;

    9. Столы для занятий с детьми;

    10. Стулья детские.

    Литература

    1.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993

    2.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978

    3.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009

    4.Н.В.Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.

    5.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002

    6.О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

    7.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002

    8.Е.В.Кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999

    9.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999

    10.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи. С-П.:КАРО,2002

    11В.И.Руденко. Домашний логопед. Ростов на Дону:Феникс,2002

    12.Г.С.Швайко. Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988

    13З.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005

    14.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.:ГНОМ и Д,2000

    15.В.В.Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ,2005

    16.Н.В.Курдвановская. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007

    17.Н.В.Соловьёва Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009

    18.Е.А.Борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М.:ТЦ Сфера,2008

    19. Э.Ф.Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.-Волгоград : Учитель,2011

    20.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011

    21. Е.Л.Ворошилова. Коррекция заикания у дошкольников.-М.:Сфера,2012

    22.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель,2001

    23.Н.В.Нищева.Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001

    24.О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

    25.А.В.Ястребова.Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001

    26.Т.Ю.Бардышева.учусь перессказыват.-М.:Карапуз,2003

    27.Э.М.Курицына.большая книга занятий по развитию речи. М.:рОСМЭН,2005

    28.О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005

    29.Н.В.Нищева. Будем говорить правильно.С.П.:Детство-Пресс,2002

    30. Е.Н.Косинова. Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008

    31.О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007

    32.Журнал “Логопед”

    33.Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)

    34.О.В.Жохова.  Домашние задания для детей логопедической группы ДОУ.-М.:С

    Принято на педагогическом совете ГБОУ детский сад компенсирующего вида №437 г.Москвы.                                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

    Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

    Перспективный план коррекционно - логопедической работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

    Представляю перспективное планирование в подготовительной к школе группе по разделу "Формирование произношения и обучение грамоте. В плане указаны: тема занятия, количество часов, навыки звуковог...

    Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевое развитие»Вид организованной образовательной деятельности: подготовка к обучению грамоте             ...

    Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте в подготовительной школе группе

    Рабочую программу можно использовать в работе по дополнительному образованию...

    Рабочая программа дополнительного образования по обучению грамоте детей 5 - 7 лет

    Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты шк...