Конспект занятия по обучению детей чтению «Путешествие в сказку»
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Величко Елена Николевна
Ознакомление с понятием "звук" ,"слог" , "предложение" через игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazku.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению детей чтению «Путешествие в сказку»

Цели:

-Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.

-Упражнять в определении гласных и согласных звуков.

-Учить детей подбирать определения к существительным.

-Продолжать учить детей разгадывать загадки

-Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.

Демонстрационный материал:

Таблица-дом, карточки с изображением деда и бабы

Раздаточный материал:

Карточка для звукового анализа слова «баба» на каждого ребенка и фишки красного, синего цветов; набор полосок для работы над предложением.

Ход занятия.

1.Организационный момент «Круг дружбы»

 Воспитатель: Давайте поздороваемся.

Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному.

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному.

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши.

Дети: Вам привет от всей души!

2.Основная часть Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

«Слушай,

Что же это звенит?

Может быть, звенит и ползет

Реактивный самолет?

Сам летит и сам поет?

Может быть мохнатый жук

Только что покинул сук?

Жук ничем не знаменит,

Скучно-вот он и звенит?

Нет ни мухи,

Ни жука,

Нет ни грома,

Ни гудка... (Р.Сеф)

Скажите, что же может так звенеть?(Ответы детей.)

«Вслушайся: звенит одна в целом мире тишина!»

Ребята, но тишину нарушают разные звуки. Угадайте ,что же это за звуки и шумы(Дети отворачиваются , и определяют звуки, которые создает воспитатель: шуршание пакетом, листание страниц книги, удары мяча об пол , звон колокольчика и т.д.).

Воспитатель:

Мы слышим шум дождя, пение птиц.-это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова и мы понимаем друг друга.

А какие это звуки? /воспитатель пропевает а-а-а, о-о-о, у-у-у..../

Что же это за звуки: и,э,ы,е?/ гласные/

 Гласные тянутся

песенкой звонкой,

могут заплакать

И закричать.

В темном лесу

Звать и аукать,

Но не умеют

Свистеть и ворчать.

Давайте попробуем поиграть с ними. Их можно петь. Д/и «Кто дольше протянет гласный звук».

Воспитатель: Если вы будете внимательны, то узнаете по губам , какой гласный звук я произнесу беззвучно. Д/и « Угадай , что я сказала?»

Воспитатель:

Звуки только и думают , как с нами в прятки поиграть. А также считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем? Я кидаю вам всем по очереди мячик, и называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался.

Бак, мак, рак

Рог, нос, рот, сок

Кит, мир, пир

Суп, сук, лук

Сыр, рысь

Мэр, сэр...

Воспитатель:

Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько, например: ма- ши-на, до-ма, сказ-ка (звучит музыка)

Ой, ребята, я сказала слово «сказка»и к нам в гости просится сказка, а какая, вы должны угадать.

Ходит возле дома птичка

И несёт она яички

Громко ко- ко- ко поёт

Деда с бабою зовут.

/Дети называют сказку./

Воспитатель: правильно , ребята. Это сказка- «Курочка Ряба». 

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила

- Давайте на столах полосками выложим название сказки.

- Сколько слов в этом предложении?

Дети:2 слова

Воспитатель: а теперь вспомните предложение из сказки из 3-х слов (2-х слов) и выложите на столе.

Снесла курочка яичко .-3 слова

Дед плачет - 2 слова

Курочка кудахчет-2 слова

Воспитатель:

Молодцы, ребята , справились с этим заданием!

А теперь мы поиграем с вами в игру «Живые слова».

Воспитатель вызывает 3-х детей.

Воспитатель: мы сейчас поиграем с вами с предложением « СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО»

/Воспитатель переставляет детей произвольно, а дети называют предложения, которые в результате этого получились:

Снесла курочка яичко. Яичко снесла курочка.

Воспитатель:

На сказочной улице. Которая называется « Курочка Ряба», есть дом, в котором живут герои сказки.

Дед, баба, мышка, курочка.

(1слог) (2слога) (2слога) (3слога)

На доске таблица-дом,

1-ый этаж-3окна, 2-ой этаж-2 окна, 3-ий этаж-1- окно.

Воспитатель: Ребята, нам надо расселить героев сказки по этажам. На первом этаже живет герой , в названии которого 3 слога и т. д.

Дети расселяют на первом этаже-слово «ку-роч-ка». На втором этаже –слова «ба-ба», «мыш-ка». А на третьем- слово «дед».

Воспитатель раздает детям карточки с изображением бабы и фишки для звукового анализа слова «БАБА».

Воспитатель: сколько слогов в этом слове?

Дети: 2 слога

Воспитатель: а звуков?

Дети : 4 звука.

Воспитатель: фишками ( красными и синими) выложите это слово на своих карточках, затем проверьте на доске.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились и с этим заданием!

А какими вы себе представляете героев сказки? ( Дети описывают).

Дед- старый, высокий, худощавый...

Баба- старенькая, седая, добрая, приветливая...

Курочка- большая, рябая, пестрая...

Мышка- серенькая, маленькая, проворная...

Воспитатель: а как по другому можно ласково заменить слово «баба»?

Дети :Бабушка, бабуличка...

Воспитатель:  слово «дед»?

Дети :Дедушка, дедуся, дедуличка...

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы побывали с вами в сказке «Курочка Ряба», а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

«Покрутись, повертись, в детский садик возвратись».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну здоровья»

формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника...

Конспект занятия по обучению глобальному чтению детей аутистов

Индивидуальное занятие с ребенком аутистом 5 лет  по обучению глобальному чтению...

Конспекты занятий по обучению детей чтению

Цикл занятий по обучению чтению детей  подготовительной группы....

"Космическая грамота" - конспект занятия по обучению дошкольников чтению

Итоговое занятие в подготовительной группе, проведённое к Дню космонавтики....

Календарно-тематическое планирование занятий по обучению детей чтению

Календарно-тематическое планирование занятий по обучению детей чтению...

Конспект открытого занятия по обучению детей чтению по методике Юлии Пчелинцевой "Словолодочки".

Цель: Изучение буквы «Б», закрепление ранее изученных букв, чтение слогов слияния и коротких слов с изученными буквами, развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, внимания, вообр...