Занятие по обучению детей чтению в кружке «АБВГДейка» «Путешествие в страну Грамматики»
материал по обучению грамоте на тему

Иванова Марина Владимировна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogvaya.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Конспект

          итогового занятия по обучению детей  чтению  

                                 в кружке  «АБВГДейка»

                   «Путешествие в страну Грамматики»        

                                  (старшая группа)


Программное содержание:

- Способствовать  развитию звуко  -буквенного анализа.

- Способствовать развитию фонематического восприятия.

- Закреплять умение определять в предложении 1-е, 2-е,3-е слово.

- Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы.

- Совершенствовать навык чтения.

- Учить детей отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, память.

Материал : карточки с загадками, мяч, картинки, иллюстрации, игра «Допиши букву»,  игра «Хитрые загадки», игра « Подскажи словечко»,  схемы  предложения, игра: «Веселый алфавит», тетради, цветные карандаши, листочки, игра «Допиши гласные буквы и прочитай слова»

Ход занятия:

  Артикуляционная гимнастика.

«В дудку дуем ду-ду-ду,

Язычок согнем в дугу,

Язычок залез за щечки

И вернулся к прежней точке.

Покусаем язычок,

Тут же сделаем щелчок.

Наш веселый язычок

Сделал все движения

И теперь готовы мы

Двинуться в сражение».

В. Ребята, к нам пришли гости, много гостей, посмотрите на них и поздоровайтесь с ними. Они хотят посмотреть на вас, какие вы умные и грамотные дети. Чему вы научились за год.

В.   Я хочу предложить вам отправиться  в страну  Грамматики. И чтобы туда попасть, вам нужно вспомнить и рассказать все, что вы знаете о звуках, буквах, слогах. Готовы?

В. Кто мне расскажет, что такое звуки? Какие они бывают? Ответы детей (гласные и согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие).

В. Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков?

 Ответы детей. (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и т.д.)

В.- Какие могут быть согласные? (твердые и мягкие);

- Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным);

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (синим);

- каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (зеленым);


. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Мы с вами уже знаем, что слова состоят из звуков. А можно ли слово поделить? Такие звуковые части слова называются слогами. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным).

В. Вот задание, которое приготовили для вас жители этой страны – раздели слова на слоги и поставь ударение. Воспитатель показывает образец река (ре-ка)

(Все слова на карточках выполняют дети, слова такие: сомы, щуки, караси, акула).

В. Молодцы, ребята! А, как одним словом можно назвать те слова, над которыми вы работали (рыбы).

Кто ловит рыб, как зовут этого человека? (рыбак) Давайте запишем это слово и сделаем звуковой анализ. Дети работают за столами, один у доски.

Физкультминутка:«Буквы».

В старом дереве дупло, это домик буквы О.

Рядом с нею на суку примастилась  буква У.

В гости к нам издалека прибежала буква А.

Прилетела буква Я на спине у воробья.

Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться,

То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки,

То присядут, отдохнут, то опять плясать начнут.

Воспитатель: Какие буквы веселились?

Дети: Я, У, О, А.

Цель: закрепить знания детей о русском алфавите, о гласных и согласных звуках.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33);

2. Сколько гласных букв в алфавите? (10);

3. Сколько согласных букв? (21);

4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь);

5. Как, с какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы);

6. Что ставится в конце предложения? (Точка);

7. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»);

8. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»);

9. Назови самый короткий звук. (Й);

10. Какие звуки самые длинные, протяжные, певучие? (Гласные);

В. Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей.

( летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие  неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ

 Словесная игра: «Хитрые загадки».

1. В чаще голову задрав,

Воет с голоду (жираф) волк.

2. Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый (волк) медведь.

3. Дочерей и сыновей

Учит хрюкать (соловей) свинья.

4.Кто любит по веткам носиться?

Конечно, рыжая (лисица) белка.

5. Быстрее всех от страха

Несется (черепаха) заяц.

6.По горной круче проходил

Обросший шерстью (крокодил) баран.

7.В теплой лужице своей

Громко квакал (Бармалей) лягушонок.

8. С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает (корова) обезьяна.

Игра: «Подскажи словечко»

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно … (грачей. Последний звук слове грачей – Й).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну конечно … (карандаш. Последний звук в слове карандаш – Ш).

На скамейке у ворот

Лена громко  слёзы … (льёт. Последний звук  в слове льёт – Т).

И рыщут по дороге

Слоны и …(носороги. Последний звук в слове носороги – И).

Сверху солнышко печёт.

А внизу река … (течёт. Последний звук в слове течёт – Т).

Только жив ли петушок,

Золотой наш … (гребешок. Последний звук в слове гребешок – К)

 

Игра: «Составь предложение».

(дети по схемам составляют предложения и находят в них 1-е, 2-е, 3-е слово.)

 

Физкультминутка: « Вышли уточки на луг».

Вышли уточки на луг,

 Кря-кря-кря!

(Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал, Р-р-р!

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь, ш-ш-ш.

«Алфавит» (чтение стихотворений).

Всем известна буква А –

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Веселый, толстый клоун

Играет на трубе.

На этого пузатого

Похожа буква Б.

В — буква очень важная,

Воображала страшная. 

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

Аист на одной ноге

Напоминает букву Г.

Д — словно домик аккуратный

С высокой крышею двускатной.

Ж имеет столько ножек,

Будто буква ползать может.

Буква Ж наверняка

На бумаге тень жука.

На эту букву посмотри!

Она совсем как цифра 3.

3 не просто завитушка,

3 — пружина, крендель, стружки.

Буква О — луна и солнце,

В доме круглое оконце.

И часы, и колесо,

И это, кажется, не всё.

Говорил недавно кто-то:

П похожа на ворота,

Возражать мне было лень,

Я-то знал, что П как пень.

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.

 

Твердый знак -Ъ — пишут так:

Колесо и спичка,

Позади — косичка.

Ы… Какая ты толстушка!

Твой животик как подушка.

Чтобы легче ей ходить,

Палочку пришлось добыть.

Вся согнулась буква Ю,

Держит палочку свою.

Вот и выглядит такою –

Старой бабкою с клюкою.

Куча яблок на прилавке…

И заметил, я друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я.

Игра: «Допиши гласные буквы и прочитай слова».

(в пустые квадраты написать согласные буквы, чтобы получилось название предмета, нарисованного слева, и  прочитать слова (белка, санки,  рыба), и т.д.

Дети садятся за столы игра: «Допиши букву».

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Путешествие по стране Грамматики » (применение пособий по обучению грамоте в подготовительной группе)

В данном конспекте раскрывается опыт работы на занятиях по обучению грамоте - именно применение дидактического наглядного, раздаточного материала, сделанного своими руками. Материал подготовила Крулик...

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Закрепить умение определять местоположения звука в слове....

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности «Путешествие в сказочную страну Финансов» (подготовительная группа)

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание мотивации для повышения их финансовой грамотности.Задачи:Обучающие:- расширить знания детей о возни...

Методическая разработка открытого (итогового) занятия для подготовительной группы - квест-игра «Путешествие в страну Грамматика»

Тема: «Звук. Слог. Слово. Предложение»: закрепить полученные детьми знания.Задачи:Образовательные:- совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков.- формиро...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности Тема: «Путешествие в Страну Финансов»

Цель: формирование у детей дошкольного возраста первичных экономических представлений.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с понятием « деньги», «монета», «ба...

Занятие по обучению детей графическим навыкам "Путешествие в страну Клеток"

Занятия основано на полученных  детьми навыков и умений рисованию по клеткам, ориентировке на листе бумаги....

Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте на тему "Путешествие в страну "Звукляндия"

На данном занятии закрепляем знания детей о звуке [Ш], автоматизируем его правильное произношение в изолированной позиции, в слогах и словах,закрепляем его характеристику; знакомим детей с буквой Шш; ...