«Педагогическая технология подготовки старших дошкольников к освоению грамоты"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Хабарова Елена Владимировна

Огромный поток информации  и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети.

Применение указанной методики в течение нескольких лет при подготовке дошкольников к грамоте показало хорошие результаты: дети опережают своих сверстников по уровню развития общих способностей, памяти, мышления, воображения.

Методика обучения предлагает развитие мышления дошкольников, а вместе с тем и развитие речи с применением элементов мнемотехники (мнемоники) –  системы различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл как подготовить детей к грамоте17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить детей к грамоте,

используя рацио-мнемо-эйдотехнику

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы». Она дает возможность творчески подойти к решению образовательных задач.

Изменения системы Российского образования определены Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС). Одной из главных образовательных областей во ФГОСе является речевое развитие дошкольников. Овладение родным языком – это важнейшее условие благополучия ребенка в социальном, интеллектуальном развитии; важнейшее условие для освоения детских видов деятельности, развития творчества.

Во ФГОСе выделяются 7 основных направлений развития речи детей в старшем дошкольном возрасте:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте; (пункт 2.6 ФГОС ДО).

Решение задачи по подготовке детей к обучению грамоте на основе звукового аналитико-синтетического метода начинается уже в младшем дошкольном возрасте . Данный метод основан на системе Д. Б. Эльконина.

В старшей группе дети осваивают характеристики звуков, используют соответствующие им термины: гласный, согласный звуки, твердый и мягкий согласные звуки. В то же время начинается процесс обучения чтения и элементам печатного письма. Обучение детей чтению рассматривается в программе не как самоцель, а как способ развить речь детей. Поэтому результат работы по обучению чтению может различаться у воспитанников одной группы в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Все дети обязательно должны обучаться звуковому анализу слов, который обеспечивает значительное развитие языковых способностей, условия для будущей грамотной письменной речи.

Выбирая конкретную методику обучения детей грамоте, необходимо учесть следующие положения.

Во-первых, выбранный метод должен оказывать благоприятное воздействие на целостное развитие ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.

Во-вторых, используемая система обучения грамоте в ДОУ должна сочетаться с соответствующей системой обучения в школе.

Проработав много литературы по данной теме, я остановилась на методике Е.Н.Сафроновой «Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга», которая позволяет развить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок, т.е. адаптировать их к учебному процессу, а также научить рациональным приемам обработки информации.

Это - рациотехника (логическое мышление), мнемотехника – искусственные приемы для запоминания) и эйдотехника (образное мышление).

Огромный поток информации и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети.

Применение указанной методики в течение нескольких лет при подготовке дошкольников к грамоте показало хорошие результаты: дети опережают своих сверстников по уровню развития общих способностей, памяти, мышления, воображения.

Методика обучения предлагает развитие мышления дошкольников, а вместе с тем и развитие речи с применением элементов мнемотехники (мнемоники) – системы различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Она основана на том, что лучше запоминается:

- то, что, хорошо представлено (у детей – наглядно-образное мышление);

- то что, хорошо осознанно (обратная связь, задействована долговременная память);

- то, с чем мы действуем, производим операции (дети сами составляют мнемотаблицы);

- то, что, удалось связать, привязать, увязать (установить связи);

- то, что представлено в перекодированном, т.е. в преобразованном виде, а не в том, в котором предложено.

Используются особые виды памяти:

1. Моторная, или память-привычка (приобретенная).

2. Эмоциональная – память чувств (сопереживание).

3. Образная – природная (самая эффективная).

4. Логическая - смысловая (приобретенная).

При заучивании стихотворений, обучении рассказыванию используется мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Мнемотаблицы бывают развивающие (тренинг основных психических процессов) и обучающие. Они способствуют развитию памяти, логики, образного мышления, смекалки, умению анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать, связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию, тренировать внимание, вырабатывать навык правильно воспроизводить графически.

Обучающие мнемотаблицы содержат информацию, как правило, еще незнакомую детям, поэтому в работе с ними требуется помощь педагога. Мнемотаблицы могут обучать чтению, письму, правилам русского языка, содержать знания о природе, истории или другую полезную детям информацию (см. приложение1).

Одним из приемов является использование коллажа. Это учебное пособие, которое выполняет следующие задания:

1. Закрепляет различные методы запоминания.

2. Развивает фотографическую память.

3. Расширяет словарный запас, образное восприятие, умение говорить, рассказывать.

4. Обучает, т.е. содержит различную информацию.

Коллаж – это формат картона, плотной бумаги, на котором расположены различные картинки, буквы, геометрические фигуры, буквы, цифры. Детям объясняется, что коллаж похож на «салат»: мы берем много разных продуктов, смешиваем их и получаем новое вкусное блюдо. Главная задача коллажа - соединить, связать все картинки между собой. Таким образом идет отработка сюжетного метода запоминания.

Педагог предлагает детям запомнить порядок расположения картинок в течении 30 секунд, затем коллаж убирается, детям предлагается произвести по памяти все картинки с обозначением места их расположения.

Сначала мнемотаблицы и коллажи составляются и объясняются педагогом, но когда дети осваивают принцип их построения, то с удовольствием придумывают сюжеты, кодируют информацию в рисунках. Таким образом воспитанники развивают не только воображение, связную речь ,память, но и мелкую моторику рук .

Выработать у детей приемы умственного труда, обучить их методам рациональной обработки получаемой информации позволяет обучение на основе интеллектуального тренинга.

На основе овладения приемами и методами запоминания и обработки информации происходит развитие общих способностей детей: интеллектуальная и психофизическая подготовка к школе.

В ходе занятий у детей начинают вырабатываться навыки культуры умственного труда:

- применение приемов рацио-, мнемо-, эйдотехники,

- системность, умение устанавливать связи,

- выделение главного, умение анализировать;

- осознание логики построения материала, поиск закономерностей.

Технология позволяет подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации для каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей мышления.

Овладение приемами методики позволяет значительно сократить время обучения. Применение рацио-эйдо-мнемотехники для подготовки детей к грамоте на практике в течение нескольких лет дало хорошие результаты. Уже после года обучения ребята умели читать, различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные, выделять заданный звук в слове, определять количество звуков в слове, составлять схемы предложений, делить слова на слоги, знали знаки препинания, правила правописания ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, отличали синонимы, антонимы, умели составить рассказ и т.д.

Обладая базовыми знаниями, дети чувствовали себя уверенно в школе, легко находили контакт со взрослыми и одноклассниками. Как следствие, показывали хорошую успеваемость по всем предметам.

Родители приходили в детсад с благодарностью за хорошую подготовку детей к школе. А мы, воспитатели, были рады, что наша работа была плодотворна.

Список используемой литературы:

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М Мозаика-синтез, 2014.

2. О. Н. Сомкова. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. СПб. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.

3. Е. Д. Сафронова. Методическое пособие по курсу: «Интеллектуальное развитие дошкольников .Обучение на основе интеллектуального тренинга. СПБ. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте

конспект итогового занятия по обучению грамоте...

Подготовка старших дошкольников в обучению грамоте

Подготовка старших дошкольников в обучению грамоте...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой  "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»

Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных гра...

Электронный вариант из книги Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения старшая группа

дидактический материал система занятий, конспектыВ данном пособии представлены теоретические аспекты и практический мате­риал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенносте...