НОД по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

НОД по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_obucheniyu_grammote.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность с детьми    старшего дошкольного возраста.

Тема: «Дифференциация звуков «С — З»

Задачи: Познание: Продолжать знакомство со звуками «с – з»; умение дифференцировать звуки «с – з» в произношении и по картинкам.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания.

Здоровье: Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Развитие координации речи с движением.

Оборудование: картинки предметные, карточки с буквами, глобус. букваград.

                                   

Воспитатель: Масло С.В.

                                   Ход НОД:

1.Организационный момент.-Чтение скороговорки:

                Жу-жу-жу- молоко дадим ежу.

                Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.

                Жи-жи-жи- здесь живут ежи.

                Же-же-же- дождь прошел уже.

                Жо-жо-жо-лужок, снежок, творожок, пирожок.

2.Повторение :букв-гласных;

                          букв- согласных.

3.Новая тема. Фонетическая зарядка.

-Как поют комарики? (З-З-З).

-Что мы слышим, когда муха попала в паутину? (З-З-З).

3.Отгадывание загадок.

                                                                      Длинное ухо,

Запорошила дорожки,                                Комочек пуха,

Разукрасила окошки,                                  Прыгает ловко,

Радость детям подарила                             Любит морковку. (заяц)

И на санках укатила. (зима)

-Какой звук в начале этих слов?

Вывод: звук согласный, звонкий, может быть и твердым и мягким.

Игра «Кто внимательный?»

В каких словах и где стоит звук-З? (хлопки)

КОЗА, ВАЗА, ГВОЗДИ,СВЕТ, СВЕТ, ЗОНТ,СОН, АЗБУКА.

Знакомство с буквой-З. (показ буквы)

-На что похожа буква-З?                             По белому полю

На эту букву посмотри:                               В туман и снега

Она совсем как цифра-3.                             Бредут потихоньку

                                                                       Бараньи рога.                                                                      

Игра с мячом «Подбери пару».                 

- Я произношу слог или слово со звуком «с», а вы заменяете этот звук на звук «з»

Са – за

Сы – зы

Со – зо

Су--  зу

Работа в тетради.

- Штриховка «зайца»

-Печатание буквы-З, з

-Запись слогов: ЗА, ЗО, ЗЫ, ЗИ

 Пальчиковая гимнастика 

«В нашей группе» В нашей группе все друзья /хлопки в ладоши

Самый младший – это я./ показываем большие пальцы

Это Даша, это Стас, /загибаем пальцы по одному на каждое имя

Это Андрей, это Арина. Все мы – друзья. /сгибаем-разгибаем кисть руки

Игра «Ложки – калошки» 

- Я буду произносить слова, а вы будете хлопать – «ложки», когда услышите слово со звуком «с»

и топать – «калошки» на звук – «з»

- Самолет, защищать, комбинезон, танкист, полоса, полезный, опасный, интересный.

Итог:- Что узнали нового?

          -Какие звуки у буквы-З?

          -Какой звук гласный или согласный и почему?

Молодцы!

«СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [д, д`]. БУКВА Д, д»

Программное содержание:

- познакомить детей с согласным звуком [д ];

- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ д, д`];

- познакомить со звонким согласным звуком [д ];

- познакомить с буквой Д;

- учить называть слоги-слияния с буквой Д;

- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;

- развивать пространственное видение;

- продолжить знакомство со сказками, загадками;

- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и

аккуратность в работе.

Оборудование:

алфавит; предметные картинки – «Лиса», «Мальчик»; наборы букв; дидактические таблицы; тетради для печатания; указка.

Ход занятия

I. Актуализация знаний

- Ребята, мы отправляемся в страну АБВГДейку. А чтобы путешествие запомнилось и все получилось, давайте вспомним наши правила: внимательно слушать, соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

Игра «Угадай-ка»

Букв не знали мы сначала.

Мама сказки нам читала.

А теперь читаем сами.

Подружились буквы с нами.

- Назовите ваши любимые сказки.

- Отгадайте загадку и назовите сказку.

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»

Лиса из сказки «Заюшкина избушка»

Демонстрация картинки.

2. Слоговой и звуковой анализ, звуковой синтез слова«лиса»

- Послушайте слово: лиса.

- Сосчитайте слоги хлопками.

- Сколько слогов получилось?

- Как узнать, сколько слогов в слове не хлопая в ладоши? ( Правило)

Назовите 1-ый слог; 2-ой слог.

- Назовите гласные. Сколько их?

- Назовите согласные. Сколько в этом слове согласных?

- Сколько всего звуков в слове «лиса»?

- Назовите все звуки по порядку.

II. Новый материал

Дети садятся за столы

Фонетическая зарядка

- Отгадайте загадку, которую приготовил вам Зяма.

Демонстрация картинки.

Вычленение звука [д].

2. Артикуляция звука [д]

Произнесите вместе звук [д].

- Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов. (Ответы детей)

- Когда мы произносим звук [д] кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами.

3. Звук [д] согласный

- Произнесите еще раз: [д-д-д].

- Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук

[д]? (язык, зубы)

— Значит, какой это звук? (Согласный)

4. Звук [д] звонкий

- С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [д]?(С голосом)

- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.

Приложите ее к горлу и произнесите звук [д]. Поет горлышко?(Да)

- Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Звонкий)

5. Звук [д] может быть твердым или мягким

- Ребята, Зяма приготовил нам еще загадку?

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

(Дождь)

- Назовите первый звук в слове «дождь»? ( [д])

- А последний звук? ([д`])

- Сравните звуки — [д], [д`]?

- [д ] – какой? (Твердый)

- А — [д`]? (Мягкий)

- Каким же может быть звук [д]? (Твердым или мягким)

- Сделайте вывод: что мы узнали о звуке [д]?

Вывод: звук [д] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

6. Игра «Где живет звук»

– Определите место звука [к] в этих словах. В начале, в середине или в конце слова он стоит.

III. Физминутка

Мы активно отдыхаем

То встаем, то приседаем -

Приседание

1-2-3-4-5

Вот как надо отдыхать!

Головой теперь покрутим -

Вращение головой

Лучше мозг работать будет.

Вертим туловищем бодро -

Вращение туловищем

Это тоже славный отдых.

Отдохнули – и за дело,

Дети садятся на стульчики

Снова мы на стульчик сели.

Знакомство с буквой Д

1. Демонстрация буквы Д

Воспитатель показывает букву Д.

— Ребята, в этой букве живет звук [д].

На наборном полотне выставляем букву Д.

- В какое платьице оденем букву Д? (В синее)

- Почему? ( Это буква согласного звука)

2. Рассматривание буквы Д

— На что она похожа? (Ответы детей)

3. Показ буквы Д пальцами

4. Место буквы Д в алфавите

-Найдите букву Д в алфавите.

( Дети у доски показывают букву Д)

V. Игра «Дружба звуков»

1. Наборы букв на столах у детей

- Выложите буквы гласных звуков.

- Под ними положите буквы согласных звуков.

- Найдите букву Д. Положите ее перед собой.

- Мы продолжаем побеждать Змея Горыныча и учим звуки дружить,

чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так:«КА», «ТУ», «НО».

Напоминаю. Произносим сразу по два звука!

2. Чтение слогов-слияний

— Положите рядом с буквой Д букву А.

— Пусть звук [д] перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с [а].

— Назовите слог? (ДА)

— Замените букву А, буквой У.

— Пускай подружатся звуки [д] и [у].

— Что получится? (ДУ)

Аналогично проводится работа с изученными гласными.

3. Слоговой и звуковой анализ, звуковой синтез слова«Дима».

- Выложите слово из звуков, которые я назову: [д, и, м, а ]

- Какое слово получилось?

Выполняется слоговой и звуковой анализ

VI. Чтение слогов-слияний по «Волшебной таблице»

Игра «Кто внимательный»

Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.

— Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые здесь Д.

Игра с Зямой

Катаемся на лифте вместе со мной и Зямой.

(Читаем слоги по вертикали. Спустимся в лифте сверху домика «А» вниз без остановок (домик буквы «А» — это колонка слогов в таблице на букву «А»).

VII. Физминутка

VIII. Печатание букв Д, д

Написание буквы Д в воздухе под счет

Работа в тетрадях по печатанию

Организационный момент (положение тетрадей, положение карандаша в пальцах руки, посадка).

- Назовите предмет в верхнем левом углу страницы?

- Какой звук слышим в начале слова?

- Какая буква написана в правом верхнем углу?

3. Работа по клеточкам

- Обведите по пунктиру прописную букву Д.

- Напишите по клеточкам самостоятельно пять букв Д.

- Обведите по пунктиру строчную букву д.

- Напишите по клеточкам самостоятельно пять строчных букв д.

4. Задание № 2 в тетради

IX. Итоги занятия

- С каким звуком познакомились? ([д])

- Какой он?

Звук [д] — согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

- Какую букву выучили? (Д)

- Что понравилось?

- Что было легко?

- А трудности были?

Обучение старших дошкольников грамоте. Конспект НОД в подготовительной группе «Звуки [д]-[д’]. Буква д»

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия, обучение грамоте.

Задачи: Знакомить детей со звуками Д, ДЬ;

-читать слова с этими звуками;

-различать звонкие и глухие согласные;

-учить делать звуковой анализ слов;

учить выделять звук на фоне слова;

-учить читать слоги со звуком Д +10 гласных, со звуком Т+10 гласных;

- учить подбирать слова на заданный звук;

- учить интонационной выразительности речи.

- расширять словарь детей;

-формировать интерес к чтению.

Предварительная работа: заучивание скороговорки, физминутки.

Оборудование: разрезная азбука, серия картинок, слоговая таблица, сюжетные картинки.

                                   Ход образовательной деятельности:

 Воспитатель произносит скороговорку:

Дятел дерево долбит,

День-деньской кору дробит.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу любит.

(следить, чтобы дети читали стихотворение спокойно, четко, громко, слитно произнося слова в каждой фразе)

-Какой звук в этой скороговорке произносится чаще? (звук Д)

-Назовите слова со звуком Д. (дуб, дом, дятел, друг, дерево, день)

-В чьих именах есть этот звук? (Данил, Даша, Дарина)

-Воспитатель предлагает поиграть в игру «Забьем гвоздь молотком». Дети, имитируя забивание гвоздя в стену молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук Д.

(Следить за детьми, чтобы они не кричали, а произносили звук Д звонко)

-Как стучат колеса вагона( «т-т-т-т»-тихо)

-А как молоток стучит о шляпку гвоздя? (громко)

-Правильно, ребята. Молоток стучит громко, звонко. Постучим еще раз: д-д-д.

-Что делает кончик языка, когда мы говорим Д? (Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами)

-На что похожа буква?

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д –труба печная.

Д стоит, и очень твердо.

(рассматривая букву, дети выявляют сходство её с домиком, выделяют элементы буквы, прописывают в воздухе)

- Ребята, я буду называть слоги, а вы договариваете до целого слова.

ДА…. Даша, Дарина, Данила, ит. д.

ДО…. дом, дорога, дочка.

ДУ…. Дуб, дудочка.

ДИ…. Динар, Дина.

-Я сейчас загадаю загадку:

Мы по ковру идем с тобой

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой,

И желт, и синь, и ал! (луг)

-Из скольких слогов состоит слово луг? (один слог)

-Сколько букв в слове луг? (три)

-Сколько согласных? (два)

-Сколько гласных? (один)

Физминутка:

Наши руки хлопают -раз, два.

Наши ноги топают -раз, два.

Локти вращаются – раз, два.

Глаза закрываются – раз, два. (соответствующие движения)

Мой Илья такой лентяй (развести руки)

Только отдых подавай! (присесть, руки за головой)

Работа в тетрадях

1. Назвать предметы, которые обвели на картинках (дуб, тыква) .Назвать первые звуки в этих словах (Д-Т). «Д» -звонкий, «Т» -глухой.

2. Игра «Узнай, какой звук»?

Назвать картинки со звуками «Д», «ДЬ» (диван, дудочка)

Нарисовать на схеме эти звуки, используя условные обозначения (синий квадрат в середине прямоугольника под картинкой удочка (зеленый квадрат в начале прямоугольника под картинкой диван)

Назвать картинки со звуками «Т», «ТЬ». (ракета, тигр)

(синий квадрат в середине прямоугольника - ракета, зеленый квадрат в начале прямоугольника - тигр)

3. Игра «Слоговые домики»

Написать букву Д по точкам, а затем самостоятельно.

Одинаково ли произносится звук «Д» в слогах? (нет, перед гласными О, А, У, Э, Ы он произносится как звук «Д», а перед гласными Я, И, Е, Ё, Ю, -как звук «ДЬ»)

4. Прочитайте предложение «Котенок лакает молоко» .

Напишите предложение используя словные обозначения (три прямоугольника)

Сколько прямоугольников нарисовали? (три) Почему? (потому что в предложении три слова)

Назовите первое, второе, третье слова в предложении.

Итог НОД

Цель: изучить согласный звук [г, г,] и его буквенное обозначение.

Задачи:

Знакомить детей со звуками Г, ГЬ;

-читать слова с этими звуками;

-различать звонкие и глухие согласные;

-учить делать звуковой анализ слов;

учить выделять звук на фоне слова;

-учить читать слоги со звуком Г+10 гласны;

- учить подбирать слова на заданный звук;

- учить интонационной выразительности речи.

- расширять словарь детей;

-формировать интерес к чтению.

Оборудование: индивидуальные карточки,  разрезная азбука

Ход НОД

1. Организационный момент.

– Сегодня, в одном из Буквенных домов новосёл и очень скоро вы с ним познакомитесь. Этот новичок, прежде чем с вами познакомиться, хочет убедиться, знаете ли вы всех жильцов дома. Давайте покажем свои знания.

2. Повторение изученного материала.

  1. Индивидуальная работа.

-чтение слогов: ДА, ДИ,ДУ, ДЫ,ДО,ДЕ,

                           ТА, ТИ, ТУ,ТЫ,ТО,ТЕ

3. знакомство с новым звуком и буквой.

Послушайте слова, определите, какой первый звук вы слышите.

Гром, гриб, гном, глаз, гора.

– Звук [г] – запись на доске

– Какой это звук гласный или согласный? Обоснуйте свою точку зрения.

– Звук согласный. Что вы можете сказать об этом звуке? (твердый)

– Молодцы!

– Ребята, а какой буквой мы обозначим на письме эти звуки?

– Сделайте вывод. (Буква Г обозначает звуки [г – согласный твердый и г, – согласный мягкий].

– Составьте слоги – слияния с известными гласными буквами. Работа с разрезной азбукой на доске.

ГА, ГО, ГУ, ГИ, ГЫ.

– чтение слогов – слияний.

4. Физминутка.

5. Работа по картинке.

Беседа по иллюстрации.

– Что изображено на картинке?

– Составьте рассказ по картинке.

Игра “Съедобное – несъедобное”. Движения для обозначения можно выбрать любые (хлопки, поглаживание живота и т.п.)

Опята, маслята, поганки, подберезовик, груздь, мухомор, подосиновик.

-Чтение пословиц

6.Письмо буквы.

X. Итог НОД.

-С какой буквой познакомились?

-Какие звуки у буквы - Г?

-Какая буква гласная или согласная и почему?

Конспект НОД в области коммуникация (обучение грамоте). Тема: Звуки к, к и буква Кк.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области коммуникация (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе.

Тема: Звуки /к/, /к/ и буква Кк.

Цель. Уточнять артикуляцию звуков /к/, /кь/; упражнять детей в умении делить слова на слоги, проводить звуковой анализ; развивать фонематический слух; ; знакомить с буквой Кк; закреплять образы букв.

Оборудование: индивидуальные зеркала, панно букв, листы бумаги с контурными заготовками «Клубки ниток», фломастеры; звуковые бусы.

Содержание:

1. Организационный этап.

Педагогическая цель: Вовлечь детей в непосредственную образовательную деятельность, используя проблемную мотивацию.

Цель, которую должны достигнуть дети: Высказать желание помочь.

Методы и приемы. Проблемный вопрос.

1. Дифференциация ранее изученных звуков /д-т/ и /дь-ть/

-Ребята, у мальчиков Толи и Димы проблема. Они обратились к нам за помощью. Необходимо разделить игрушки между ребятами!

Толя и Дима-

Два драчуна.

Из-за игрушек

У братьев война.

Мы им поможем,

Игрушки разделим.

Это мы делать, ребята, умеем.

Толе мы отдадим игрушки, в названии которых есть звуки /т/, /ть/, а Диме со звуками /д/, /дь/. (На отдельном столике лежат игрушки, в названии которых есть звуки /д/, /дь/, /т/, /ть/. Дети подходят, берут понравившуюся игрушку и говорят, кому ее надо отдать) .

Материал: танк, автомат, самолет, мотоцикл, ракета, трамвай, удочка, дом, динозавр, дрель, медвежонок, домик.

2. Этап с опорой на личный опыт ребенка, подготовка к основному этапу.

Цель для педагога: создать условия для дальнейшего познания через игру.

Цель для детей: Выполнить правильно игровые задания.

Методы и приёмы: Загадывание загадок.

1. У Толи и Димы есть домашнее животное, а какое мы узнаем отгадав загадку:

Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой. (Кот)

Да, У Толи и Димы был кот. Захотелось братьям с ним поиграть. Стали они звать его: кис-кис-кис. Но кот убежал от них. Мальчики- за ним.

Пока они ловят своего кота, мы с вами узнаем, какие звуки живут в слове кот (звуковой анализ) и какие звуки живут в слове кис (звуковой анализ). (Использование звуковых бус.)

3. Основной этап занятия.

Цель для педагога: дать новую информацию, вовлечь детей в деятельность, создать условия поддержки каждому ребенку.

Цель для детей: выполнение игровых заданий.

Артикуляция звуков.

Повторите первые звуки в словах кот и кис. Давайте уточним, как они произносятся.

При произнесении звука /к/ губы приоткрыты, зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка касается мягкого неба.

При произнесении звука /кь/ губы. Зубы. Кончик языка в том же положении, только спинка языка касается твердого неба. (Использование зеркал)

Характеристика звуков.

-Давайте дадим характеристику звуку /к/. (Звук /к/-согласный, твердый)

-Давайте дадим характеристику звуку /кь/. (Звук /кь/- согласный, мягкий) .

- Кот, убегая от мальчиков, уронил на пол игру «Светофор» и они решили оставить кота в покое и поиграть! А давайте и мы поиграем в эту игру, ребята!

Дидактическая игра «Светофор». Показ картинки. Дети должны назвать картинку, выделить первый звук, показать соответствующий сигнал светофора: «К» - синий сигнал, «КЬ» - зеленый сигнал. Словарный материал: КОТ, КИТ, КОРОВА, КЕПКА, КИРПИЧИ, КОРОНА, КУЗНЕЧИК, КИСТОЧКА, КЕКС.

А теперь давайте попробуем закончить предложения подходящим по смыслу словом (по предыдущим картинкам) :

На голове у мальчика новая … /кепка

Кира испекла сладкий … /кекс

Для строительства дома нужны … /кирпичи

На солнышке греется пушистый … /кот

(Выкладываем предложения с помощью схем)

Физ. минутка.

-Устали мальчики сидеть и решили отдохнуть, давайте вместе с ними немного разомнемся.

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим

Раз-два-три-четыре-пять!

(руки к плечам, вращение вперед и назад)

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

(руки перед грудью, рывки руками в стороны) .

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте.

1. Знакомство с буквой.

Показ буквы и размещение ее на панно букв.

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора) .

4. Закрепление.

Цель для педагога: закрепление нового материала через игровую деятельность.

Цель для детей: Выполнить все игровые задания без ошибок

-Ребята. Среди букв необходимо найти букву Кк и подчеркнуть. (На листочке напечатаны строчные и заглавные буквы в разных комбинациях) .

Пока мы вместе с мальчиками играли в игру и знакомились с новой буквой, кот размотал все клубки ниток для вязания. Давайте их смотаем, чтобы мама не ругала кота.

Обведение контурных изображений (клубок ниток) со стрелками, указывающими направление (снаружи внутрь и наоборот) .

Итог.

-С какой буквой познакомились?

-Какие звуки дает буква К?

-Что вам понравилось?

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...