ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
статья по обучению грамоте по теме

Cтатеева Ирина Алексеевна

Пособия могут использовать  творческие педагоги!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ  ПОСОБИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

 

 

  1. Игра «Засели домик».

Цель: учить различать предлоги.

Задачи:  дифференцировать предлоги, формировать умение правильно употреблять предложно -падежные конструкции в речи. Учить составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.

         2. Игра «Домики для букв»

Цель: упражнять детей в узнавании изученных букв. Закрепить умение читать слияние гласных и слогов, слов.

Вот уже на протяжении нескольких лет я в своей практике использую домики для букв. Буквы можно «очеловечить» для интереса сюжета. По мере изучения букв ребёнок «селит» их в соответствующую для каждой буквы комнату, анализируя и объясняя свой выбор. Домики можно использовать, как итог - распределить уже выученные буквы, а можно и в качестве сопровождения к изучению буквенного материала.

  1. Игра «Сладкие слова».

Цель: упражнять детей в узнавании изученных букв, развивать мелкую моторику рук.

Складываем буквы из счетных палочек, конфет, мозаики, пуговиц, веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, семян, макарон. Эти занятия помогут не только выучить буквы, но выкладывать из них слова. Буквы можно печь из соленого теста. Готовые буквенные изделия можно раскрасить и повесить на «буквенное дерево».

          4. Игры с помощью шариков Су Джок на коврографе. Чтение слогов.

Цель: упражнять детей в узнавании изученных букв, развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение читать слияние гласных и слогов. –

             5. Иппликаторы Кузнецова.

На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж с помощью иппликатора Кузнецова улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии, оказывает помощь при автоматизации звуков при стертой дизартрии. В качестве предметов, используемых для стимуляции, применяю массажные щетки, массажные коврики с игольчатой поверхностью, шарики.

Точечный массаж кистей рук. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

              6. Чудо перчатки (с нашитыми пуговицами).

Если пришить к «кончикам пальцев» на перчатках пуговицы, перчатки «научатся» звучать: стоит пальцам встретиться друг с другом, раздастся приятный цокающий стук. «Чудо  перчатки» придают особую прелесть пальчиковой гимнастике, организуя приговоркам и движениям музыкальное сопровождение, и подсказывают новые упражнения.Ритмический рисунок  слова можно выстукивать по заданной схеме.

 

Цель: развивать мелкую моторику рук, развития фонематического восприятия и произносительных навыков.развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.Поддерживать интерес и положительный эмоциональный фон.

              7. Подушки для релаксации.

Подушки вязаные, мягкие. Гласные буквы красным цветом, согласные синим цветом, парные согласные звуки расположены вместе.

Цель: снятие утомления, расслабление ума и тела, упражнять детей в узнавании изученных букв.

                8. Гимнастика для глаз – зрительная  гимнастика.

Цель: профилактика  нарушения зрения, зрительного утомления, укрепление глазных мышц и снятие напряжения. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Проводятся в течение 1-2 минут в сопровождении релаксационной музыки после выполнения заданий, требующих зрительного напряжения, или в конце логопедического занятия. Способствует быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

 

  1. Ауриколотерапия – массаж ушных раковин.

Цель: усилить концентрацию внимания, улучшить, восстановить работоспособности.

Несложность выполнения и отсутствие противопоказаний дает возможность использоватьмассаж ушейв работес детьми. Он показан детям практически с рождения, т.к. помогает лучше работать и развиваться всем системам организма.

  1. Песочная терапия

Цель: сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям, упражнять детей в узнавании изученных букв.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.

 

«Звукобуквенные дощечки» автор Рюмина А.Б.

 

11 «Дощечка на определение места звука в слове» – способствует развитию звукового и слогового анализа слов, закреплению зрительного образа букв, совершенствованию мелкой моторики пальцев рук.

12. «Звукобуквенная дощечка» – способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов, учит соотносить конкретный звук в слове с определенным цветом или буквой, способствует закреплению зрительного образа букв, профилактике дисграфии, развитию мелкой моторики

 

Данный материал является обобщением опыта работы следующих авторов по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза и обучения детей грамоте:

  1. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте - М.: Изд-во Гном и Д, 2000.
  2. Киселева Н.В., Никифорова Н.Ю. Нетрадиционное пособие «Логокуб» // Дошкольное образование - 2002. №7.
  3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. - СПб: Изд-во Литера, 2010.
  4. Логинова Л.Кольца Луллия // Обруч – 2004. №4.
  5. Рекомендации Т. В. Сорочинской «Использование иппликатора Кузнецова при автоматизации звуков при стертой дизартрии».