Шпаргалка для родителей.
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Титова Антонина Павловна

Материал познакомит родителей с играми, которые помогут ребёнку освоить такой сложный процесс чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpargalka_dlya_roditeley.docx92.39 КБ

Предварительный просмотр:

                  Шпаргалка для родителей

                                              ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ

     Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами.

     Звуковой символ - это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Звуковые символы изображаются на карточках из картона примерно 10 х 10 см.



Звуковые символы: звук 'А' Звуковые символы: звук 'У' Звуковые символы: звук 'О' 

Звуковые символы: звук 'И' Звуковые символы: звук 'Э' Звуковые символы: звук 'Ы' 

Звуковые символы: твердый согласный Звуковые символы: мягкий согласный


Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а»«у»«о»«и»«э»«ы». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

Ход занятия:

  • покажите ребенку звуковой символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
  • соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)
  • произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук«а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку...)


После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

  • поймай звук
    Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  • внимательный малыш
    Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
  • хорист
    Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
  • сломанный телевизор
    Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
  • звуковые песенки
    Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик),«о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
  • кто первый
    Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а»«у»«о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.
  • эхо
    Цель игры - закрепить четкое произношение гласных звуков. Взрослый произносит
     ряд звуков (звукосочетаний), а дети (эхо) - повторяют то, что услышали, например: [а][у], [и][о], [и]о][э], [у][а][ы], [у][а], [ы][й], [э][й], [а][о].