Главные вкладки

    Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

    Козлова Елена Николаевна

     

    Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.

    Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

    Упражнять в чтении слогов с буквами Р и Л, назывании слов с данными слогами.

    Учить самостоятельно, составлять предложения, определять количество слов в нём.

    Продолжать знакомить со схемой предложения.

    Учить выделять из фона знакомые буквы Р и Л, закрашивать их.

    Развивать внимание, фонематический слух.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л»

    (старшая группа)

    Цель: Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.

    Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

    Упражнять в чтении слогов с буквами Р и Л, назывании слов с данными слогами.

    Учить самостоятельно, составлять предложения, определять количество слов в нём.

    Продолжать знакомить со схемой предложения.

    Учить выделять из фона знакомые буквы Р и Л, закрашивать их.

    Развивать внимание, фонематический слух.

    Материал: ростовые куклы Буратино и Мальвина;

    наборное полотно, буквы Р и Л;

    «коврики» с цветными кружками (красные и голубые) ;

    картинки на тему «Полезные продукты»,

    карточки-схемы для определения места звука в слове;

    цветные полоски для составления схемы предложения;

    листы с заданием (коллаж из букв, карандаши синего цвета;

    ноутбук (презентация «Слоги», картинки).

    Ход занятия:

    В: - Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться со звуками. Но у меня для вас сюрприз! Я пригласила к нам в гости ваших любимых сказочных героев: Буратино и Мальвину, но их почему-то нет. Пойду, поищу…

    (Воспитатель выходит, затем возвращается – одев куклу Буратино.)

    Б: - Здравствуйте, ребята! Чем вы здесь занимаетесь? Я очень хочу научиться читать. Мы с Мальвиной тоже учим буквы и звуки. У меня даже есть любимый звук. Угадайте, какой.

    Буратино произносит чистоговорку:

    Ра-ра-ра- настала зимняя пора.

    Дети произносят чистоговорку громко и шёпотом, выделяют звук Р. Буратино показывает букву Р.

    Б: - А у Мальвины другой любимый звук. Вот послушайте:

    Ло-ло-ло- есть у белочки дупло.

    Буратино показывает букву Л.

    Б: - Ребята, что вы видите перед собой – буквы или звуки? Помогите мне разобраться, чем отличаются буквы и звуки.

     Дети объясняют, что звуки мы слышим, а буквы пишем.

    Б: - А ещё Мальвина говорила, что все звуки делятся на какие-то группы, а я забыл, какие они бывают… (гласные и согласные, твёрдые и мягкие)

    Б: - Ребята, скажите, а что общего у звуков Р и Л? (они оба согласные, могут быть твёрдыми и мягкими, произносятся при помощи язычка) .

    - А чем они отличаются? (язычок в разных позициях: при призношении звука Р - поднимается кверху и дрожит, а звука Л – крепко прижимается к верхним зубкам) .

    Появляется кукла – Мальвина.

    М: - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Буратино! Что ты здесь делаешь?

    Б: - Я с ребятами учу звуки и буквы Р и Л.

    М: - А я знаю очень интересную игру с этими звуками. Ребята, вы хотите поиграть?

    Дети садятся за столы. Проводится игра «Укрась коврик».

    М: - Украшать коврик мы будем при помощи цветных кружочков, начиная с верхней строки слева направо. Я буду называть вам слова, а вы, если услышите в слове звук Р, положите на коврик красный кружок, а если звук Л – голубой кружок.

    По окончании игры проверяется правильность выполнения задания.

    М: - Что-то Буратино заскучал. Буратино, о чём ты задумался?

    Б: - Я забыл, что получается, когда два звука соединяются вместе…

    Включается ноутбук. Дети подходят к Буратино, читают слоги с буквами Р и Л, придумывают слова с ними, рассматривают картинки.

    Б: - Я совсем устал! Наверное, пора отдохнуть…

    Физминутка.

    Буратино загадывает детям загадки:

    Хитрая плутовка, рыжая головка.

    Хвост пушистый – краса.  А зовут ее (лиса).

     Летит, пищит, ножки длинные тащит,

    Случай не упустит, Сядет, и укусит (комар).

    дети отгадывают их и показывают отгадки при помощи жестов, мимики, движений, выполняют зарядку с Буратино:

    Буратино потянулся

    Раз нагнулся, два нагнулся,

    Руки в стороны развёл –

    Ключик так и не нашёл…

    Чтобы ключик нам достать,

    Надо на носочки встать.

    Б: - Что-то я проголодался! Сейчас бы чипсов поесть, Кока-колы попить…

    М: - Буратино, разве ты не знаешь, что всё это очень вредно для здоровья?

    Пойдём с нами, мы с ребятами расскажем тебе о продуктах, которые приносят пользу.

    Дети с Мальвиной подходят к выставке картинок «Полезные продукты». Мальвина предлагает детям выбрать продукты, в названии которых есть звуки Р, Рь или Л, Ль при этом мальчики должны назвать продукты со звуком Р, а девочки – со звуком Л.

    Дети находят и называют слова, Мальвина уточняет, где находится выделенный звук в слове – в начале, в середине или в конце.

    Б: - Спасибо вам, ребята, я всё понял. Буду есть только полезные продукты.

    А Мальвина, хоть и бывает вредной, но всё равно она самая красивая и умная девочка на свете. Сейчас мне очень хочется сделать ей комплимент! Помогите мне придумать предложения со словом «Мальвина», так, чтобы ей понравилось.

    Дети называют предложения, определяют количество слов в них, Буратино на доске составляет схемы этих предложений, закрепляет понятия: заглавная буква в начале и точка в конце предложения.

    М: - Спасибо, Буратино, и вам, ребята! Я очень люблю комплименты!

    Ну, а тебе, Буратино, понравилось сегодня играть с ребятами? А с какими буквами ты сегодня познакомился?

    Б: - Забыл…

    М: - Ребята, напомните Буратино эти буквы. А чтобы он их больше не забывал, я предлагаю вам найти и раскрасить эти буквы на волшебных листочках и подарить Буратино.

    Дети выполняют задание. Мальвина и Буратино благодарят ребят, прощаются и уходят.

    Возвращается воспитатель.

    В: - Ребята, я нигде не нашла Буратино и Мальвину. Они к вам сюда не заходил?

    Чем вы с ним занимались? Какие задания, игры вам понравились?

    Что было самым интересным? Самым трудным?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте "Новогодняя елочка для лесных зверюшек"

    Интонационное выделение первого звука в слове, различение на слух твёрдых и мягких согласных звуков, называние слов с заданным звуком. Занятие проводится в игровой форме....

    Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Воспитатель: Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

    Конспект занятияпо подготовке детей к обучению грамотев подготовительной группеВоспитатель: Пучкина В. А.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

    Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."

    Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...

    Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Новые приключения Колобка. Звуки К,КЬ, буква К".

    На занятии дети  помогут Колобку добраться до школы. Но дорога до школы будет не простая. В игровой форме ребята познакомятся со звуками К,КЬ и буквой К....

    Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте.

    старшая группа. Тема: "В гости к бабушке - Загадушке"...

    Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте

    В ходе занятия дети показывали свои знания и повторяли ранее изученный материал: представление  о слове, предложении; умение делить слова на слоги, ставить ударение; умение проводи...

    Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте

    Конспект занятия разработан на основе методики Журовой Л.Е. по знакомству детей со звуко-буквенным анализом слова....