Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Тергуева Елена Вячеславовна

старшая группа. Тема: "В гости к бабушке - Загадушке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_gramote.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте

(старшая группа)

Тема: «В гости к бабушке - Загадушке»

Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте

Задачи:

  • Закреплять умение детей различать гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки.
  • Продолжать учить проводить звуковой анализ слова.
  • Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Упражнять в определении позиции звука в слове.
  • Развивать навык образования сложных слов.
  • Развивать фонематический слух
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища.
  • Формировать навык самооценки.

Материал: палочка для артикуляционной гимнастики (на каждого ребенка), для педагога- фартук, платок, очки, картинка – репа, схемы слов на каждого ребенка, пеналы с фишками (красного, зеленого и синего цвета), картинки со словами из 1, 2 и 3 слогов, пирамида из 3 этажей (на каждого ребенка), надувные шарики (на каждого ребенка), рисунок с предметами на звук «К» и «Кь», обручи (красный, синий и зеленый), картинка – раскраска, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе гости. Давайте мы с ними поздороваемся мимикой, без слов. (Дети приветливо улыбаются, кивают головой, машут рукой)

Ребята, гости очень хотят узнать, как вас зовут. Давайте положим свое имя на ладошку и передадим гостям, только имя должно быть ласковое (Дуновение на ладошку).  Задание: сейчас за стол сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (Илья, Алеша, Ося, Ева, Олеся) и сядут дети, чье имя начинается на согласный звук.

Давайте вспомним девиз нашего занятия:

«Не просто слушаю, а слышу

Не просто смотрю, а вижу.

Думаю и отвечаю –

Все вокруг замечаю»

А теперь предлагаю вспомнить правило, как нужно вести себя на занятии:

«Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять.

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить»

 (дети выполняют артикуляционную гимнастику с помощью палочки)

Упражнения:

  • Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы
  • Удержать под носом палочку с помощью языка.
  • Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель - удержать ее в равновесии

Воспитатель: - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к бабушке – Загадушке, согласны?

Воспитатель: Тогда закройте глаза и медленно поворачивайтесь вокруг себя. (в это время воспитатель надевает очки, платок и фартук)

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я бабушка – Загадушка, рада видеть вас.  Для вас у меня приготовлены загадки, вопросы, задания. Справитесь?

  1.  Для начала у нас разминка (речевая)
  2. Найдите в группе предмет, который никак не называется. Все то, что нас окружает, имеет название. Все называется определенным словом. Слов на свете очень много. Подумайте, какие бывают слова? (громкие, тихие, добрые, красивые, теплые, страшные…)
  3. – Все слова звучат. Из чего они состоят? (из звуков)

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- А почему звуки назвали гласные?

- А почему звуки назвали согласные?

- А согласные звуки,  на какие группы можем разделить? (мягкие и твердые)

- Показ замков (какие здесь живут звуки?)

IV. Ребята, я очень люблю кушать репу. А где растет репа? Что это - овощ или фрукт? Я предлагаю сделать звуковой анализ слова «Репа» У вас на столах лежат схемы слов. Вам надо выбрать нужную схему для слова РЕПА.

Дети самостоятельно проводят звуковой анализ слова. Затем вместе проверяют.

  1. Ребята, а на что можно разделить слово? (на слоги)

Правильно, слова бывают длинные и короткие. Сейчас мы с вами поиграем. У вас на тарелочках лежат разные картинки. Из этих картинок будете строить пирамиду. Наверху будет картинка со словом, в названии которого 1 слог, в середине будут картинки со словом из 2 слогов, а внизу – картинки со словами из 3 слогов. (Дети определяют слова на пирамиде)

  1. Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
  2. Сейчас Вам надо образовать сложные слова, из двух слов сказать одно: везде ходит - вездеход, бензин возит -  бензовоз, Молоко возит – молоковоз, мусор возит – мусоровоз, лес возит – лесовоз, звезды падают – звездопад, воду возит – водовоз.
  3.  Задание: Найдите на рисунке предметы, названия которых начинаются на звук «К» и на звук «КЬ».
  4. Игра: «Найди свой домик» (дети берут картинку и необходимо найти нужный домик по первому звуку данного слова) – обручи: красный, синий и зеленый.
  5. Из чего состоит наша речь (из предложений)

Из чего состоят предложения? (из слов)

Какие бывают предложения? (длинные и короткие)

Сейчас вам надо будет составить предложение по опорным словам.

- Дети, снеговик, слепили

- Дети, санки, катаются

- Снежки, играют, мальчики

- Снежинки, падать, легкие, тихо.

  1. Найдите картинки в словах, которых звук «р» на последнем месте и закрасьте их.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились. А теперь вам пора возвращаться в группу. Закрывайте глаза, и начинайте медленно поворачиваться вокруг себя. (в это время педагог снимает с себя фартук, платок, очки)

  1. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте "Новогодняя елочка для лесных зверюшек"

Интонационное выделение первого звука в слове, различение на слух твёрдых и мягких согласных звуков, называние слов с заданным звуком. Занятие проводится в игровой форме....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Воспитатель: Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект занятияпо подготовке детей к обучению грамотев подготовительной группеВоспитатель: Пучкина В. А.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)

Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте

В ходе занятия дети показывали свои знания и повторяли ранее изученный материал: представление  о слове, предложении; умение делить слова на слоги, ставить ударение; умение проводи...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте

Конспект занятия разработан на основе методики Журовой Л.Е. по знакомству детей со звуко-буквенным анализом слова....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...