Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте для детей старшей группы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Тема: «Звуковое царство»

Цель: Формирование знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова.

Задачи:

 Обучающие:

1. Совершенствовать умения различать согласные  и гласные звуки

2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

3. Закреплять умение детей делить слова на слоги.

4. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.

5.Формировать у детей умение подбирать  к существительным прилагательные .

6.закреплять умения подбирать картинки, в названиях которых есть заданный звук;

Развивающие:

1. Развивать способности слухового и зрительного анализа.

2. Развивать фонематический слух, память, внимание

3. Развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные:

1. Формировать у детей умения работать в коллективе.

2. Воспитывать навык самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsarstve_zvukov_stsenariy_got.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте для детей старшей группы.

Тема: «Звуковое царство»

Цель: Формирование знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова.

Задачи:

 Обучающие:

1. Совершенствовать умения различать согласные  и гласные звуки

2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

3. Закреплять умение детей делить слова на слоги.

4. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.

5.Формировать у детей умение подбирать  к существительным прилагательные .

6.закреплять умения подбирать картинки, в названиях которых есть заданный звук;

Развивающие:

1. Развивать способности слухового и зрительного анализа.

2. Развивать фонематический слух, память, внимание

3. Развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные:

1. Формировать у детей умения работать в коллективе.

2. Воспитывать навык самостоятельной деятельности.

Методические приёмы:

-Словесный (вопросы, объяснение).

-Наглядный (картинки).

-Игровой (Д/ игры: «Подбери слова». «Найди пару» Смастерим-ка мы звукам домики!»).

-Наблюдение за работой детей, советы.

Материал: Картинки с изображением различных предметов, для индивидуальной работы, карточки для звукового анализа (красного, синего цвета); мяч, карандаши, пуговицы, 

 Предварительная работа: Знакомство с гласными звуками АОУЫЭИ и согласными звуками М Н Д К С П Т ,их условными обозначениями- красный, синий квадрат  

Ход занятия

1.Вводная часть

 (Под тихую музыку дети заходят в группу и  становятся в полукруг)

Воспитатель: Где играют дружно,

                         Отвечают умело.

                         Там и сказке можно,

                         Появиться смело

2.Основная часть.

Воспитатель: В некотором царстве, в звуковом государстве жила-была царевна (Выходит царевна) 

Царевна: Здравствуйте гости дорогие.  В моем царстве живут девочки и мальчики .Мои девочки умеют петь песенки.  

(Девочки называют звуки «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И»,)

Воспитатель: - Ребята какие это звуки? —  

Дети: "гласные" звуки.

-Ребята, почему песенки девочек голосистые?

Дети: Потому что, когда произносим гласные звуки, нет преграды во рту.

 Царевна: Гласных звуки голосистые и они пели как птицы.

 -Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь.

 Егор: "П-П-П"

Царевна: запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал:

Егор: Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

 Имрон: «Т-Т-Т»  

Царевна: Застучал звук "Т». Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал.

 Имрон: -Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

 Диана: -Не печальтесь, не певучие звуки.

 Царевна: -сказала голосистая девочка — звук "А",

 Диана: -Мы, гласные звуки, сможем вам помочь.

Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?"

 Мальчики: Согласны! Согласны!"

Воспитатель: Почему песенки мальчиков не были голосистые?

Дети: Когда мы произносим согласные звуки во рту встречается, преграда. Язык, губы, зубы.  

Царевна: Чтобы песенки мальчиков звучали, давайте поиграем в игру

«Найди пару». Мальчики найдите себе пару.  

 (Дети встают, изображают слоги)

Царевна: -Давайте назовем слоги, которые у нас получились.

-Молодцы. Замечательные слоги у вас получились.

-Ребята, из чего состоит слог

Дети: Слог состоит из букв.

-Давайте составим слово дома.

 -Давайте разделим слово дома на слоги

- На какой слог ударение падает?

Дети: Ударение падает на второй слог. -Молодцы.  

 Царевна: С тех пор гласные и согласные звуки любили играть вместе.

3. Царевна: Предлагаю поиграть еще в одну игру «Подбери слова».

-Ребята, становитесь в круг (игра проводится с мячом)

 Воспитатель: Я буду называть слова, а вы скажите мне какие они?

1.Солнце - какое?   (солнце желтое, круглое, яркое)

2.Вода какая?          (вода- чистая, прозрачная, холодная)

3. Кот какой?           (кот- пушистый, мягкий, ласковый.)

4. Стол какой?         (стол-большой, красивый, белый)

5. Весна какая ?        (солнечная, теплая)

6. Книга какая?        (яркая, интересная)

7. Дом какой?          (дом-уютный, большой, деревянный)

 Царевна: Молодцы ребята, вы правильно подобрали слова.  

Воспитатель: Ребята проходите за столы.

 4.Работа над предложением. (Дети садятся за столы)

5.Паличиковая гимнастика «Дом»

Давайте проведем пальчиковую гимнастику.

-На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех мы приглашаем.

Воспитатель: Давайте составим предложение со словом дом.

(Мы живем в большом доме.  Мама навела порядок в доме.

Я люблю свой дом.  Папа построил дом.)

Воспитатель: Сколько слов в предложении: Папа построил дом.

Дети: В этом предложении три слова.

-Назовите первое слово.  (папа)

-Назовите второе слово  (построил)

-Назовите последнее слово (дом)

 -Сколько слогов в слове дом? ( В слове дом один слог)

3.Анализ слова «дом»

 -Давайте вместе произнесем это слово Д-О-М  .

 -Сколько звуков в слове дом (В слове дом три звука)

-Первый звук какой?

Дети: Первый звук в слове дом - Д. Этот звук согласный, твердый.

- Каким цветом обозначим на схеме? (Синим)

-Второй звук в слове дом какой?

Дети: второй звук  – О. Он гласный       

-Каким цветом отметим его    (Красным)

-Третий звук какой?

Дети: Третий звук - М. он согласный, твердый     

-Каким цветом его обозначим?  (синим цветом )

 -Сколько звуков слове дом?

Дети: В слове дом три звука.

-Сколько гласных звуков?

Дети: Один гласный звук . (о)

-Сколько согласных звуков?

Дети: Согласных звука два(д,м)

- Молодцы. Ребята

 Царевна: Однажды задумались девочки и мальчики: «Как же так, у нас есть дом, у птиц, зверей тоже: у кого дупло, у кого гнездо, у кого берлога, а у наших песенок-звуков нет». Думали-думали и придумали: «Смастерим-ка мы звукам домики!» И начали они строить дома из карандашей, веревочек из   пуговиц.    

 Царевна: Ребята, давайте смастерим домики звукам.

Подойдите к столам.

-Выберите себе материал, какой вам нравится и выкладывайте свою букву.  (Дети самостоятельно выкладывают свою букву)

-Теперь выберите картинку, чтобы первый звук соответствовал вашей букве и заселите в домик.

- Молодцы, давайте проверим. правильно вы выполнили задание.

Царевна: Молодцы, ребята. Какие интересные домики вы смастерили. В нашем государстве не было таких домиков.

3.Заключительная часть.

Ребята становитесь в круг.

-Ребята, как мы замечательно провели время.

-Скажите, вам понравилась ?

 -Что больше всего понравилось?  

 (Смастерить домик, играть в игру «Найди пару» составлять слоги,)

Игра «Подбери слово», составлять предложения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Воспитатель: Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект занятияпо подготовке детей к обучению грамотев подготовительной группеВоспитатель: Пучкина В. А.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)

Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группы. Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Закрепить у детей знания, полученные р...