Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте для детей старшей группы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Тема: «Звуковое царство»
Цель: Формирование знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова.
Задачи:
Обучающие:
1. Совершенствовать умения различать согласные и гласные звуки
2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.
3. Закреплять умение детей делить слова на слоги.
4. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.
5.Формировать у детей умение подбирать к существительным прилагательные .
6.закреплять умения подбирать картинки, в названиях которых есть заданный звук;
Развивающие:
1. Развивать способности слухового и зрительного анализа.
2. Развивать фонематический слух, память, внимание
3. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные:
1. Формировать у детей умения работать в коллективе.
2. Воспитывать навык самостоятельной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте для детей старшей группы.
Тема: «Звуковое царство»
Цель: Формирование знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова.
Задачи:
Обучающие:
1. Совершенствовать умения различать согласные и гласные звуки
2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.
3. Закреплять умение детей делить слова на слоги.
4. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.
5.Формировать у детей умение подбирать к существительным прилагательные .
6.закреплять умения подбирать картинки, в названиях которых есть заданный звук;
Развивающие:
1. Развивать способности слухового и зрительного анализа.
2. Развивать фонематический слух, память, внимание
3. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные:
1. Формировать у детей умения работать в коллективе.
2. Воспитывать навык самостоятельной деятельности.
Методические приёмы:
-Словесный (вопросы, объяснение).
-Наглядный (картинки).
-Игровой (Д/ игры: «Подбери слова». «Найди пару» Смастерим-ка мы звукам домики!»).
-Наблюдение за работой детей, советы.
Материал: Картинки с изображением различных предметов, для индивидуальной работы, карточки для звукового анализа (красного, синего цвета); мяч, карандаши, пуговицы,
Предварительная работа: Знакомство с гласными звуками АОУЫЭИ и согласными звуками М Н Д К С П Т ,их условными обозначениями- красный, синий квадрат
Ход занятия
1.Вводная часть
(Под тихую музыку дети заходят в группу и становятся в полукруг)
Воспитатель: Где играют дружно,
Отвечают умело.
Там и сказке можно,
Появиться смело
2.Основная часть.
Воспитатель: В некотором царстве, в звуковом государстве жила-была царевна (Выходит царевна)
Царевна: Здравствуйте гости дорогие. В моем царстве живут девочки и мальчики .Мои девочки умеют петь песенки.
(Девочки называют звуки «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И»,)
Воспитатель: - Ребята какие это звуки? —
Дети: "гласные" звуки.
-Ребята, почему песенки девочек голосистые?
Дети: Потому что, когда произносим гласные звуки, нет преграды во рту.
Царевна: Гласных звуки голосистые и они пели как птицы.
-Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь.
Егор: "П-П-П"
Царевна: запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал:
Егор: Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
Имрон: «Т-Т-Т»
Царевна: Застучал звук "Т». Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал.
Имрон: -Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
Диана: -Не печальтесь, не певучие звуки.
Царевна: -сказала голосистая девочка — звук "А",
Диана: -Мы, гласные звуки, сможем вам помочь.
Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?"
Мальчики: Согласны! Согласны!"
Воспитатель: Почему песенки мальчиков не были голосистые?
Дети: Когда мы произносим согласные звуки во рту встречается, преграда. Язык, губы, зубы.
Царевна: Чтобы песенки мальчиков звучали, давайте поиграем в игру
«Найди пару». Мальчики найдите себе пару.
(Дети встают, изображают слоги)
Царевна: -Давайте назовем слоги, которые у нас получились.
-Молодцы. Замечательные слоги у вас получились.
-Ребята, из чего состоит слог
Дети: Слог состоит из букв.
-Давайте составим слово дома.
-Давайте разделим слово дома на слоги
- На какой слог ударение падает?
Дети: Ударение падает на второй слог. -Молодцы.
Царевна: С тех пор гласные и согласные звуки любили играть вместе.
3. Царевна: Предлагаю поиграть еще в одну игру «Подбери слова».
-Ребята, становитесь в круг (игра проводится с мячом)
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы скажите мне какие они?
1.Солнце - какое? (солнце желтое, круглое, яркое)
2.Вода какая? (вода- чистая, прозрачная, холодная)
3. Кот какой? (кот- пушистый, мягкий, ласковый.)
4. Стол какой? (стол-большой, красивый, белый)
5. Весна какая ? (солнечная, теплая)
6. Книга какая? (яркая, интересная)
7. Дом какой? (дом-уютный, большой, деревянный)
Царевна: Молодцы ребята, вы правильно подобрали слова.
Воспитатель: Ребята проходите за столы.
4.Работа над предложением. (Дети садятся за столы)
5.Паличиковая гимнастика «Дом»
Давайте проведем пальчиковую гимнастику.
-На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В домик всех мы приглашаем.
Воспитатель: Давайте составим предложение со словом дом.
(Мы живем в большом доме. Мама навела порядок в доме.
Я люблю свой дом. Папа построил дом.)
Воспитатель: Сколько слов в предложении: Папа построил дом.
Дети: В этом предложении три слова.
-Назовите первое слово. (папа)
-Назовите второе слово (построил)
-Назовите последнее слово (дом)
-Сколько слогов в слове дом? ( В слове дом один слог)
3.Анализ слова «дом»
-Давайте вместе произнесем это слово Д-О-М .
-Сколько звуков в слове дом (В слове дом три звука)
-Первый звук какой?
Дети: Первый звук в слове дом - Д. Этот звук согласный, твердый.
- Каким цветом обозначим на схеме? (Синим)
-Второй звук в слове дом какой?
Дети: второй звук – О. Он гласный
-Каким цветом отметим его (Красным)
-Третий звук какой?
Дети: Третий звук - М. он согласный, твердый
-Каким цветом его обозначим? (синим цветом )
-Сколько звуков слове дом?
Дети: В слове дом три звука.
-Сколько гласных звуков?
Дети: Один гласный звук . (о)
-Сколько согласных звуков?
Дети: Согласных звука два(д,м)
- Молодцы. Ребята
Царевна: Однажды задумались девочки и мальчики: «Как же так, у нас есть дом, у птиц, зверей тоже: у кого дупло, у кого гнездо, у кого берлога, а у наших песенок-звуков нет». Думали-думали и придумали: «Смастерим-ка мы звукам домики!» И начали они строить дома из карандашей, веревочек из пуговиц.
Царевна: Ребята, давайте смастерим домики звукам.
Подойдите к столам.
-Выберите себе материал, какой вам нравится и выкладывайте свою букву. (Дети самостоятельно выкладывают свою букву)
-Теперь выберите картинку, чтобы первый звук соответствовал вашей букве и заселите в домик.
- Молодцы, давайте проверим. правильно вы выполнили задание.
Царевна: Молодцы, ребята. Какие интересные домики вы смастерили. В нашем государстве не было таких домиков.
3.Заключительная часть.
Ребята становитесь в круг.
-Ребята, как мы замечательно провели время.
-Скажите, вам понравилась ?
-Что больше всего понравилось?
(Смастерить домик, играть в игру «Найди пару» составлять слоги,)
Игра «Подбери слово», составлять предложения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Воспитатель: Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Конспект занятияпо подготовке детей к обучению грамотев подготовительной группеВоспитатель: Пучкина В. А.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)
Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»
Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год подготовки детей к обучению грамоте....
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"
Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группы. Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Закрепить у детей знания, полученные р...