ПРОЕКТ НЕДЕЛИ «ПОШЛИ МНЕ ЧТЕНИЯ ДОБРОГО»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Хахурина Марина Павловна

Проект «Книжкина неделя» «Пошли мне чтения доброго!»

 

Она не только ваш лучший друг,

но и до конца верный спутник. »

М. Шолохов.

Тип проекта Взросло-детский, познавательно-речевой

Участники проекта Дети подготовительной разновозрастной группы, их родители и воспитатель группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_knigi-hahurinya-yurovskaya.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Прогимназия №1644

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

ПРОЕКТ НЕДЕЛИ

«ПОШЛИ МНЕ ЧТЕНИЯ ДОБРОГО»

Разработали: воспитатели

Хахурина М.П.

Юровская С.И.

Подготовительная группа №10

Москва, 2015

Проект «Книжкина неделя» «Пошли мне чтения доброго!»

Она не только ваш лучший друг,

но и до конца верный спутник. »

М. Шолохов.

Тип проекта Взросло-детский, познавательно-речевой

Участники проекта Дети подготовительной разновозрастной группы, их родители и воспитатель группы

Актуальность проблемы:

В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек –мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Проблема: •    Низкая заинтересованность детей книгами

Цель проекта: привить детям любовь к книге.

Задачи проекта:

-Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека

-Познакомить детей с различными жанрами книг

-Дать детям знания о роли библиотек

-Обогащать детско – родительские отношения совместным опытом -

Воспитывать любовь и бережное отношение к книге

Особенности проекта:

Опора на личный опыт родителей

Взаимодействие с социумом

Предполагаемый результат:

Знать о значении книги в жизни человека

Владеть понятием библиотека

Знать о том, что книгу нужно беречь

Уметь совместно с родителями, а затем и самостоятельно изготовлять книжки-самоделки

Продукт проекта:

Изготовление детьми книжек-самоделок совместно с родителями.

Предварительная работа:

-Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Детские писатели»

-Подбор загадок, пословиц о книге

-Подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы

Реализация проекта. Совместная деятельность с детьми.

-Пополнение центра «Здравствуй, книга» своей любимой домашней книжкой и пересказ ребёнком её содержания

-Беседы: «Моя любимая книга», «Как появилась книга», «Лучший подарок для друга», «Для чего нужны библиотеки»

-Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книги», «Отмечаем Международный день детской книги»

-Экскурсия в библиотеку: познавательное мероприятие по творчеству К. Чуковского «Чудо-дерево»

-Рассматривание портретов детских писателей: А. С Пушкин, С. Я. Маршак, Н. Некрасов, В. Бианки, С. Есенин, К. Чуковский

-Трудовая деятельность в центре книги «Книжкина больница»

-Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин»

-Изготовление карточек-разделителей для игры «Библиотека»

-Знакомство с пословицами и загадками о книге

-Знакомство с различными видами книг : энциклопедии, журналы, басни, авторские сказки

-Театрализованная деятельность :драматизация сказки «Теремок» для детей младшей разновозрастной группы

-Организация выставки «Моя любимая книга»

-Выставка рисунков «Обложка для любимой сказки»

Сотрудничество с семьёй:

-Анкетирование родителей

-Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке

-Памятка для родителей

-Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения; +записаться в библиотеку

Деятельность с детьми и родителями:

-Рисование совместно с детьми обложки для своей любимой сказки

-Совместное придумывание и оформление авторской книжки-самоделки

-Итоговый результат проекта – изготовление книжки-самоделки

Реализация проекта проходит через образовательные области:

1) «Здоровье»- воспитывать ценностное отношение к

Здоровью.

2) «Физическая культура»- физминутки, подвижные игры.

3) «Социализация»- с/р игры «Библиотека», «Книжный магазин», настольные игры «Ходилки по сказкам».

4) «Труд»- конструирование из бумаги «Книга», трудовая деятельность в центре «Здравствуй, книга»- подклеивание страниц у книг.

5) «Безопасность»- расширять представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях.

6) «Познание»- расширить кругозор, формировать потребность делиться знаниями.

7) «Коммуникация»- пересказ сказок, составление рассказов из личного опыта. Развивать комплекс выразительных средств для передачи литературного образа. Драматизация сказок, выразительное чтение изученных стихов.

8) «Чтение художественной литературы»

Чтение: русских народных сказок, стихов, рассказов, изученных стихов, энциклопедий.

9) «Художественное творчество»- рисование «Мой любимый сказочный герой», лепка «Персонаж любимой сказки», рисование «Была у зайчика избушка любяная, а у лисы –ледяная», рисование «Обложка любимой сказки».

10) «Музыка»- слушание песен на сказочную тематику.

Начали свою работу с подбора литературы, иллюстрационного материала. Затем провели анкетирование родителей, беседу с родителями и детьми. Проведенные беседы указали на тревожный факт - только третья часть семей практикует семейное чтение. Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение родителей, педагогов и детей. Этому способствовали коллективные формы работы: изготовление обложек к своим любимым сказкам, изготовление книжек-самоделок. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме: с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с объектами окружающего социума (библиотекой). Мы читали книги, играли в с/р игры, путешествовали по сказкам, рассматривали портреты детских писателей, выступали с драматизацией сказки перед малышами, смотрели мультфильмы, ходили на экскурсию в библиотеку на литературную викторину. В группе проведён ряд занятий по темам: «Мой любимый сказочный герой», «Обложка любимой сказки». В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» дети стали любознательнее, у них повысился интерес к книгам, многие дети записались в поселковую библиотеку. А главное-у детей появилась потребность в чтении книги и это значит, что вся проведённая работа не прошла даром.

Место проведения: 

ГБДОУ « Прогимназия №1644», помещение подготовительной группы

Атрибуты и инвентарь:

— портреты детских писателей,

— портреты писателей – сказочников,

— разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки»,

— цветной картон, цветная бумага, гофрированная бумага, самоклеющаяся бумага, ножницы, клей,

— рекомендации для родителей,

— иллюстрации с героями любимых сказок, рассказов, стихов.

Историческая справка (тест для бесед с детьми)

Традиционно Неделя детской книги проходит в последнюю неделю марта. Весёлый выдумщик и хороший детский писатель Л.А. Кассиль назвал эту праздничную неделю «Книжкиными именинами» — так её с тех пор и называют взрослые и дети. Неделя детской книги отмечается в нашей стране почти 70 лет. Участники и очевидцы этого события вспоминают: «Ранним утром 26 марта 1943 г. — это была пятница — из станций метро «Охотный Ряд» и «Площадь Свердлова», трамваев и троллейбусов выбегали мальчики и девочки в залатанных валенках, прохудившихся курточках. Позади вторая военная зима, и бледные, исхудавшие лица ребят — ещё одно свидетельство тяжёлой поры. Но глаза... ребячьи глаза горят, оживление нарастает по мере приближения к известнейшему в мире зданию — Дому Союзов. Здесь прямо у входа их встречают мужчина и женщина — оба в военной форме. Майор с орденом Красной Звезды — директор детского издательства Людмила Викторовна Дубровина и Лев Абрамович Кассиль в командирском морском кителе с орденом «Знак Почёта».

Так начиналась первая Неделя детской книги. В 1943 году праздник продлился всего один день, А с 1944 года — уже целую неделю. После первого праздника стало понятно, что и в лихолетье нужно издавать книги, что в такие времена они еще нужнее людям. Что они согревают сердца и души. С 1943 по 1945 было издано 1,5 тысяч разных книг для детей.

Неделя детской и юношеской книги тесно связана с другим праздником - Международным днем детской книги. Двадцать лет назад Международный совет по детской и юношеской литературе (IBBY- Ай-Би-Би-Уай) принял решение ежегодно 2 апреля, в день рождения великого датского сказочника ХансаКристиана Андерсена, отмечать этот праздник.

Идея проведения праздника  принадлежит выдающейся деятельнице мировой детской литературы, основателю и первому президенту  IBBY ЙеллеЛенман (1891-1970). По  решению IBBY  в 1956 году были учреждены Золотая и Серебряная медали с изображением профиля Х.К. Андерсена. Один раз в два года специальное Международное жюри выбирает лучших писателей, иллюстраторов, переводчиков детских книг, которым вручаются медали.

Ход мероприятия.

Перед проведением "Книжкиной недели" в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг по следующим темам: "Эту книжку я люблю!", "Книги – юбиляры", "Писатели – юбиляры", "Самый сказочный писатель", "Моя любимая книга!", "Книги разные нужны, книги всякие важны"; составлен перспективный план; проводилась беседа о предстоящем празднике; заучивались стихи для участия в литературной викторине; в раздевалке были представлены рекомендации для родителей; дети готовили поздравительную открытку.

Длятся только день единый именины у людей,

А у книжки именины целых семь веселых дней!

Именины! Именины!

У Володи? Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек? Нет!

У наших детских книжек!

У стихов, рассказов, сказок

И у толстых повестей…

Посмотрите сколько сразу

Собралось у нас гостей!

Это праздник, в самом деле

Как его ребята ждут!

Длятся целую неделю

Именины там и тут!

Детям и родителям было дано домашнее задание: перечитать любимые книжки и нарисовать обложки, "издать" свою книжку – малышку по любой тематике,


«Книжкина неделя» - "Пошли мне чтения доброго" – Перспективный план проведения тематической недели

Дата

Мероприятия

1  день

6 апреля

-Проведение беседы на тему «А у книжки именины!» – (сообщение воспитателей о том, где и когда родилась «Неделя детской книги»);

- Знакомство с её создателем;

- Знакомство с творчеством В. Осеевой (105 лет), С.Михалкова (100 лет)  Шарль Перро (315 лет), "Карлик Нос" Вильгельм Гауф (185 лет), "Аленушкины сказки" Мамин – Сибиряк (115 лет)..

- «В гости КНИГА к вам пришла». Поздравление книг (чтение стихов и создание праздничной открытки, мини - книг);

- Путешествие по выставкам «Эту книжку я люблю!», «Моя любимая книжка!» (вернисаж обложек) - презентация любимой книги, знакомство с иллюстраторами;

- Создание групповой библиотеки  (Накопление литературного материала, соответствующего возрасту детей. Развитие читательского интереса. Подготовка к проведению сюжетно-ролевой игры «Библиотека»).

- Показ презентации для детей.

2  день

7 апреля

- продолжение путешествия по выставкам "Писатели – юбиляры" - знакомство с детскими писателями:

С.Я. Маршак (3.11.12 – 125 лет), К. Паустовский (31.05.12 – 120 лет), А.Линдгрен (12.11.12 – 105 лет), А.Милн (18.01.12 – 130 лет), В.Губарев (30.08012 – 100 лет) и их произведениями;

"Ребятишкины книжки" - презентация рукописных книг, изготовленных совместно с родителями.

-Изготовление закладок для книг (Повторение материала по темам счет и измерения с помощью линейки – в рамках занятия «Математика»),

- иллюстрирование книг (создание индивидуальной иллюстрации к любимому произведению – в рамках занятия «Рисование»);

- час поэзии "Калейдоскоп стихотворений" - конкурс на лучшее прочтение любимых стихотворении;

(конкурс чтецов воспитанников  «Лучший чтец!», посвящённый дню Победы.)

- Беседа – приглашение в  Детскую библиотеку (Познакомить детей с работой библиотеки. Формировать читательский интерес. Прививать любовь к книге.

Домашнее задание посетить детскую библиотеку с родителями).- ((вторая половина дня)

3 день

8 апреля

- Вечер сказки посвященный Х.К. Андерсену (Международный день книги)

- Беседа «Нужны ли книжки девчонке и мальчишке?»; – в рамках занятия «Окружающий мир».

- Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница» - в рамках занятия «Аппликация».

- Творческая мастерская "Рукам работа – сердцу радость" - изготовление аппликаций, лепка «По страницам любимых произведений Чуковского, Андерсена, Носова, Михалкова и др.», нетрадиционные формы работы с детьми; (вторая половина дня)

4 день

9 апреля

- Настольные игры «Собери и угадай», «Исправь ошибку». – в рамках заня\тия «Математика»

- Чтение художественной литературы; - работа в книжных уголках.

-"Книги разные нужны, книги всякие важны" - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности; (беседа вторая половина дня)

5 день

10 апреля

- Беседа, чтение произведений, посвящённых Дню космонавтики. (в рамках занятия по развитию речи)

- Создание коллективной работы «Космос и Я» - в рамках занятия «Рисование»

- Выставка рисунков  по произведениям любимых рассказов и сказок (фойе д/с).

- Домашнее задание с родителями выучить стихотворение на тему  космос, космонавтика.;

Выводы

В течение недели дети познакомились с историей возникновения "Книжкиной недели", ее создателем, с писателями – юбилярами и их произведениями, книгами – юбилярами; выполнили индивидуальные и коллективные творческие работыработы.

 Подготовили материал для выставок; вместе с родителями "издали" рукописные книги, нарисовали обложки любимых книг; приняли участие в различных конкурсах; научились "лечить" и беречь книги

У детей остались хорошие впечатления, обогатился словарный запас, расширился кругозор.

Итог проведения тематической недели отражен в фотоотчете о проведении творческих дел.

Методические рекомендации для родителей, в очередной раз, убедили их в том, что домашнее чтение или сказка на ночь - неотъемлемая часть эмоционального и речевого развития ребенка.

"Книжкина неделя" в нашей группе прошла весело, интересно. Дети получили богатый практический опыт общения с книгой..

В нашем саду "Книжкина неделя" прошла со специальными номерами для детей и взрослых. Прошел традиционный конкурс чтецов, драматизации сказок. Знакомство детей с новыми произведениями, викторины. Дети оживленно и с интересом участвовали в разных мероприятиях. Узнали  много интересного о писателях, художниках - иллюстраторах, о полюбившихся героях!

Хорошо организованная, яркая, незабываемая Книжкина неделя способствует повышению престижа книги, чтения, библиотеки.


Рекомендации для родителей.

Детвора в этом возрастном периоде представляет собой в основном не читающую, а слушающую аудиторию.

У ребенка к каждому произносимому слову создаются определенные ассоциации: например, услышав слово «солнце», малыш тут же поднимает к небу глазки, а при слове «солнышко» - начинает ласково улыбаться. Самые лучшие произведения для дошкольников создаются так же, как и народный фольклор: в незатейливых сюжетах скрыты чувства добра и сострадания, закладываются кирпичики бережливости и трудолюбия. Дошкольники – это наивные и глубоко верящие всему люди. Поэтому книги, которые мы подбираем для детей, должны быть максимально искренними, с эмоциональным содержанием, поскольку пресные книжки, даже на очень полезные темы, ничего кроме скуки не смогут вызвать у ребенка, что в свою очередь просто отвернет малыша от чтения.

Часто, взрослые, читая книги для детей, как бы отбывают традиционную повинность. Такое совместное чтение не принесет радости и малышу. Но, порой бывает так, что сами взрослые уговаривают ребенка послушать увлекательную историю. Вот в такой ситуации и происходит замечательный процесс общения между взрослым и ребенком. Читать стоит те книги, которые нравятся Вам. Только в этом случае у малыша проснется подлинный интерес: ведь дети замечательные психологи и на интуитивном уровне чувствуют фальшь.

По ходу чтения не стоить комментировать все подряд. Ребенок сам домысливает и воспринимает все услышанное по - своему. Отвечать необходимо только на те вопросы, которые ребенок сам задает по ходу прочтения книги.

Читая книги для детей, не забывайте о небольшой интриге: останавливайтесь на интересных местах. Это будет стимулировать ребенка как к дальнейшему прослушиванию книги, так и к порывам самостоятельного чтения. Даже когда малыш научится читать сам – не прекращайте чтения вслух! Ребенок внимательно следит за вашей интонацией и учится декламировать, с большим интересом пытается «напомнить» содержание прочитанного отрывка, пересказывая прочитанные истории.

Подбирая книги для совместного чтения, старайтесь угадывать «читательское» настроение ребенка: если Вы интуитивно чувствуете, что предлагаемая книга именно сегодня не очень интересна малышу – отложите её на потом.

Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 мин. в день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы. Проветрите комнату.

3. Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.

4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.

6. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

7. Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пошли мне чтения доброго" . Консультация для родителей

Консультация для родителей о том, что необходимо читать детям книги....

Краткосрочный проект "Неделя добрых дел"

Проект длительностью 1 неделя в подготовительной группе по теме "Что такое доброта?". Возраст 6-7 лет уже позволяет воспитателям говорить с детьми об абстрактных понятиях, таких как добро, отзывчивост...

Проект рабочей программы «Пришли мне чтения доброго»

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, т...

Краткосрочный проект «Неделя добра» План проведения «Недели добра» в группе «Гномики».

Цель проекта: формировать нравственное качество у детей – доброту.Задачи проекта:Для детей:Научить понимать смысл и значение элементарных правил эстетического поведения человека.Развивать дружес...

Проект «Пришли мне чтения доброго…» (2015 год)

Если у ребёнка слёзы и капризы,Не берите, мамы в помощь телевизор.Сын не разберётся, что там, на экране,И добрей и лучше от него не станет.И не упустите в этой жизни мига:Покажите детям, что такое кни...

Проект" Неделя добра и добрых дел"

Проект для детей старшего возраста " Неделя добра и добрых дел"...