Праздник Грамоты
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Филимонова Зинаида Ивановна

Конспект итоговой НООД по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе "Праздник Грамоты".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_gramoty.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Праздник Грамоты»

Интеграция областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,  «Художественное творчество», «Физическое развитие».

Цель:  Обобщение и закрепление знаний детей, полученных за год.

Задачи:

1. Образовательные

1. Закреплять умение  проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные;

2. Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «мягкие согласные», «твёрдые согласные»,.

3. Закреплять умение делить слова на слоги, определять  количество слогов в слове, выделять первый согласный звук, закреплять умение называть слова с заданным звуком, умение работать со схемами.

2. Развивающие:

1.Развивать наглядно-образное и логическое мышление, эмоциональную сферу общения, первоначальные творческие проявления: мимику, жесты, голос, движения.

3. Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе, дружбы и взаимопомощи между детьми.

Методические приёмы:

  1. Словесные: Вступительное слово воспитателя, загадки, педагогическая оценка, беседа, игры, художественное слово.
  2. Наглядные: Работа с предметными картинками,  сигнальными карточками, фишками, картинкой-схемой, полосками-схемами.
  3. Практические: Составление схемы звукового анализа слова ЛИСА, моделирование букв из пластилина, игровой, пальчиковая игра «Слово», упражнение для глаз, точечный массаж с использованием художественного слова.

Материалы и оборудование:

1.Демонстрационный:  Азбука в картинках, предметные картинки (сирень, мак, роза, ландыш,  колокольчик, ромашка,  одуванчик, василёк) для определения количества слогов в слове,  предметные картинки (лиса, ворона, синица, дятел, воробей, лимон, помидор, морковь, заяц, репа)  для выделения первого звука в слове,   картина-схема звукового состава слова ЛИСА, фишки,  указка,   мольберты,  костюмы (синий и зелёный колпачки, синяя и зелёная рубашки для гномиков), сумка.

2. Раздаточный: Полоски – схемы звукового состава слова,  фишки красного, синего и зелёного цветов, указки, сигнальные карточки, пластилин, подставки, салфетки.  

Ход  занятия

Дети под весёлую музыку входят в группу и садятся на свои места.

Вступительное слово воспитателя:

Ребята,  сегодня у нас необычное занятие – Праздник грамоты. Вы уже стали большими и многому научились. Пришла пора поделиться  своими знаниями. Мы сегодня поиграем, посоревнуемся, поучимся друг у друга.

  1. Отгадайте загадку.

Оно может быть ласковым, может быть грубым.

Оно может быть тихим, может быть громким.

Оно может обидеть, может рассмешить.

Его можно сказать, а можно взять и написать,

Но для этого надо буквы знать.

Что это?

Дети: Слово.  

Воспитатель: Правильно, слово.  Слова бывают короткие, а бывают  длинные. Как их измерить?

Ребёнок:

Измерить длиннущее слово –

Да это проще простого!

Сколько слогов в нём надо узнать –

Хлопать в ладоши пора начинать!

Воспитатель: Вот мяч. (Показывает детям игрушку).

Сколько слогов в этом слове? Давайте прохлопаем все вместе. А если назвать его ласково -  мячик, сколько будет слогов? (Дети прохлопывают).

3.  Д/и «Телеграф».

(Воспитатель показывает  предметные картинки- цветы(сирень, колокольчик, ирис, мак, одуванчик, розу, ландыш, ромашку, василёк,  а вызванный ребёнок  прохлопывает в ладоши количество слогов  в названии – «передаёт слово по телеграфу», говорит, сколько слогов в слове)

В: Молодцы, ребята, все слова правильно поделили  слоги.

4. Пальчиковая игра «Слово».

Раз и два, раз и два!

Сложим мы из букв слова.

Солнце – слово лучистое.

Кошка – слово пушистое.

Корова – слово рогатое.

А слово арбуз – полосатое.

Воспитатель: Ребята,  из чего состоят слова, когда мы их произносим?

Дети: Из звуков.

- А что вы знаете про звуки?

- Звуки мы слышим и произносим.

 - А какие бывают звуки?

- Гласные, твёрдые и мягкие согласные.

- А как вы  различаете гласные и согласные звуки?

6. Игра  «Кто внимательный?»

Воспитатель: Положите перед собой красную, синюю, зелёную фишки.

(Воспитатель называет вперемежку 8-10 слов, дети на каждое слово поднимают   соответствующие фишки, показывая мягкость или твердость первого звука в словах)       

Воспитатель: Ой! Кто-то к нам в гости спешит. Давайте послушаем.

     (Появляются дети-гномики).           

                         Динь

       Я – Динь, весёлый гномик,

       Люблю зелёный цвет.

       Люблю я звуки мягкие,

       А брат мой старший – нет.

                        Дон.

         Я – Дон, люблю звук твёрдый,        

         Люблю я синий цвет.

         Сегодня мы проснулись,

         А наших звуков нет.

           Вместе.

Кто-то звуки нам смешал,

Все картинки разбросал.

Воспитатель: Ребята, поможем гномикам разобрать их картинки?

Дети: Да.

- Садитесь, гномики на стульчики и проверяйте,  правильно ли ребята подберут для вас картинки.

- Ребята, Дону нужны предметы, названия которых начинаются на …

Дети:   Твёрдые Звуки.  

- А Диню?

- На мягкие звуки.

(Дети по очереди берут по одной предметной картинке, выделяют первый звук и относят к столику Дона или Диня).

-Гномики, ребята правильно разделили для вас картинки? Не ошиблись?

 - Правильно. Спасибо, ребята, за помощь.

(Дети-гномики садятся на свои места)

8.  Игра «Мамина сумка».

Воспитатель: Какие продукты  мама принесла из магазина, если она покупала только те продукты, в названии которых есть звук «м».

Дети: Масло, молоко, мороженое, макароны, манка, маргарин, мука, мандарины.

Воспитатель:  Ребята,  мама купила ещё продукты, в названии которых есть звук «м*». Подумайте, какие это продукты.

Дети: Сметана, мёд, помидоры, вермишель, мясо, пельмени.

Воспитатель: Ребята, покажите, какой буквой обозначаются звуки «м» и «м*».

(Дети показывают букву М)

9.  Точечный массаж.

Подошёл Медведь тихонько,                             Поглаживает шею ладонями.

Толканул его легонько:

«Говорю тебе, злодей,                                       Растирает крылья носа.

Выплюнь солнышко скорей!

А не то, гляди. поймаю,-                                  Поглаживает лоб всеми пальцами  от                            .Пополам переломаю,-                                      середины к вискам.

Будешь ты, невежа, знать,                                Растирают уши ладонями.

Наше солнце воровать!

Пропадает целый свет,                                     Покачивает головой вправо-влево.

А тебе и горя нет!»

10.  Звуковой анализ слова ЛИСА.

Воспитатель:  Ребята, мы продолжаем праздник Грамоты.

-Кого вы видите на картинке?

-Что вы можете рассказать о лисе как звере?

- Сколько клеточек нарисовано внизу картины?

- Что обозначают эти клеточки?

- В слове лиса сколько звуков?

- Давайте «прочитаем» слово ЛИСА.

- Ребята, перед вами  на тарелочках полоски-схемы и фишки трёх цветов. Положите полоски перед собой, будем  составлять схему звукового состава слова ЛИСА.

 (Дети разбирают  слово за столами самостоятельно. После того, как большинство   детей составят схему звукового состава слова,  один ребёнок разбирает слово у доски)

     - Сколько слогов в этом слове?  

     - Назовите первый слог, второй.

      -Какой слог ударный?

      -Какая гласная ударная?    

11. Упражнение для глаз.

Будем буквы мы искать,                      Переводят взгляд вправо-влево.

Будем глазки укреплять.

Вот я вижу: букву  Б

Держит белочка в руке.                                

12.  Моделирование букв из пластилина.

Воспитатель:  Ребята, а вы сейчас тоже, как белочка, будете держать в руках буквы.

Только эти буквы вам надо сделать своими руками.

Давайте подготовим ваши ручки к работе.

Раз два, три, четыре, пять –

Надо пальчики размять,

Раз, два, три, четыре, пять -

И ладошки протирать.

А теперь намочим ладошки водичкой, чтобы пластилин не прилипал к ручкам.

Пластилин можете взять  любого цвета, разомните его и сначала скатайте валики-колбаски, а потом  из них смоделируйте буквы.

Марина, какую букву ты хочешь слепить? А ты Катя? А какую букву слепит  Максим?

- Как называются  все названные буквы?

Дети: Гласные.

Воспитатель: А ещё слепите букву, обозначающую первый звук вашего имени.

13.  Итог занятия.                          

   - Ребята, что вам понравилось на занятии?        

  - А мне понравилось, как вы работали, спасибо вам за интересное занятие.

Литература:

      1.   Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.  2006.

  1. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте.-  Москва, 2001.
  2. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми  6-7 лет. – Москва, 2008.
  3. Кочеткова В. Праздник Грамоты. //Дошкольное воспитание, 2008, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник грамоты

Образовательные задачи:-Закреплять понятие «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твёрдые согласные», «мягкие согласные»; -Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество сл...

Логопедический праздник - соревнование «Грамоте учиться – всегда пригодится»

Итоговое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей ....

грамота за участие в спортивном празднике "Олимпийское будущее России"

Грамота за участие в спортивном празднике "Олимпийское будущее россии"...

Итоговое занятие по бучению грамоте в старшей группе Праздник Грамоты

Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласны» звуки и буквы, умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, различать на слух тверд...

Логопедический досуг «Праздник грамоты».

Повторение и закрепление пройденного материала по обучению грамоте. Итоговое мероприятие....