Планирование НОД по освоению грамоты детей в старшем дошкольном возрасте
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Говоркова Оксана Геннадьевна

В нашем детском саду мы работаем по программе "Истоки" под редакцией Л.А.Парамоновой. Так как у нас нет подготовительной группы, дети идут в блок шестилеток в школу, возникла проблема. как систематизировать работу по обучению детей в старшем дошкольном возрасте. Для этого я разработала планирование НОД по освоению грамоты детей в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование НОД  по освоению грамоты детей в старшем дошкольном возрасте.

Цель.

 Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с  основами  грамоты.

Задачи.

Формирование у детей звуковой стороны речи.

Познакомить с печатными буквами русского алфавита.

Развивать элементарные графические умения.

месяц

Неделя

Планирование НОД по освоению грамоты

сентябрь

1.

1.Игра «Назови слова» весёлые, грустные, живые, смешные, колючие, холодные, тёплые.

2.Работа по «Аквариуму»: кто, сколько знает растений, рыб, цифр.

3.Игры с волчками в парах с приговором «Кручу, верчу, другу передаю»

4. Ручное конструирование из медиаторов, воплощение своих замыслов.

2.

1.Игра «Угадай, что я поймала?» (умение задавать вопросы)

2.Знакомство с настольной подставкой (доской) рисование мелом и использование мокрого карандаша для стирания.

3.Работа по «Аквариуму» игра «Заплатка» (чего не стало и беседа по закрытому предмету)

4.Графический диктант (простым карандашом на бумаге). «Ёж» ёж под ёлочку идёт, там грибок уже растёт.

3.

1.Социо - игра «Тайна».

2.Разговор о гласных и согласных буквах их  расположение в «Аквариуме».

3.Пропевание гласных звуков на мотив детской песенки.

4.Сказка про медиатор. Составление продолжение сказки с детьми.

4.

1.Игра в кругу «Сколько нас?».

2. Рассказ о том, что видишь на «Аквариуме», уточнять расположение жителей «Аквариума»

3.Работа с волчками по цепочке.

4.Графический диктант. Рисование « дождика» - коротких линий, косых или вертикальных под приговаривание «кап, кап», можно задавать разный темп «дождя» (редкий/крупный дождь).

октябрь

1.

1.Социо – игра «Руки – ноги».

2.Город Аквариум  путешествие на Красную улицу. Пропевание гласных звуков по цифрам. Игра «Дирижёр».

3. Произнесение скороговорок и считалки.

4.Придумать рисунок из «листиков» (работа с медиатором).

2.

1.Социо – игра «Говорящий стул».

2. Работа по «Аквариуму». Игра «На кого похоже?» (живое).

3.Работа на досках рисование горизонтальных полос  с приговором «Веду, веду стоп».

4.Запуск волчка правой, левой рукой.

3.

1.Игровое упражнение «Найди глазами».

2.Работа по «Аквариуму». Найти разное, одинаковое.

3.Рисование вертикальных полос

4.Игра - упражнение « Живой волчок» (в роли волчка – ребёнок).

4.

1.Социо – игра «Тайна» (слово осень).

2.Работа по «Аквариуму». Ориентировка по пособию в командах.

3.Дорисовка с помощью медиатора.

4.Проговаривание стихов по словам. Работа в парах с мячом.

ноябрь

1.

1.Социо – игра « Человек к человеку».

2.Путешествие на Зелёную улицу города Аквариума. Кто живёт за большой водорослей? Номера домов.

3. Работа на досках. Росчерк «Волна» с приговором « Море волнуется раз, море волнуется два».

4.Проговаривание в парах потешек с хлопками.

2.

1.Социо – игра «Послушаем за дверью, окном».

2.Игра « Кто запомнит больше предметов на «Аквариуме» и назовёт их».

3.Работа на досках. Рисование вертикальных полос с приговором « Сверху вниз бегу, бегу».

4.Запуск волчка на различной поверхности (опыты, выводы).

3.

1.Социо – игра «Разведчики».

2.Работа по «Аквариуму» нахождение первой буквы своего имени детьми.

3.Работа на досках рисование ритмизованных узоров и их стирание.

4.Рассказывание скороговорок, повернувшись, лицом друг к другу (в парах, четвёрках)

4.

1.Социо – игра «встань по пальцам».

2.Работа по «Аквариуму» в командах составление рассказов о жителях.

3.Проговаривание скороговорки в разных темпах.

4. Упражнение «Запуск волчка от себя, к себе» (выводы).

декабрь

1.

1.Социо – игра «Говорящий стул».

2. Путешествие на Малиновую улицу города Аквариума.  Говорить, что где находится.

3.Работа  на досках. Рисование перекрёстка, обыгрывание перекрёстка в парах.

4.Работа в парах с мячом. Проговаривание загадок по словам.

2.

1.Социо – игра «Магнитофон». Сочинение сказки.

2. Работа по «Аквариуму» печатание своих имён детьми.

3.Составление узора с помощью медиатора по теме «Морозные узоры».

4.Работа в тройках с мячом с проговариванием считалки по словам.

3.

1.Социо – игра «Встань по пальцам».

2.Работа по «Аквариуму» . Игра «Угадай-ка» в командах изобразите предмет, а остальные угадают, что имели в виду.

3.Игра «Кто знает, тот дальше считает» по порядку с мячом.

4.Графический диктант по теме «Новогодние игрушки».

4.

1.Социо – игра «Разведчики».

2. Работа по «Аквариуму», нарисуй букву своего имени.

3.Вращение волчка, кто дольше?

4.Рисование росчерка «Пила» с приговором «Пили пила, пока остра».

январь

1.

1.Социо - игра «Где мы были -  мы не скажем…».

2.Работа по «Аквариуму» озадачивание друг друга. Игра «Где живёт моя буква?».

3.Заучивание скороговорок в парах с игрой в ладоши.

4.Игра «Рыбалка» на досках  в парах с приговором «Рыбачок, рыбачок поймай..»

2.

1. Социо – игра «Сядь по знаку».

2.Работа по «Аквариуму».  Знакомство с игрой «Шифровка».

3.Рисование листиковых форм от руки (простой карандаш).

4.Заучивание стихотворения под хлопки в ладоши.

3.

1.Социо – игра « Разведчики».

2. Работа по «Аквариуму». Игра «Шифровка» зимние слова.

3.Росчерк в строке с приговором «Веет, веет ветерок, ну а берег так далёк».

4.Запуск волчка под хлопки в парах с приговором.

февраль

1.

1.Социо - игра «Встань по пальцам».

2.Сказка о жителях Пёстрой улицы города Аквариума (шипящие звуки) расположенные у фильтра.

3.Скороговорки с игрой в ладоши.

4.Игра «Превращение из половинок» форма медиатора пол-листика.

2.

1.Социо – игра «Живой алфавит».

2.Произношение звуков жителей Пёстрой улицы города Аквариума расположенных  у фильтра. Песенки (Ц и Ш).

3.Работа на досках. Игра «Стрельба по мишеням» - прямые линии. С объяснением промахов и удач. Работа в парах.

4.Попеременное  проговаривание по командам одна тихо – другая громко, одна медленно – другая быстро потешки «Выпал беленький снежок».

3.

1.Социо – игра «Живой алфавит».

2.Работа по «Аквариуму»  игра «Шифровка» .

3.Работа на досках в парах один рисует, другой стирает росчерк  с приговором «С горки на горку».

4.Произношение в командах чистоговорки на звуки (Ш), (Ц).

4.

1.Социо – игра «Разведчики».

2.Работа по «Аквариуму»  игра «Ловля звуков».

3.Рисование на тему «Зимние развлечения»   с использованием медиатора в форме листика и пол-листика.

4.Игра «Живая неделя».

март

1.

1.Социо – игра «Зеркало».

2.Игры – секретики по командам по «Аквариуму».

3.Работа на доске петельный росчерк с приговором  «Шла коза по мостику и виляла хвостиком».

4.Игра – упражнение «Запуск волчка двумя руками одновременно».

2.

1.Социо – игра «Стулья».

2.Работа по «Аквариуму»

3.Рисование в квадрате.

4.Проговаривание скороговорок в разном ритме.

3.

1.Социо – игра «Стою, на кого-то смотрю».

2.Работа по «Аквариуму» .Игра «Придумай рекламу букве».

3.Игра «Японская машинка» счёт.

4.Рисование листиковой  формы от руки.

4.

1.Социо – игра «Встань по пальцам».

2.Работа по «Аквариуму». Игра «Шифровка».

3.Графический диктант по теме «Весна».

4.Считалка в малых группах(3,4). Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети. И кричали: «Кук! Мак! Убирай один кулак.

апрель

1.

1.Социо – игра «Руки – ноги».

2.Работа по «Аквариуму». Игра  «Хождение в гости» соединение слогов.

3.Работа в тетрадях простым карандашом. Обведи по клеточкам.

4.Скороговорки с игрой в ладоши.

2.

1.Социо – игра «Разведчики».

2.Игры – секретики по «Аквариуму».

3.Запуск волчка в командах.

4.Графический диктант.

3.

1.Социо – игра «Встань по пальцам».

2.Работа по «Аквариуму». Повтори песенку из звуков.

3.Рисование в квадрате на досках в парах.

4.Проговаривание скороговорки голосом животного.

4.

1.Социо – игра « Говорящий стул».

2.Работа по «Аквариуму». Игра «Шифровка».

3.Игра « Ловля звуков».

4.Рисование росчерков по выбору с приговором.

май

1.Социо – игра «Тайна».

2.Работа по «Аквариуму». Игра «Живые звуки».

3.Рисование петельных росчерков.

4.И\у «Жук» раскрутить волчок и пока он крутится произносить звук (Ж)

Используемая литература.

  1. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму и счету.- М. Мозаика - Синтез, 384 с.
  2. Газета «Детский сад со всех сторон № 22-23 (58-59).
  3. Ручной уголок. Книга вторая. Педагогические комментарии к книге Е.Шулешко «Понимание грамотности. Метод обучения». Санкт-Петербург,2011., 66-75с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические подходы к проблеме освоения краеведческих представлений детьми старшего дошкольного возраста

         В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса лично...

Планирование работы по патриотическому воспитанию детей в старшем дошкольном возрасте с учётом ФГТ "Капельки России"

Система по патриотическому воспитанию детей в старшем дошкольном возрасте решает актуальную и современную задачу-приобретение детьми культурного и исторического наследия русского народа. Цель тематиче...

Качественное и количественное освоения двигательных действий в старшем дошкольном возрасте, как предварительный этап подготовки к обучению основным движениям в школе.

Внедрение в практику физического воспитания дошкольников системы тестирования физической подготовленности оказало положительное влияние на формирование у педагогов умений планирования и контроля педаг...

Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».

Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».Подготовила воспитатель первой квалификационной категории, М...

Родительское собрание "Подготовка к обучению грамоте детей в старшем дошкольном возрасте"

Обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации....