Знакомство с буквами.
методическая разработка по обучению грамоте (средняя, старшая группа) на тему

Сказочные истории о том как " Каляка и Маляка буквы искали."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalyaka_i_malyaka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с буквой З.

Идут Каляка с Малякой дальше. Снова дупло. Кто же там живет? (Сова, дятел, белка…). А в этом дупле жили пчелы. Как звенит пчела?

З – З – З. Да ведь нам же надо найти букву З.

-Пчелка, помоги нам найти букву З.

Полетела пчелка искать. А где? В каком слове живет звук З. Школа, аптека, больница, садик, зоопарк? Полетела пчелка в зоопарк. Здесь разные звери. У кого искать букву З? В названии какого животного живет звук З? (Зебра, змея, заяц, зимородок). Вот же она у зайчика.

-А на что она похожа?

З – не просто завитушка

З – пружинка, крендель, стружка (картинка)

-А на что она еще похожа?

На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3 (показ цифры)

Каляка взял и букву З нарисовал. Давайте и мы нарисуем букву З.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА стоя.

Если в слове услышите звук З – подпрыгните 1 раз. Если нет – не прыгайте.

Завод, забор, сахар, зебра, змея, усы, зима, золото, соль, замок, заяц, сыр, зонт, зуб, сом, зефир, зоопарк.

Подошла к букве З буква А. Что получилось, читаем ЗА.

ЗА – ЗА – ЗА – на лугу коза

ЗА – ЗА – ЗА – веселые глаза

ЗА – ЗА – ЗА – близится гроза

Давайте напишем слог ЗА.

Знакомство с буквой С.

Пришли Каляка с Малякой в город в свой домик, а там поселилась мышка. Заняла домик, карандашей не пускает.

Села мышка в уголок

Съела бублика кусок (картинка)

-Да это же буква С!

-Как мышку из домика выгнать?

-Кого мыши боятся?

-Кошки, ежей, лисы, совы.

-Кто поможет, кто за букву С похлопочет?

Название кого из животных начинается со звука С?

-Совы. А где живет сова?

-В лесу, на дереве, в дупле.

-А как мы на дерево попадем?

-Как Вини Пух за медом ходил?

-На воздушном шаре.

Каляка выбрал шарик с картинкой на букву С (с солнышком).

А Маляка? (со слоником).

Взяли насос и шарики накачали С – С – С, С – С – С. Прилетели к сове.

-Совушка, сова

Большая голова

Ты нам помоги

Мышку пргони.

Прилетела сова, а мыши: они сов, ох как боятся. Убежала мышка и букву С оставила.

Каляка говорит: А я знаю игру.

-Подставь вначале слова звук С – получилось новое слово.

Дача, клад, мех, пешка, наряд, путник, луга, утки, мял, мел, ел (съел), делать, лег, прятал, тер.

Стали буквы в домике жить, в окошечки выглядывать. Читаем.

СА – СА – СА – в лесу бегает лиса.

СО – СО – СО – у Вовы колесо.

СУ – СУ – СУ – было холодно в лесу.

Задание от Каляки.

-Посмотри на картинку и назови слова со звуком С.

Задание от Маляки.

-Давайте нарисуем букву С, выложим ниточкой на ткани.

Знакомство с буквой Ц.

Предварительная работа: чтение рассказа.

Шел, шел цыпленок Цып и повстречал Каляку и Маляку. – Вы кто?

-Мы карандаши. Он Каляка, а я – Маляка.

-А я цыпленок Цып. А что вы умеете делать?

-Рисовать картинки, и буквы тоже умеем рисовать.

-А я недавно вылупился из яйца и еще ничего не умею. Тем более рисовать буквы. А какая моя буква?

-Ц. Только мы ее еще не нашли. Ты случайно не знаешь, где она?

-Нет, я еще ничего не знаю. Наверно она знает.

-Кто?

-Я забыл, как ее зовут.

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

-Может цапля нам поможет найти букву Ц.

-Букв немало вы узнали

Добрались до буквы Ц

Есть слова, где Ц – вначале

Где в середине, где в конце.

Цепь, цветок и цифра – тут

Ц – вначале все прочтут.

А в словах отец, боец

Ц мы слышим под конец.

Вы со мною поиграйте

Буква Ц где – вы узнайте!

Достает из болота предметы: цепочку, кольцо, ножницы, огурец, циркуль, цилиндр, цветок, яйцо, блюдце, рукавицу.

-Молодцы. Достает букву Ц.

Перед нами буква Ц

С коготочком не конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Каляка взял и букву Ц нарисовал, а Маляка нарисовал цыпленка. Давайте и мы нарисуем букву Ц.

ЦОК, ЦОК, ЦОК.

-Какой первый звук слышится? Какой второй, какой третий?

Физкультминутка:

Цок, цок, цок

Я лошадка – серый бок

Я копытцем постучу

Если хочешь – прокачу.

Цапля тоже хочет поиграть по-своему:

Очень трудно так стоять

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Цапля стоя на крыльце

Объясняет букву Ц.

Подойди, цыпленок Цып

Повторяй-ка: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

Если выучишь урок

Подарю тебе цветок.

-Сложи из букв слово ЦЫП. Какой первый звук, второй, третий?

Цапля дарит цветок цыпленку.

-Я подарю цветок маме курице. Где находится звук Ц в слове курица?

-Пожалуй, я пойду к своей маме курице. Я расскажу, что знаю букву Ц, напишу свое имя ЦЫП. И вы тоже напишите мое имя ЦЫП. Не забывайте меня и мою букву Ц.

Знакомство с буквой Ш.

У Каляки и Маляки несчастье. В их доме поселились Мыши. Мыши повадились грызть в словаре страницы. Что ни день, то или иное слово пропадает. Глотая слова мыши надеялись научиться говорить. Как теперь пользоваться словарем? Они погрызли последнюю букву их любимого слова. В результате можно было прочесть лишь каранда… Какое было слова? Какую последнюю букву погрызли мыши? На странице, где слова начинаются на букву Ш, они съели первую букву у всех слов. Давайте попробуем узнать, какие там были слова. Надо лишь произнести вначале звук Ш, а потом уже слово. Утка, лак, пик, ах, кура, мель, ум, ляпа, пион, пулька, топать, уметь, тык, умок, топка, умный.

Придется Каляке и Маляке отправиться на поиски буквы Ш. А дома завести домашнее животное, в названии которого есть буква Ш. (Кошка). В ее кличке тоже есть буква Ш (Машка). Оставили домовничать кошку Машку и пошли. А куда? Туда, что называется на букву Ш (школа). В школе идет урок. Учитель рассказывает: «Слова можно разделить на части (слоги). В слове мы-ши – 2 слога. В слове шар – 1 слог, а в слове машина – 3 слога. А сколько слогов в словах: шум, кошка, школа, мышка, карандаши?»

Каляка с Малякой только услышали, что говорят про них, не удержались и вошли в класс.

-Помогите нам найти букву Ш.

-В каком слове живет звук Ш, если услышите, то хлопните в ладоши. Учитель, ученик, школьник, парта, шкатулка, ранец, сумка, штурвал, шкаф.

Давайте заглянем в шкаф. Может там буква Ш? В шкафу лежали счетные палочки. А на шкафу нарисована буква Ш. Школьники быстро сложили из палочек букву Ш. Давайте и мы попробуем сложить букву Ш.

Каляка нарисовал букву Ш, а Маляка нарисовал рядом шар (воздушный). Почему? А еще школьники подарили нам блокнотики, чтобы Каляка и Маляка учили детей в детском саду рисовать буквы.

Физкультминутка:

За столом сидели мышки

Дружно ели мышки пышки

1,2,3,4,5

Будем мышек мы считать

Мышка Паш – папа наш

Мышка Глаша – мама наша

Это мама, это Даша

И сыночек наш Аркаша

Сколько мышек у тебя

Повтори все имена.

Буква Ш не умеет петь, она только шипит, как змея или сердитый гусь. Это согласная буква. Она любит, когда ее зовут ША, это ее имя. А звучит она просто Ш.

Но если рядом с ней встанет гласная буква, получается неплохая песенка.

ША-ША-ША – вкусная лапша

ШУ-ШУ-ШУ – я флажком машу

ШИ-ШИ-ШИ – это малыши

ШО-ШО-ШО – читаем хорошо

«Определи место звука в слове»

Где находится звук Ш, вначале, в середине или в конце слова, поставь в клеточку шашку.

Шар, мышка, карандаш, кошка, шум, ромашка, шляпа, вишни, шпион, ковш, машина, камыш, шуба, крышка, шакал, пышка, школа.

Сегодня мы познакомились с буквой Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой Б с помощью занимательных упражнений.

Лексическая тема: Электроприборы. Звук и буква Б б ....

Знакомство с буквами. Гласные буквы.

Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет  "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать"     Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...

Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы

В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода....

Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...