Развитие звуковой культуры речи
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Фатеева Марина Николаевна

Задачи:

1) Закрепить слуховое восприятие слов содержащих звук «й»: чайник, кофейник, воробей, майка, трамвай, чайка, клей, чай (коробка), лейка («Речевое развитие»).

2) Отработать правильную артикуляцию звука»ш», упражнять детей в отчётливом произношении слов, содержащих звук «ш» («Речевое развитие»).

3) Закреплять умение подбирать рифмованные слова к стихотворным текстам («Речевое развитие»).

4) Развивать правильную звуковую артикуляцию (артикуляционная гимнастика) («Речевое развитие»).

5) Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), координации движений (физминутки) («Физическое развитие»);

6) Развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками («Социально-коммуникативное»);

7) Развивать память, образное мышление, воображение, любознательность, творческую активность («Познавательное развитие»»).

8) Развивать восприятие малых фольклорных форм на основе поговорок, скороговорок, пословиц (Художественно – эстетическое развитие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk.kult_.rechi_.odt42.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие

познавательное развитие

социально - коммуникативное развитие

художественно – эстетическое развитие

физическое развитие

Задачи:

1) Закрепить слуховое восприятие слов содержащих звук «й»: чайник, кофейник, воробей, майка, трамвай, чайка, клей, чай (коробка), лейка («Речевое развитие»).

2) Отработать правильную артикуляцию звука»ш», упражнять детей в отчётливом произношении слов, содержащих звук «ш» («Речевое развитие»).

3) Закреплять умение подбирать рифмованные слова к стихотворным текстам («Речевое развитие»).

4) Развивать правильную звуковую артикуляцию (артикуляционная гимнастика) («Речевое развитие»).

5) Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), координации движений (физминутки) («Физическое развитие»);

6) Развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками («Социально-коммуникативное»);

7) Развивать память, образное мышление, воображение, любознательность, творческую активность («Познавательное развитие»»).

8) Развивать восприятие малых фольклорных форм на основе поговорок, скороговорок, пословиц (Художественно – эстетическое развитие).

Материалы и оборудование:

картинки в названии которых есть звук (й): чайник, кофейник, воробей, майка, трамвай, чай (коробка), лейка и др.

индивидуальные зеркала;

игрушки для театра «Теремок»; мышка, лягушка, мишка, зайчишка, лиса, волк;

лист бумаги со схематичным изображением реки, моста, ямы, горы, дома – на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Слова со звуком «Й»

Воспитатель предлагает назвать предметы, изображенные на картинках: чайник, кофейник, воробей, лейка, майка, чай, чайка, трамвай, зайка, клей воспитатель еще раз называет предметы, при этом чётко выделяя звук «й».

Вопрос детям какой звук вы услышали во всех названных словах.

Закрепляется умение отчётливо произносить слова, содержащие звук «й»

Воспитатель предлагает детям превратиться в поэтов и досказать стихотворные строки в игровом упражнении «Поэты»

На дворе был месяц май,

Мы сидели пили. . .(чай)

Побыстрее разрезай

Мамин вкусный. . .(каравай).

За окном журчал ручей,

Песню пел нам. . .(соловей).

Вопросы: Какой один и тот же звук был слышен в словах, которыми заканчивались строки?

Воспитатель просит повторить рифмующиеся слова.        

Дети отвечают на вопрос и называют слова со звуком «й»: май-чай, разрезай-каравай, ручей-соловей.        

Отрабатывается развитие фонематического восприятия звука «й» (на материале рифмующихся слов); развито умение вслушиваться в речь педагога и других детей; не отвлекаться

Артикуляциционная гимнастика

Воспитатель предлагает взять зеркала для артикуляционной гимнастики, сесть за стол и послушать «Рассказ соловья».

Воспитатель: Соловей рассказал об одной птичке-невеличке, послушайте его.

«Жила птичка в дупле, в маленьком уютном гнёздышке. Вот таком (упражнение «Трубочка» (зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперёд)). Птичка высиживала птенцов. Она высовывала из гнезда голову и смотрела на лес (упражнение «Лопаточка» (Открыть рот, выложить широкий язык на нижнюю губу)). Когда шёл дождь, она набирала дождевую воду в чашечку. (Упражнение «Чашечка». (Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, бок, края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается к низу)). И пила её. Наконец из яиц появились птенцы. У них были длинные хвостики – вот такие (упражнение «Иголочка»: рот открыт, выдвинут узкий язык вперёд). И вытянутые клювики вот такие (упражнение «Трубочка»: зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперёд). В гнёздышке стало тесно для большой семьи. Тогда птичка – невеличка пригласила дятла. Дятел принялся за работу (упражнение «Дятел») и расширил дупло. Птичка добавила в гнездо веточек. Стало оно большим и удобным.        

Дети садятся за стол, берут зеркала, слушая воспитателя повторяют артикуляционную гимнастику (выбранный воспитателем ребёнок садится напротив детей и показывает артикуляционную гимнастику).        

Вырабатываются правильные положения артикуляционных органов: мышцы губ, языка, челюстей рта

Слова со звуком «ш»

Воспитатель загадывает загадку:

Маленькие ножки,

Боится кошки,

Живет в норке,

Любит корки. (Мышка)

Воспитатель: Почему выдумаете, что это мышка?

Какой знакомый звук в слове «мышка» - «ш» или «ж»? Произнесите его протяжно. (Мышшшка)

Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение, в словах, которого очень часто встречается знакомый вас звук. Послушайте внимательно и скажите, какой это звук».

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Физминутка «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.

(Поворот влево и вправо).

Потянулся он со сна:

(Потягивания – руки вверх)

К нам опять пришла весн

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.

(Вращение головой)

Наклонился взад-вперёд,

(Наклоны вперёд-назад)

Вот он по лесу идёт

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

(Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся.        

Дети произносят слова и выполняют движения по тексту физминутки «Мишка вылез из берлоги»        

Развивается координация речи в сочетании с движением, снимается мышечное напряжение

Упражнение «Теремок» (закрепляем правильное произношение звука «ш»)

Воспитатель показывает игрушки из кукольного театра, предлагает вспомнить любимую сказку «Теремок» и выбрать животных в которых есть звук «ш» (мышка, лягушка, зайчишка, мишка)

Воспитатель: «Как называли мышку? (лягушку, зайчишку, волка, мишку)?»        

Дети берут игрушки из кукольного театра, дают названия, чтобы слышался звук «ш» (мышка, лягушка, зайчишка, мишка). Отвечают на вопросы воспитателя:

- Мышку называли -мышка-норушка, мышка – поскребушка; лягушку - лягушка - квакушка, лягушка-поскакушка; зайца - зайчишка-трусишка; волка - волк - из-за кустов хватыш; мишку - мишка-крепыш.        

Обогащается и пополняется словарный запас; развивается фонематическое восприятие звука «ш», выделение  его из слов, закрепляется умение правильного произношения звука «ш».

Инсценировка сказки «Теремок»        

Дети распределяют роли из сказки и инсценируют сказку «Теремок», используя слова-рифмы, названия животных-героев сказки. 

Закрепляется умение восстанавливать последовательность событий в знакомой сказке; овладение правильной диалогической речью; осваивается выразительность речи; развивается взаимодействие со сверстниками.

Игра «Какого предмета не стало»... Из множества предложенных для обзора детям предметов воспитатель убирает один предмет и предлагает отгадать чего не стало.        

Дети запоминают их, по очереди закрывая глаза, отгадывают какая игрушка исчезла со стола.        

Цель: развитие внимательности, памяти, логического мышления 

Пальчиковая гимнастика «Мишка шёл, шёл..»

Воспитатель предлагает проводить мишку домой: Он встал на задание лапы и пошёл к себе домой. Но на пути у него встретились препятствия (раздать листы бумаги со схемами.

Читать стихотворение и показывать на листе путь медведя, переставляя указательный и средний пальцы).

Воспитатель повторно читает стихотворение, останавливаясь перед словами, производными от слова «шёл».        

Дети произносят слова вместе с воспитателем переставляя указательный и средний пальцы по нарисованной схеме.

Мишка шёл, шёл

К речке подошёл,

Мост перешёл,

Дальше пошёл,

Мишка шёл, шёл

К яме подошёл,

Яму обошёл,

Дальше пошёл,

Мишка шёл, шёл

К горе подошёл,

На горку взошел,

С горки сошёл,

Дальше пошёл,

Мишка шёл, шёл

И домой дошёл.        

Развивается мелкая моторика пальцев рук, создается эмоционально – положительное отношение к игровому заданию, происходит эмоциональная разрядка.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Поговорки, скороговорки».

С помощью пословиц, поговорок, скороговорок воспитатель задаёт вопросы, а дети с помощью тех же поговорок, пословиц, скороговорок меняя интонацию, отвечают (грустно, весело, вопросительно и т. д.).

Воспитатель:

-Например, я спрашиваю: «Яблоко от яблони недалеко падает? Вы утверждаете, что это действительно так, то есть отвечаете: «Яблоко от яблони недалеко падает!»

Воспитатель: - Итак, я спрашиваю с сомнением: Шила в мешке не утаишь?        

Дети слушают объяснения воспитателя.

Отвечают на вопросы:

- Шила в мешке не утаишь!

Воспитатель: «Шесть мышат в камыши спешат?»

Дети: «Шесть мышат в камыши спешат!»

Воспитатель: «Смешные шутки у Сони и Мишутки?»

Дети: «Смешные шутки у Сони и Мишутки!»

Воспитатель: «Саше дали кашу? А Клаше простоквашу?»

Дети: «Саше дали кашу!

А Клаше простоквашу!»

Воспитатель: «В шалаше шесть шалунов?» Воспитатель: «Кукушка кукушонку купила капюшон.

(Дети могут работать в парах спрашивая друг друга или воспитателя)

        

Тренируется вопросительная, восклицательная, утверждающая интонация, интонацию эмоциональной выразительности; развивается восприятие малых фольклорных форм, образное мышление; происходит развитие речевого аппарата, закрепляется умение правильно произносить звук «ш».

        

Подвижная игра «Воздушные шарики»

Воспитатель предлагает детям представить себя воздушными шариками, которые умеют тихо летать. Но иногда шарики сдуваются и издают звук ш-ш-ш.

Воспитатель: Когда я буду произносить любые звуки, кроме «ш», вы будете тихо кружиться, когда произнесу звук «ш», присядьте.        

Дети представляют, что они воздушные шарики, которые умеют летать тихо.

Когда шарики сдуваются дети произносят звук ш-ш-ш, когда слышат любые звуки, кроме «ш», дети тихо кружатся, когда слышат звук «ш», присаживаются.        

Развивается умение внимательно слушать, слуховое восприятие; закрепляется умение различать на слух звук «ш».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».

План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...

Картотека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи

                                      Связная речь. 1.Игра для уточнения формы родительного п...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

«Дифференциация звуков С-Ш». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи с детьми старшей группы с нарушениями речи

Цели: Коррекционные: уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [с] и [ш]; упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах; упражн...

Тематическая Программа по формированию функциональной грамотности посредством развития звуковой культуры речи с детьми  «Наши друзья - Звуковички»

Тематическая Программапо формированию функциональной грамотности посредством   развития звуковой культуры речи с детьми «Наши друзья - Звуковички»...