Главные вкладки

    «Путешествие за солнечными лучиками»
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Башкловкина Татьяна Николаевна

    Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной  группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной  группе.

    Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»

    Задачи:
    1. Закрепление представлений о весне и ее приметах;
    2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;
    3. Совершенствование навыка составления описательного рассказа по
    мнемотаблице;
    4. Закрепление умения определять первый звук в слове, делить слова на слоги;
    5. Закрепление умения подбирать слова-родственники;
    6. Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха;
    7. Развитие общей и мелкой моторики.
    8. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
    9. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование:

    Письмо, фонарик, картинки с изображением: сосулек, льдины, скворечника, насекомых, медведя, скворца, ; мнемотаблица «Скворец»;
    нарисованные изображения солнца, лучей; «зеленых листьев» с предметными картинками ,где первый звук гласный, твердый согласный и мягкий согласный, «полянок» с одним, двумя и тремя цветками; разрезные изображения букв, голубая бумага для ручейка, «камень»; музыкальное сопровождение(аудиозапись: капель, пение скворца, ручей, весенняя мелодия), желтые воздушные шары. .

     

      Ход занятия

    Орг. момент:

    В: - Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:

                       Доброе утро,

                       Скорей проснитесь,

                       Солнцу шире улыбнитесь!          
    В: - Кто-то бросил мне в оконце

           Посмотрите –письмецо.

           Может это лучик солнца

           Что щекочет мне лицо?
    Письмо:
     Дорогие ребята! Я- весеннее солнце. Послало  я  свои солнечные лучи землю согреть, а они потерялись.
    Помогите мне ,пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.

    В.- Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?

        (Предположения детей)

    В:-Вы хотите помочь солнцу?   

    В:- Да.

    В: - Тогда отправляемся в путешествие за солнечными лучами.  

           
    1 часть

            Волшебный огонек, помоги,

            Нам дорогу укажи.

           (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сосульки. Дети подходят к этому месту.)

    В: - Ребята, угадайте,  что согрел солнечный луч?

    Висит за окошком кулек ледяной
    Он полон капели и пахнет весной.

    Д: - Сосульку.

    В: - А как называется весеннее явление, когда с крыш капают сосульки?

    Д: - Весенняя капель.

    В: - послушайте внимательно, как капает капель (грамзапись)
    (В. предлагает детям разделиться на две группы, девочки и мальчики. Девочки выполняют ритм с  хлопками, мальчики с притопыванием.)
    Ритмический рисунок: 
    Кап-кап-кап, кап-кап, кап-кап-кап; кап.

    В: - Молодцы ребята, вот какая веселая капель у нас получилась. Первый луч мы нашли,  идем дальше.

           
    2 часть

            Волшебный огонек, помоги,

            Нам дорогу укажи.

          (Л. светит на картинку с изображением льдинки.)

    В: - Реб. а что сейчас согрел солнечный луч?

    Д: - Льдинку.

    В: -Конечно, ведь лед тает под лучами солнышка. Посмотрите, сколько льдинок вокруг. Каждый из вас выберет себе льдинки, соберет все её части вместе и назовет букву, которая получилась.

    В:- Молодцы, можем отправляться дальше. 

          
    3 часть

    В: -  Волшебный огонек, помоги,

            Нам дорогу укажи.

         (Л. светит на волнистую дорожку, на полу)

    В:- ребята, угадайте, что согрел следующий луч.

          
    В голубой рубашке

          
    Бежит по дну овражка.(грамзапись музыки ручья)

    Д:- ручей.

    В:- Назовите ласково наш ручей.

    Д:- Ручеек, ручеечек.

    В:- Давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)

           
    К ручейку мы все спустились,

           
    Наклонились и умылись.

           
    Раз, два, три, четыре –

           
    Вот как славно освежились.

    В:- Ребята, смотрите камушек. Поиграем?

           Камушек друг другу передай,

           Что делает весенний ручеек называй!

    Д:- бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течёт, искрится.

    В:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.

         
    4 часть

          Волшебный огонек, помоги,

          Нам дорогу укажи.

         (Логопед светит фонариком на картинки с изображением насекомых)

    В:- Кого согрел луч?

    Д: - насекомых. Посмотрите, сколько много насекомых, возьмите себе по одному.

    Дидактическая игра «Определи количество слогов». Определите количество слогов в названии своих насекомых и поместите их на лужайки (где 1 цветок- насекомых с одним слогом,2 цветка-с 2 слогами,3 слога-с 3 слогами).

    В:- Молодцы. 

        
    5часть

         Волшебный огонек, помоги,

         Нам дорогу укажи.

         (В. светит на картинку с изображением скворечника)

    В:- ребята, кого согрел луч в этом домике?

    Д:- скворца.

    В:- А как вы догадались? 

    Д:- Потому что этот домик называется скворечник.

    В:- Послушайте, как поет скворец (грамзапись)

    Расскажите, что вы знаете про эту птицу, а поможет мнемотаблица..

         (Дети описывают птицу по мнемотаблице )

    В:- А каких перелетных птиц вы еще знаете?

    Д:- грач, ласточка, лебедь и т.д.

    В:- Молодцы, еще один луч нашли.

           
    6 часть

    В:-  Волшебный огонек, помоги,

    Нам дорогу укажи.

    В:- Реб. если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.

            
    Ходит летом косолапо,

            
    А зимой сосет он лапу.

    Д:- Медведь.

    Какие слова-родственники вы знаете?

    ( Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежоночек, медвежий, медвежьи, медвежья )

    Хорошо весной не только медведю, но и всем лесным животным. Назовите их.

    Игра с мячом «Кто ты? Где живешь? Кто твои детеныши?».
    Дети становятся в круг и идут друг за другом под речь воспитатель.
    - Утро наступает, зверюшки гуляют.
    1,2,3 – зверюшки замри.
    Бросая мяч ребенку логопед спрашивает: Ты кто? Где ты живешь? Кто у тебя детеныши?
    Д
    : Я белка, я живу в дупле, у меня детеныши бельчата.
    (Волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук)

    В:- Молодцы, вот и еще луч.

            
    7 часть
    Волшебный огонек, помоги
    Нам дорогу укажи.

          (В. светит на плакат с изображением деревьев)

    В:- Что согрел этот луч?

    Д:- деревья.

    В:- А чего не хватает на деревьях?

    Д:- Не хватает листьев.

    В:- ребята, подарим  нашему дереву  листья .Первому дереву- картинки, где первый звук-гласный, второму дереву- картинки, где первый звук твердый согласный и 3 дереву- картинки, где первый звук мягкий согласный. 
    Чтобы это узнать, мы должны представить слова в виде схем. Как мы обозначаем гласный звук… и т.д.
          (Дети берут листик с картинкой, закрашивают схему и приклеивают на ветви деревьев).

    В:- Молодцы, вот наши деревья зашумели листвой, и еще один луч нашелся. 

    8 часть

    В: Дети, весной всем хорошо: и насекомым, и животным, и птицам. А вы рады солнышку?

    Давайте сделаем солнышко.  Какое солнышко у нас получилось?(солнышко лучистое, яркое, веселое, весеннее, теплое, ласковое, большое, красивое).

    Л:- Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи.

    -О каком времени года нам рассказали лучики? Что понравилось в нашем путешествии?

    - Солнышко благодарит всех нас и говорит «спасибо» . За то,что нашли вы все лучики, солнышко дарит вам солнечные зайчики (воздушные шарики желтого цвета)

    Л:- Итак, наше путешествие закончилось.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого итогового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»

    Целью и задачами этого занятия являются: Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха;Формирование навыков сотрудничества, взаи...

    Конспект НОД во второй младшей группе по подготовке к обучению грамоте: "Путешествие за солнечными лучиками"

    Цель:  закрепление пройденного материала. Познакомить родителей с уровнем развития детей 3-летнего возраста по подготовке к обучению грамоте и развитию речи.Задачи: Образовательные:- закреплять з...

    «Путешествие за солнечными лучиками»

    Задачи:Образовательные:- закрепление представлений о весне и ее приметах;- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие и  домашние животные», «Насекомые», «Деревь...

    Конспект логопедического занятия с детьми средней группы «Путешествие с солнечным лучиком» по лексической теме: «Весна»

    Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ для детей средней группы с ОНР III уровнем речевого развития....

    Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

    -Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие за солнечными лучиками»

    Вид детской деятельности: коммуникативнаяИнтеграция областей:·        «Познавательное развитие»;·         «Речевое развитие»...

    "Путешествие за солнечными лучиками"

    Конспект  итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте  в старшей группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»    Цель: выявить знания детей полученные н...