"Путешествие за солнечными лучиками"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Хайруш Наталия Олеговна

Конспект  итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте  в старшей группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»

    Цель: выявить знания детей полученные на занятиях по развитию речи.                                                           

Задачи:

Коррекционно-образовательные .

-Закрепление представлений о весне и ее приметах;

-уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;

-совершенствование навыка составления описательного рассказа по

  мнемотаблице;

-закрепление умения называть и различать буквы, показывать их с помощью пальчиковой азбуки;

-закрепление умения определять первый звук в слове, делить слова на слоги;

-закрепление умения подбирать слова-родственники, Коррекционно-развивающие:

-Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха;

-развитие общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелатель-

ности, самостоятельности, ответственности;

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Письмо, фонарик, картинки с изображением: сосулек, льдины, скворечника, насекомых, медведя, скворца, ; мнемотаблица «Скворец», муляжи насекомых;

нарисованные изображения солнца, лучей; «зеленых листьев» с предметными картинками ,где первый звук гласный, твердый согласный и мягкий согласный, «полянок» с одним, двумя и тремя цветками; разрезные изображения букв, голубая ткань для ручейка, «камень»; музыкальное сопровождение(грамзапись: капель, пение скворца, ручей, весенняя мелодия),желтые воздушные шары. .

 

  Ход занятия

Орг. момент:

Л: - Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:

                   Доброе утро,

                   Скорей проснитесь,

                   Солнцу шире улыбнитесь!          

Л: - Кто-то бросил мне в оконце

       Посмотрите –письмецо.

       Может это лучик солнца

       Что щекочет мне лицо?

Письмо: Дорогие ребята!  Я- весеннее солнце. Послало  я  свои солнечные лучи землю согреть, а они потерялись.

Помогите мне ,пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.

Л.- Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?

    (Предположения детей)

Л:-Вы хотите помочь солнцу?   

Д:- Да.

Л: - Тогда отправляемся в путешествие за солнечными лучами.  

       1 часть

        Волшебный огонек, помоги,

        Нам дорогу укажи.

       (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сосульки. Дети подходят к этому месту.)

В: - Ребята, угадайте,  что согрел солнечный луч?                                          Висит за окошком кулек ледяной

        Он полон капели и пахнет весной.

Д: - Сосульку.

В: - А как называется весеннее явление, когда с крыш капают сосульки?

Д: - Весенняя капель.

Л: - послушайте внимательно, как капает капель (грамзапись)

     

(В. предлагает детям разделиться на две группы, девочки и мальчики. Девочки выполняют ритм с  хлопками, мальчики с притопыванием.)

Ритмический рисунок: Кап-кап-кап, кап-кап, кап-кап-кап; кап.

Л: - Молодцы ребята, вот какая веселая капель у нас получилась. Первый луч мы нашли,  идем дальше.

       2 часть

        Волшебный огонек, помоги,

        Нам дорогу укажи.

      (Л. светит на картинку с изображением льдинки.)

Л: - Реб. а что сейчас согрел солнечный луч?

Д: - Льдинку.

Л: -Конечно, ведь лед тает под лучами солнышка. Посмотрите, сколько льдинок вокруг. Каждый из вас выберет себе льдинки, соберет все её части вместе и назовет букву, которая получилась. А затем нужно изобразить ее с помощью пальчиковой азбуки.

Л:- Молодцы, можем отправляться дальше.

      3 часть

Л: -  Волшебный огонек, помоги,

        Нам дорогу укажи.

     (Л. светит на волнистую дорожку, на полу)

Л:- ребята, угадайте, что согрел следующий луч.

      В голубой рубашке

      Бежит по дну овражка.(грамзапись музыки ручья)

Д:- ручей.

Л:- Назовите ласково наш ручей.

Д:- Ручеек, ручеечек.

Л:- Давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)

       К ручейку мы все спустились,

       Наклонились и умылись.

       Раз, два, три, четыре –

       Вот как славно освежились.

Л:- Ребята, смотрите камушек. Поиграем?

       Камушек друг другу передай,

       Что делает весенний ручеек называй!

Д:- бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течёт, искрится.

Л:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.

     4 часть

      Волшебный огонек, помоги,

      Нам дорогу укажи.

     (Воспитатель светит фонариком на картинки с изображением насекомых)

Л:- Кого согрел луч?

Д: - насекомых. Посмотрите, сколько много насекомых, возьмите себе по одному.

Дидактическая игра «Определи количество слогов». Определите количество слогов в названии своих насекомых и  поместите их на лужайки (где 1 цветок- насекомых с одним слогом,2 цветка-с 2 слогами,3 слога-с 3 слогами).

Л:- Молодцы,

Л:-Становитесь все  в кружок.

Физминутка Массаж «Солнышко»

Солнце утром рано встало. Всех детишек приласкало.

(Поднять руки вверх, потянуться, делая руками «фонарики»)

Гладит грудку,

(Массировать «дорожку» на груди снизу вверх).

Гладит шейку,

(Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).

Гладит носик,

(Кулачками растирать крылья носа).

Гладит лоб,

(Проводить пальцами от середины лба к вискам).

Гладит ушки (растирать мочки ушей),

Гладит ручки (растирать ладони)

Загорают дети. Вот! (Поднять руки вверх)

Л:- немного отдохнули, продолжаем наше путешествие.

    5часть

     Волшебный огонек, помоги,

     Нам дорогу укажи.

     (В. светит на картинку с изображением скворечника)

Л:- ребята, кого согрел луч в этом домике?

Д:- скворца.

Л:- А как вы догадались?

Д:- Потому что этот домик называется скворечник.

Л:- Послушайте, как поет скворец (грамзапись)

Расскажите, что вы знаете про эту птицу, а поможет мнемотаблица..

     (Дети описывают птицу по мнемотаблице )

Л:- А каких перелетных птиц вы еще знаете?

Д:- грач, ласточка, лебедь и т.д.

Л:- Молодцы, еще один луч нашли.

       6 часть

Л:-  Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

Л:- Реб. если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.

        Ходит летом косолапо,

        А зимой сосет он лапу.

Д:- Медведь.

Какие слова-родственники вы знаете?

( Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежоночек, медвежий, медвежьи, медвежья ).

УМК «Что делает медвежонок»

Хорошо весной не только медведю, но и всем лесным животным. Назовите их.

Игра с мячом «Кто ты? Где живешь? Кто твои детеныши?».
Дети становятся в круг и идут друг за другом под речь воспитателя.
- Утро наступает, зверюшки гуляют.
1,2,3 – зверюшки замри.
Бросая мяч ребенку воспитатель спрашивает: Ты кто? Где ты живешь? Кто у тебя детеныши?
Д: Я белка, я живу в дупле, у меня детеныши бельчата.
(Волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук)

В:- Молодцы, вот и еще луч.

        7 часть

        Волшебный огонек, помоги

        Нам дорогу укажи.

      (В. светит на плакат с изображением деревьев)

Л:- Что согрел этот луч?

Д:- деревья.

Л:- А чего не хватает на деревьях?

Д:- Не хватает листьев.

Л:- ребята, подарим  нашему дереву  листья .Первому дереву- картинки, где первый звук-гласный, второму дереву- картики, где первый звук согласный.       (Дети  берут листик с картинкой и приклеивают на ветви деревьев).

Л:- Молодцы, вот наши деревья зашумели листвой, и еще один луч нашелся.

8 часть

-Л:Дети, весной всем хорошо: и насекомым, и животным, и птицам. А вы рады солнышку?

Давайте сделаем  солнышко. Пройдите за столы .Возьмите свое солнышко, наденьте на него разноцветные лучики-скрепки. Какое солнышко у вас получилось?(солнышко лучистое, яркое, веселое, весеннее, теплое, ласковое, большое, красивое).

-Л:Я думаю,наши гости тоже рады солнышку. Подарите свои солнышки гостям.

Л:- Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи.

-О каком времени года нам рассказали лучики? Что понравилось в нашем путешествии?

- Солнышко благодарит всех нас и говорит «спасибо». За то, что нашли вы все лучики ,солнышко дарит вам солнечные зайчики (воздушные шарики желтого цвета)

Л:- Итак, наше путешествие закончилось.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»

Целью и задачами этого занятия являются: Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха;Формирование навыков сотрудничества, взаи...

Конспект НОД во второй младшей группе по подготовке к обучению грамоте: "Путешествие за солнечными лучиками"

Цель:  закрепление пройденного материала. Познакомить родителей с уровнем развития детей 3-летнего возраста по подготовке к обучению грамоте и развитию речи.Задачи: Образовательные:- закреплять з...

«Путешествие за солнечными лучиками»

Задачи:Образовательные:- закрепление представлений о весне и ее приметах;- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие и  домашние животные», «Насекомые», «Деревь...

«Путешествие за солнечными лучиками»

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной  группе....

Конспект логопедического занятия с детьми средней группы «Путешествие с солнечным лучиком» по лексической теме: «Весна»

Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ для детей средней группы с ОНР III уровнем речевого развития....

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие за солнечными лучиками»

Вид детской деятельности: коммуникативнаяИнтеграция областей:·        «Познавательное развитие»;·         «Речевое развитие»...