"Подарок королевы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Барышникова Людмила Валентиновна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Подарок королевы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podarok_korolevy.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«ПОДАРОК КОРОЛЕВЫ»

(старшая группа)

Тема: «Подарок королевы»

Цель: формирование фонематического восприятия

Задачи:

Образовательные:

-закреплять умение определять гласные звуки в слове;

- закреплять графические образы гласных букв;

- совершенствовать навыки звукового анализа;

- закреплять умение подбирать слова – антонимы.

Развивающие:

- развитие фонематического слуха;

- развитие мелкой и артикуляционной моторики;

- развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

-воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

- воспитывать умение слушать сверстников и воспитателя, выполнять задания по речевой инструкции.

Активизация словаря: чаща

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: свиток – письмо от королевы страны звуков, корзинки с изображенными на них цифрами, шишки с изображенными на них картинками, набор для звукового анализа слова для каждого ребенка, фланелеграф, шкатулка, деревянные диски, тесьма, полоски фольги на каждого ребенка, макеты деревьев, настольная игра .

Предварительная работа: разучивание артикуляционных гимнастик, чистоговорок, скороговорок,  работа с фольгой в непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационная часть.

- Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от королевы страны звуков, давайте его прочитаем: «Дорогие мальчики и девочки! Приветствует вас королева страны звуков. Я долгое время наблюдала за вами. Видела, как вы учились произносить звуки, составлять рассказы. Вы очень многому научились. И я решила сделать для вас подарок. Но чтобы его получить, вам нужно немного постараться и выполнить мои задания. Вам предстоит пройти через звуковую чащу, перейти болото противоположностей, развязать волшебную нить и открыть шкатулку, в которой находится подарок. Желаю удачи!»

- Дети, вы готовы выполнить задания королевы страны звуков и получить подарок? Тогда вперед!

2. Основная часть.

Повторение пройденного.

Но прежде, чем мы отправимся в дорогу, давайте вспомним:

- Чем отличаются звуки и буквы?  (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем)

-Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Чем отличаются согласные звуки от гласных? (При произнесении гласных звуков воздушная струя проходит свободно, не встречает преграду, а при произнесении согласных звуков воздушная струя встречает преграду: губы, язык, зубы)

 Артикуляционная гимнастика.

А теперь давайте встанем в круг и соберем свои знания и силы:

Где – то собаки рычали: р-р-р.

В поле коровы мычали: м-м-м.

В небе далеком гудел самолет: л-л-л.

Свистели от ветра все провода: с-с-с.

Капала в кухне из крана вода: к-к-к.

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.

А комары все пели: з-з-з.

Игровое упражнение «Найди нужный звук»

-Молодцы! Ребята, посмотрите на нашем пути чаща. А кто знает, что такое чаща? (Ответы детей). Чаща – это густо посаженные деревья. Мы сможем ее пройти, если справимся с первым заданием. Нам нужно собрать шишки и разложить их в корзины. На каждой шишке изображен предмет. В корзину с цифрой 1 надо положить шишки, на которых нарисован предмет, в названии которого есть звук а, в корзину с цифрой 2 – на звук у, с цифрой 3 – на звук и.

Дети выполняют задание.

- Давайте проверим корзины, правильно ли вы собрали все шишки. (Дети вместе с воспитателем выполняют проверку задания)

- Мы с вами справились с заданием, наш путь продолжается.

Перед нами болото Противоположностей. Нам надо его перейти, наступая только на кочки и называя при этом слова антонимы.

Упражнение «Наоборот»

Пушинка легкая, а камень…(тяжелый).

Летом погода жаркая, а зимой…(холодная).

Горчица горькая, а сахар…(сладкий).

Заяц трусливый, а лев…(храбрый).

Волшебница добрая, а колдунья …(злая).

Дедушка старый, а внук…(молодой).

Суп горячий, а мороженое…(холодное).

Лужа мелкая, а море…(глубокое).

Волк летом сытый, а зимой…(голодный).

Тополь высокий, а трава…(низкая).

Проволока жесткая, а подушка…(мягкая).

Облака белые, а земля…(черная).

- Ребята, пока наш путь продолжается, давайте выполним упражнение «Ветерок»

Логоритмическое упражнение «Ветерок»

Ветерок листвой шуршит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

В тубах громко он гудит:

У-у-у-у-у.

Поднимает пыль столбом:

Бом-бом-бом-бом.

Дует он везде кругом:

Гом-гом-гом-гом.

- Нам снова в путь. Дети, слуги королевы перегородили нам путь волшебной нитью. Чтобы эту нить развязать, нам надо выложить гласные буквы А, У, И.

Продуктивная работа с фольгой.

(Дети проходят за столы, Выкладывают буквы из полосок фольги на столах, развязывают волшебную нить)

- Мы с вами нашли шкатулку, в которой королева спрятала подарок. Но вот беда, она закрыта на замок. Чтобы замок открылся, нужно провести звуковой анализ слова БАЛ и составить схему этого слова.

Звуковой анализ слова БАЛ.

(Дети проводят звуковой анализ, открывается замок, воспитатель достает подарок – настольную игру

  1. Итог занятия.

Мы с вами молодцы! Преодолели много препятствий, справились со всеми заданиями. Что вам больше всего запомнилось?

А что было для вас трудным?

Какие звуки и буквы мы сегодня вспоминали?

А сейчас мы можем поиграть в игру, которую подарила нам королева страны звуков.



 

Комментарии

Галочкина Елена Николаевна

Замечательное занятие, грамотно построено, очень насыщенное, чередование артикулляционной гимнастики, речевых упражнений, продуктивной деятельности. В процессе рефлексии детям был задан вопрос:"Что было трудным?", а не просто закрепили: "Что нового узнали и что делали". Спасибо, Людмила Валентиновна, взяла кое-что себе на заметочку!