"Путешествие по речевой стране"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

 

Конспекты коррекционно-развивающей  образовательной  деятельности «Путешествие в речевую страну». Цели данного цикла:знакомство детей с понятиями «предложение»,«слово», "звук" ,  формирование звукового анализа  и синтеза, развитие воображения , памяти и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zant_1_puteshestvie_po_rech._strane.docx463.56 КБ

Предварительный просмотр:

               

             ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ                                        

             ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

________________________________________________________________________

       ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    

                                      ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №1195

                               

                                           ТЕМА.

  « Путешествие по речевой стране»    

     

Составитель учитель-логопед : Солодилова Галина Федоровна

                                                 Москва


               

                       « Путешествие по речевой стране».        

Цель:  Знакомить детей с понятиями - речь, рассказ, предложение, слово, звук. Обучение звуковому анализу  и синтезу                                

               

            Тема:    Звук [А]   (Вводное занятие).

Задачи:   Развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

              Знакомить с понятием «звук», «речевой звук» «гласный     звук»

               Развитие фонематического слуха.    Обучение звуковому анализу.                                                         Оборудование: картина - схема «Звукоречье»,   фишки -звуки демонстрационные, зеркала, звучащие игрушки.

                                        Ход занятия.

  1. Организационный момент. Игры « Что звучит?» с игрушками.

«Кто говорит?»

Дети по голосу определяют своих товарищей.

2.        Объяснение нового материала.

Дети, вы слышали сейчас разные звуки - звуки-шумы (звон, стук, скрипение) и звуки, произнесенные детьми во время игр.

Звуки, которые мы произносим и слышим - назовем речевыми т.к. из них состоит наша речь.

    Речь - это способ общения людей и понимания друг друга. Раньше люди общались при помощи жестов, но этого стало мало по мере развития человека его знаний и умений. Люди добавили голосовые сигналы, но этого опять было недостаточно для полного понимания друг друга, особенно если находились не в зоне видимости.

У людей появилась необходимость объединить звуки в некие комплексы сочетания звуков в определенных   неизменяемых позициях, которые обозначали конкретные предметы, действия людей и животных, а также ощущения.        

Так появились слова.  Общение жестами ушло в прошлое.                      Люди стали общаться между собой    словами, которые произносятся в определенном порядке называя предмет, действие и признаки по цвету, размеру и т. д..   Так появились   предложения.                                                                              

       Использование людьми нескольких предложений для описания                 кого-либо или чего-либо называем рассказом.

   

  На наборное полотно выставляется картинка с изображением                           аиста . Предлагается послушать  как звучит слово. В этом слове много звуков. Они все разные. Одни звучат долго, громко звонко как будто песню поют другие тихо, коротко - как будто кто-то шепчет и стучит. Такое впечатление, что они живые. Чтобы познакомится с ними, мы отправимся в «речевую страну» так как эти загадочные певцы и шептуны живут именно там - в стране речи.

Чтение стихотворения И. Лопухиной.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны!

А – поет, Э - зовет, а  У - гудит,

К - клокочет, Г-  гогочет,

X -  хохочет, а  Р -  рычит, и т.д.

  И так в путь! В этой стране,   как и в нашей стране, где мы с вами живем, есть города - рассказы. В городах есть улицы - предложения. На улицах много разных домов - длинных и коротких слов. В каждом домике живут «Звуковички», у которых есть имена и фамилии. Как  люди   и они живут «семьями». Прежде чем  звуки образуют  «семью» и поселяться в дома - слова,  они должны появиться на « свет», научиться правильно и красиво звучать, поэтому они живут с начала в небольшом поселке «Звукоречье».

Как же появляются звуки?

Речевые звуки рождаются почти как дети. Родителями являемся мы с вами, наш ротик, язык, зубы и горлышко.

Сегодня мы познакомимся с первым жителем «Звукоречья» со

«звуковичком» [А].  Послушайте, как его зовут а-а-а. Он поет вам свое имя. Возьмите зеркала и посмотрите, что происходит в нашем ротике, когда мы произносим звук [а]

4.Артикуляционная поза звука [а]. Рот широко открыт. Губы «рисуют» большой круг. Язык широкий лежит у нижних зубов. Горлышко - дрожит т.к. звучание громкое (предложить детям положить ладошку на переднюю часть шеи).                                                                                                                                             Этот звук я могу петь долго и громко (звонко). Во рту нет никаких преград, потому что язык лежит неподвижно, зубы не мешают, губы тоже. Работает только горлышко (голос).        Слово «голос», на языке наших предков - «глас», поэтому звуку  [а] мы дадим фамилию «Гласный». Таких звуков, которые образуются при помощи голоса без особых преград во рту в нашей речи несколько.

Все эти звуки будут жить в поселке «Звукоречье» на улице Гласных.

Гласные тянутся в песенке звонкой.

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать.

Но не желают свистеть и ворчать.

Возвращаемся к нашему «звуковичку» [а].

Посмотрите на карту «Звукоречья», вот его домик с красной крышей и красным окошком.

5. Выделение звука из ряда разных звуков.

Веселый, звонкий « звуковичок» любит играть с детьми в разные игры, например в «прятки». Игра эта необычная, так как звук увидеть нельзя (мы его произносим и слышим),  поэтому, как только услышите его имя- «песенку», хлопните в ладоши и я пойму, что вы его нашли.  

6.3вуковой анализ ряда гласных. Определение количества звуков.

Теперь «звуковичок» будет играть с вами иначе. Он будет петь свою песенку, а вы сосчитаете, сколько раз он ее спел.

А        АА        A     AAA

7. Динамическая пауза. Заучивание стихотворения  с сопровождением движения  частей тела.

Рот – пошире открываем

 Открываем рты и разводим руки в стороны

      Петь мы будем детвора

Хлопают в ладоши

      Гласный звук веселый А.

Ходьба на месте

      Мы его везде найдем

Ходьба на месте

      И с собою заберем

Ходьба на месте

       Вот расплакалась Алина: «[А], не буду, есть малину!

А за нею детвора: « А-А-А»

Ходьба на месте

Дети произносят хором 3 раза

6.Обозн8.Обозначение  звука  [А] для выкладывания схем.

 Объясняю детям, что для игры со «звуковичком» - «невидимкой», т.к. звук мы произносим и слышим,  нужно придумать одежду, чтобы он стал видимым. Обращаю внимание детей на то, что при произнесении звука [а], наш рот широко открыт. Мы видим на нашем лице красные губы и красный язык, губы «рисуют» большой красный круг. Значит, рубашка должна быть красной, а на личике у «Звуковика» губки должны тоже рисовать большой круг.         (Показываю готовую фишку, обозначение предложено Александровой Т.В)

9. Предлагается игра: «Сосчитай и положи фишку».

Предлагаю детям выставить на наборное полотно столько фишек, сколько услышат звуков.   А      АА    А   ААА

10 .Итог занятия . Беседа  с детьми о том , что нового узнали.

                         Тема. Звук - «А» в словах.

Задачи: Развитие внимания, памяти, фонематического восприятия. Закрепление правильного произношения звука.  Развитие навыка  звукового  анализа. Развитие голосовых способностей детей. Развитие графических навыков.                                                                                                                 

Оборудование: предметные картинки, зеркала, фишки для обозначения звуков при звуковом анализе, таблица для обозначения слова. Красные квадраты по количеству детей. Простые карандаши.

Ход занятия.

1 .Организационный момент. Голосовые упражнения. Дается инструкция детям: « Выполняйте все так, как я скажу». Используется упражнение в стихах из книги И. С. Лопухиной « Логопедия звуки, буквы и слова».

  • А! - со мною вместе пойте,
  • А! - пошире рот откройте!
  • А! - споем мы высоко,
  • А! - протянем низко. - А...- как будто далеко,
  • А! - мы слышим - близко.
  • А, - шепнем,
  • А! - крикнем звонко.
  • А, - тихонько,
  • А! - так громко!

Вот теперь мы будем знать: Вот как может « А» звучать.                                     Догадались, с каким звуком мы сегодня будем играть? Дети отвечают и рассаживаются по местам.

  1. Характеристика звука \ ПОВТОРЕНИЕ материала прошлого занятия .
  2. Звуковой анализ рядов гласных. A      AAA      АА \ выкладывание схем \.
  3. Повторение понятия - « Слово».
  4. Продолжение сказки о речевой стране и ее жителях.

«Звуковички»  как люди могут жить в своих домах по одному, а могут жить в  семьях в большом доме. Большой дом в речевой стране - это слово.

На наборное полотно выставляется карточка дом с окошками и прорезью на крыше.


На занятиях   вы придумывали много слов, которые обозначали разные предметы живые и неживые. Я сейчас произнесу слово, которое обозначает живой предмет, а вы внимательно слушайте: «Аист» - (одновременно вставляется картинка в прорезь карточки). Аист - это птица. Вы заметили, что слово звучит гораздо дольше, чем один звук «А»?   Услышали имя нашего знакомого «звуковика»?    Поняли, что кроме него я произнесла еще звуки, с которыми он живет в этом большом доме, и они звучали после него? Песенка «звуковичка» слышится в самом начале слова, поэтому он живет в первой комнатке, вот его окошко. Только как мы его увидим, он же невидимка. Я предлагаю вам изготовить ему волшебную рубашку красного цвета в виде квадрата (показываю красный квадрат) и нарисовать ему лицо, чтобы было веселее с ним играть (прием,  предложенный Александровой). Дети рисуют на красных квадратах круг, глаза, нос, рот в виде круга, потому что при произнесении губы рисуют кружок. Выставляю для образца карточку с символом звука [а], с которым дети знакомились на прошлом занятии по подготовке к грамоте.

Теперь мы можем заселить его в комнатку.

На карточке указываю место звука [а], красным квадратом в начале полоски. Еще раз произносится слово и делается акцент на позицию звука в слове. Проводится аналогичная работа со словами, в которых звук [а] впервой ударной позиции. Слова для анализа: Алик, Антон.

6. Предлагается детям назвать слова со звуком [а], услышанных в стихотворении.

Есть мы будем апельсин, ананас, айву, анис,

Мы на завтрак подберем артишок, арбуз, кокос.

«Нет!»- воскликнула Арина,-

«А» в кокосе не нашли мы

И поэтому кокос нам заменит абрикос.

7. Итог занятия: оценка работы детей на занятии.

                                              Тема. Звук и буква «А».

Задачи: Развитие фонематического слуха. Закрепление понятий «слово»,

«звук». Закрепление навыка звукового анализа слов. Развитие внимания. Знакомство с понятием «буква». Закрепление зрительного образа буквы «А». Тренировка мелкой моторики пальцев. Развитие графических навыков. Развитие воображения.

Оборудование: Предметные картинки. Сюжетная картинка « В гостях у «Звуковичка». Волшебный сундучок с фишками для звукового анализа. Кассы букв, тетради, карандаши, палочки. Конверты с картинками на звук «А».

Ход занятия.

1 .Организационный момент.

Сядет тот, кто догадается, какие предметы могут быть у звуковичка «А» в домике. « Звуковичок» мне сообщил, что название всех предметов начинаются со звука «А». Вы назвали много разных слов-предметов, которые действительно могли бы, находится в домике нашего знакомого. Сейчас мы проверим, сколько слов вы угадали и что можно ещё найти в его домике.

2.        «Звуковичок» прислал вам письма. Поскольку писать не умеет, он прислал  каждому из вас картинки, находящихся  в домике предметов. В конвертах по  три картинки. Вы должны выбрать только ту, название которой начинается со    звука «А».

Дети открывают конверты, выбирают картинки. Выполняют звуковой анализ слов.

3.        Развитие внимания.

На наборное полотно выставляется картинка «В гостях у «звуковичка». Детям дается задание найти на сюжетной картинке тот предмет, который изображен на индивидуальной картинке.

4.        Динамическая пауза.
Песенка - танец « Право — лево».

5.Буква «А».

Играя со «звуковичком», мы узнали, что он может жить один и в слове. Вы, надеюсь, помните, что звук произносим и слышим и то что, чтобы с ним можно было играть, нам пришлось стать волшебниками и сделать его видимым. Мы, придумали для него волшебную рубашку, это нам помогло в игре в «Прятки". «Звуковичок» «А» любит путешествовать, например, заглянуть в книжку и пожить там, забраться в тетрадки к детям и покрасоваться в ней. Для этих целей у него есть особые волшебные рубашечки. Называются эти рубашечки буквами.

У вас наверняка возник вопрос, что такое буквы и как они появились у «звуковичков»? Из стихотворения «Как появились буквы» вы узнаете, что произошло в речевой стране, благодаря чему у « звуковичков» появилась новая

волшебная одежда, позволяющая им быть видимыми и путешествовать по книжкам и тетрадкам.

Читаю отрывок из стихотворения. Слышим мы повсюду                        Много разных звуков,                 Но для них покуда                        Нет рубашек  - букв.                          Эй, крючки                                                 И точки,                                     Черточки,

                      Кружочки!

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки

И шагайте слаженно

По листу бумажному!

Черточки послушались,

Прекратили драться,

Превратились в нужные

Правильные знаки.

Стали всем понятными

Буквами печатными.

И тогда вприпрыжку

Прибежали в книжку.

А потом с оглядкой

Прямо к нам в тетрадку.

Вывод: Буква - это знак, обозначающий звук при письме.

У  «звуковичка»  есть праздничная рубашка - заглавная буква /А/ и повседневная - прописная буква / а /. Когда и в какой рубашечке появляется «звуковичок»  в вашей тетрадке и в книжках, вы узнаете немного позже. Сейчас же я предлагаю рассмотреть буквы, определить из каких элементов они состоят, попробовать самим выложить, написать, запомнить их.

На наборное полотно выставляются буквы заглавная и прописная.

А - две длинные палочки-наклонные и одна короткая - горизонтальная

а -  «голова», «спина», «хвостик» и «животик».                                                          Предлагается детям  по  фантазировать, на что похожа  буква. Дети                 выс -     высказывают  свои  предположения.                                                                                                    На наборном полотне выставляется картинка,  и  читаются  стихотворение   Владимира   Владимира Степанова из книги  «Звонок на урок»

-

:


Шагает гордо буква А

 Алфавита голова, 

Знает Вова, знает Света

Что похожа буква А

На летящую ракету

И на крышу теремка

6.Выкладывание заглавной буквы из палочек.

  1. Предлагается обвести в воздухе прописную букву, для этого прошу детей закрыть  один глаз и пальчиком обвести выставленную букву.
  2. Работа с кассой букв.

Сообщаю детям, что  «звуковичок»  прислал свои фотографии на память мне и всем ребятам. Карточки нужно поставить в «альбом» т.е. в кассу букв.

9.        Письмо букв в тетрадках.

а) обвести буквы;

б)  написать по точкам;

в)  самостоятельное написание.

10.        Итог занятия: Оценивание работы детей на занятии.

Задание воспитателям. Игра «Буква сломалась», лепка букв из пластилина.

 Задание родителям. Игра «Найди букву в тексте».


                       Тема:     Согласные звуки

                                  ( продолжение сказки)

Цель:       Знакомство с понятием «Согласные звуки».

Задачи:   Развитие воображения, памяти, мышления,

                 Развитие фонематического восприятия

                 Закрепление навыков чтения.

Оборудование: карточки  – «пропуск» с рядами гласных букв,                       карта «Звукоречья», картинный материал из дидактической настольной игры «Звонкий-глухой», фишки из пособия Александровой  Т.В..

                 

                             Ход занятия.

  1. Организационный момент.   Игра « Пропуск» чтение рядов гласных.
  1. Сообщение по теме.                                                                                             В речевой стране в поселке «Звукоречье»  всего две улицы.

 

Пойдем налево – песни слышим (УАЭЫИО).  

Теперь   направо повернем.-

           Мычанье, стук и свист и гром……

Оказывается, кроме гласных (поющих) звуков   в «Звукоречье»  на улице  Согласных, живут  «звуковички», которые не умеют петь. Их называют - «согласные». При произнесении согласных звуков во рту возникают разные преграды из губ, языка, зубов, поэтому песенки у них не получаются.

А согласные …согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

- Дети заучивают  это стихотворение

«Имена» согласных мы должны произносить коротко. Согласные звуки  капризны. У них часто меняется настроение. Ходить в одной «рубашке» отказывается.

Для звукового анализа согласные звуки обозначают квадратами синего и зеленого цвета. Синюю «рубашечку» надевает «звуковичок», который звучит твердо (сердито). Зеленую «рубашечку» надевает, «звуковичок», который звучит мягко (нежно, ласково).                                                                          

    Для запоминания  использую стихотворения.

                    НЕЖНЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ

Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,

 Их можно легко смешать,

 Но, чтобы не вышло подобной штуки,

 Научимся их различать.

 Мягкие звуки звучат повыше,

 Звучанье у них нежней.

 А твердые - словно грубее и ниже,

Как будто твердые - злей.

                                                 

Как не запутаться, как отличить

           Твердый и мягкий звук?

           Если он нежный и ласковый

           Как первая зелень вокруг

           То это - не сомневайся – мягкий согласный звук!

            Если же злой и жесткий

            Как синяя глыба льда,

            То это - согласный твердый.  (Т.Величко)

         Имена «звуковичков» звучат по-разному  - одни громко (звонко),    

  мы    произносим их «включая» голос.  ( М Г Д)  проверьте, положив    

  ладошку на шею.                                                                                                                                               - Дети повторяют и делают   вывод:  Звук вырвался изо рта!

          Другие - тихо (глухие), мы произносим их без участия голоса, как  

             будто    шепотом (К, Т Ф) проверьте.                                                                                                        – Дети повторяют, прикладывая ладошки  в горлу.

При звуковом анализе участие голоса отражается на синих, зеленых  

квадратиках - колокольчиком.

       Как не запутаться, как различить

                  Звонкий звук или глухой?

                   Чтоб быть уверенным, я приложу

                   К шее свою ладонь.

                   Если голос спокойно спит

                   В домике своем –

                  Это звук глухой согласный, будь уверен в нем!

                   Если голос не спит, бушует,

                   Стенки дома дрожат –

                   Это звук звонкий согласный, его легко выделять!

                                                                                           

                                                                                     (Т.Величко)

Итог занятия: предлагается детям рассказать, что нового узнали на занятии.

Задание на дом: Изготовить 8 квадратиков (4 синих + 4зеленых) из них по 2 с колокольчиками. Размер 2см на 2см

               

                                   Тема:  Звук [М]

                                   Задачи:     Развитие внимания воображения, памяти.                                        Развитие фонематического восприятия. Закрепление понятия «согласные звуки».

                                                             Обучение  звуковому анализу определение позиции звука в слове.

                                             Оборудование:  карта  « Звукоречья», волшебные сундучки                                   с фишками  (фотографиями), пособия «светофорчики»  и «Домик»

                                                 

                      Ход занятия.

1. Орг. момент. Садятся дети, имена которых я буду называть.

 2.  Знакомство со звуком [М]                                                                                        Живет в речевой стране, в поселке «Звукоречье»  «звуковичок» [М], согласный. В отличие от гласных звуков он не умеет петь; поэтому свое имя произносит коротко.

Имя звуковичка вы  можете  произнести, если сначала прижмешь губки друг к другу, включишь голосок, а потом резко, с помощью воздушного «ручейка» разомкнешь их. Теперь понятно, почему он не умеет петь? Во рту возникает преграда из губ.

Как все звуковички, [М] - невидимка, мы можем только слышать, когда его имя кто-то произносит. Для того чтобы поиграть с ним мы должны одеть ему «рубашечку». Согласные звуки  капризны. У них часто меняется настроение. Ходить в одной «рубашке» отказывается.

Когда звуковичок [М] сердит - звучит твердо - он требует синюю рубашечку с колокольчиком. А когда веселый ласковый звучит - мягко -надевает зеленую с колокольчиком.

Колокольчик ему нужен, для того чтобы показать нам, что произносить его надо, включив голосок, громко.

3.Игра: « Светофорчики». Детям предлагается  «включить»                          « светофорчики», когда услышат звуки среди других звуков, в слогах.

4.Фих минутка.   Игра:  Руки – звуки»

   5. Игра «Домик». Детям предлагается,  определит позицию звука в словах:

           Ком, мак. Том, мох, миг, семь, мель,  (начало, конец слов).

   6. Задание. Выбрать слова   со звуком  [М]  из текста.

        По небу облаком седым           Мышь дала мышонку сыра,

        Из трубы несется дым.             И хозяйственного мыла.

7. Итог занятия:

               

 Литература.

Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи

Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

 Детство-пресс, 2005.

Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи                                              ДЕЛЬТА  Санкт-Петербург 1999 г.                                                        

Занимательное азбуковедение Автор: Волина В.В. Издательство: Просвещение Год: 1991                                                                                                       

В. Степанов «Звонок на урок»      

                   

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия по звукопроизношению с использованием нетрадиционных методов.Тема: Путешествие звука и буквы «ч» в «Речевую страну».

Занятие с использованием нетрадиционных методик и приемов: музыкотерапии, ароматерапии, хромотерапии, релаксацииинсценирования, чтения, разгадывания звукового кроссворда, разучивание чистоговорки, ско...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие Незнайки в страну Слов и Звуков" ( познавательно-речевое развитие) (возраст детей: 4-5 лет)

Цель:  закрепление пройденного материала. Познакомить родителей с уровнем развития детей 4-летнего возраста по подготовке к обучению грамоте.Задачи: Образовательные:- закреплять знания детей о гл...

Речевое развитие. Путешествие в сказочную страну звука [С] и буквы С.

Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию и...

ОО Речевое развитие. Основы чтения и подготовка к письму. Тема. Путешествие в сказочную страну звуков (повторение).

ОО Речевое развитие.  Основы чтения и подготовка к письму.   Тема. Путешествие в сказочную страну звуков (повторение)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами театрализации. Образовательная область"Речевое развитие" Тема: "Путешествие по сказочной стране"(театрализация русской народной сказки "Теремок") (средняя группа)

Цель: активизировать умственные и развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.1) Закреплять знания детей по прочитанным сказкам;2) Учить детей драматизировать знак...

Конспект развлечения по речевому развитию « Путешествие в сказочную страну» (средняя группа)

Конспект развлечения по речевому развитию « Путешествие в сказочную страну»(средняя группа)Цель: развивать коммуникативные способности посредством сказкотерапии.Задачи:• вспомнить с детьми уже из...