Развитие интереса к чтению у детей младшего дошкольного возраста
статья по обучению грамоте на тему

Казунина Юлия Павловна

Чтение  можно  сравнивать  с  главной  дорогой  в  стране  знаний. Освоение  математики, истории  и  других  наук  будет  основано  на  умении  ребёнка  понимать  написанное, пользоваться  письменной  и  устной  речью, способности  выделять  смысл  письменного  текста. Обучение  дошкольника  чтению – фундамент  его  будущей  грамотности. Если  ребёнок  рос  и  развивался  в  обстановке, где  беседы, чтение, слушание  являются  нормой  повседневной  жизни, он  и  в  школе  будет  проявлять  любознательность, интерес  к  разнообразной  информации. А  большую  часть  информации, знаний    об  окружающем  мире  можно  почерпнуть  главным  образом  из  книг. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Развитие интереса к чтению у детей младшего дошкольного возраста

Чтение  можно  сравнивать  с  главной  дорогой  в  стране  знаний. Освоение  математики, истории  и  других  наук  будет  основано  на  умении  ребёнка  понимать  написанное, пользоваться  письменной  и  устной  речью, способности  выделять  смысл  письменного  текста. Обучение  дошкольника  чтению – фундамент  его  будущей  грамотности. Если  ребёнок  рос  и  развивался  в  обстановке, где  беседы, чтение, слушание  являются  нормой  повседневной  жизни, он  и  в  школе  будет  проявлять  любознательность, интерес  к  разнообразной  информации. А  большую  часть  информации, знаний    об  окружающем  мире  можно  почерпнуть  главным  образом  из  книг.

      В  основе  эмоциональной  жизни  ребёнка  лежат  пространственно – временные  представления, которые  формируются  практически  одновременно  с  произвольной  регуляцией  психической  деятельности, являясь  базовыми  составляющими  психического  развития  ребёнка.

    Готовность  к  чтению  определяется  развитием  пространственных  представлений, зрительно – двигательного  гнозиса, зрительных  способностей: восприятие, память, различение; слуховых  способностей: различение, запоминание, понимание  и  развития  зрительного  анализа  и  синтеза.

       Пространственная  ориентировка  на  плоскости – начальный  этап, с  чего  мы  и  начали  работу:

 - на  листе  показать  середину, левые, правые  края;

 - ребёнок  проводит  рукой  вдоль  краёв, отмечая  нижние  и  верхние  края;

  • потом  ребёнок  выкладывает  картинки  слева  направо  в  ряд;
  •  картинку  в  центре, вверху – внизу, слева – справа  от  неё;
  • далее  в  верхний  правый  угол, в  нижний  правый  и  т.д.;
  • через  некоторое  время  попросите  вспомнить, какие  картинки  раскладывал, где  находились;
  • ребёнок  сам  раскладывает, рассказывает;
  • игра  «Что  изменилось?», «Какой  картинки  не  стало?», «Какая  картинка  появилась?».

Нельзя  забывать  об  ориентировке  в  окружающем  пространстве, эта  работа  проводится  параллельно: определение  расположения  предметов  

По  отношению  к  ребёнку; определение  пространственных  соотношений  предметов, находящихся  сбоку, определение  пространственных  соотношений  между  2 –3  предметами  или  изображениями.

    После  проведённой  работы  переходим  к  развитию  анализа  и  синтеза,

обучению  и  узнаванию  букв. Учитывая  возраст  детей, вся  работа  проводится  в  игровой  форме.

Игра «Доктор»  (даётся  буква  А), «Медведь  в  лесу» ( даётся  буква  У),

«Путешествие  в  лес», «Плачет  ребёнок».Сразу  появляется  в  группе  «Звуковая  дорожка» ( шпагат  на  панно).

 Параллельно  с  обучением  чтению  здесь  решается  задача  воспитания  речевого  дыхания. Буквы  подаются  в  определённой  последовательности

и  сразу  в  различных  видах  деятельности  отрабатывается  узнавание  и   ориентирование  буквы  в  пространстве  (здесь  прослеживается  связь  не  только  с  родителями, но  и  с  воспитателями). Все  буклеты  вывешиваются  в  уголке  информации  для  родителей, объясняется  значимость  проводимых  работ. Буквы  не  убираются, всегда  на  доступном  стенде  с  кармашками. Вырезанные  дома  буквы  дети  приносят  в  группу. И  как  ни  удивительно, именно  игры  с  самодельными  буквами (вырезанными, сделанными  из  пластилина)  занимало  ребят  более  всего  в  свободное  время, выделенное  для  самостоятельной  деятельности.

Далее  на  занятиях  вводились  игры  по  степени  сложности:

  1. «Подскажи  словечко»: логопед  проговаривает  двустишье,  пример: «Как  бы  мне  пошла  корона, важно  каркает  ………(ворона)». На  панно  прикрепляется  картинка  вороны  и  снизу  слово  ворона  и  т.д.
  2. «Наведи  порядок»
  3. «Где  что  лежит»:

Мама  насыпала  сахар. Куда?                 (В  сахарницу)

Папа  принёс  конфеты  и  высыпал  их  куда?          (В  конфетницу)

Вова  вымыл  руки  и  положил  мыло  куда?        ( В  мыльницу)  и  т.д.

  1. Загадки  на  определённый  звук. Пример: вывешивается  буква  «К».         Ребёнок  отгадывает  загадки, вывешиваются  картинки, снизу  слова, корова, кошка, курица. Выделяем  первый  звук  протяжно.
  2. « Подбери  картинку  к  слову». Вывешивается  слово, проговаривается  логопедом. Ребёнок  подбирает  картинку  и  вешает  рядом.
  3. Найди  фигуру, букву  в  ряду  сходных.
  4. Срисуй  фигуру, букву  по  образцу, после  просмотра.
  5. «Покажи  и  назови» (картинки  на  определённый  звук, этот  звук  произносится  утрированно: тииигр, гриииб, слииива). Эта  работа  освящена  в  книге  Е.В. Колесниковой  «Развитие  звуковой  культуры  речи  у  детей  3-4  лет».
  6. « Угадай»: используются  слова – омографы (кружки – кружки, замок, полки, стоит).

Работаем  над  ритмическим  рисунком, т.е.  ударением. Ударение  на  карточках  со  словами  стоит  обязательно. Картинки  на  каждого  ребёнка, которые  они  по  очереди  размещают  под  словами.

  1. «Собери  картинку, прочитай».
  2. « Полминутки  для  шутки».

Таким образом, именно в  игровой  деятельности  с  элементами    обучения  чтению  дошкольников  3-4  лет  наиболее эффективно  проходила  профилактика  нарушений  чтения  и  письма, выявлялись  дети  с  недоразвитием  тех  или  иных  речевых  функций, пространственных  представлений, развивалась  мотивационная  готовность  к  познанию  окружающего  мира, стимулировались  психические  процессы, формировалась  произвольная  

регуляция  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании " Формирование интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования у ребёнка в дошкольном возрасте интереса к книге и её содержанию во многом определено тем, насколько в этот процесс вовлечены родители, какое отношение семьи к книге, как организо...

«Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы Интернет и продвинутые гаджеты вытесня...

Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста

Проектная работа «Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста». в ней подробно раскрываются методы и приёмы работы ...

Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Доклад на тему «Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»Чыпый-оол С.К., воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад  №6 г. Кызыла«Если детство у ребенка не воспит...

Статья " Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы, способствующие формированию литературного вкуса в дошкольном возрасте....

Развитие интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста

Развитие интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста...