Программа кружка "По дороге к азбуке"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Братишко Дина Леонидовна

Программа кружка по обучению детей старшего возраста расчитана на два года.Общая цель программы – подготовить в ходе дошкольного и школьного развивающего обучения функционально грамотную личность как показатель качественного обучения. Актуальность: программа ориентирована на развитие устной речи детей, подготовку к обучению грамоте в начальной школе и предупреждение ошибок в чтении и письме.  Цель программы: развитие и коррекция умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи, фонетико-фонематических представлений с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no12_programma_kruzhka_po_doroge_k_azbuke.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка-детский сад №28»

Утверждаю _____________________

Директор МКДОУ «Центр развития ребенка-

детский сад №28» Нечуйкова В.Н.

Программа дополнительного образования по образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 7 лет  с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

«По дороге к азбуке»


Воспитатель: Братишко Д.Л.

г.Михайловск

2015-2017 учебный год

Пояснительная записка


Курс развития речи и обучения грамоте для дошкольников 5 - 7 лет является начальным звеном непрерывного курса «обучение грамоте – русский язык – чтение и литература» для 1-11 классов, который создается в рамках программы «Школа 2100».  Общая цель программы – подготовить в ходе дошкольного и школьного развивающего обучения функционально грамотную личность как показатель качественного обучения.

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе.
Актуальность: программа ориентирована на развитие устной речи детей, подготовку к обучению грамоте в начальной школе и предупреждение ошибок в чтении и письме.
 Цель программы: развитие и коррекция умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи, фонетико-фонематических представлений с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка.

Задачи:

  1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  2. развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
  3. формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
  4. развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
  5. развитие учебных умений: умений работать в коллективе и взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно и сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
  6. развитие умений общения со взрослыми и сверстниками, умений видеть мир глазами другого человека;
  7. развитие умения говорения и слушания (5-6 лет); говорения, слушания и чтения (6-7 лет);
  8. развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  9. обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие и коррекция грамматического строя речи, связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
  10. развитие умений оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
  11. развитие звуковой культуры речи;
  12. расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.


Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 5-6 лет (первый год обучения) и по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет (второй год обучения). Занятия разработаны на основе программы дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой. 

Данная программа рассчитана на два года обучения. Занятия в старшей группе (первый год обучения) проводятся один раз в неделю (вторник) во второй половине дня не более 25 минут. Количество занятий в 2015 – 2016 учебном году – 29.


 Содержание образовательной деятельности для первого года обучения (5-6 лет)

  1. Лексическая работа:

-наблюдение за лексическим значением слов — название предметов, признаков, действий; за многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;

 -обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед;
-развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;
-создание условий для употребления новых слов в собственной речи.

  1. Развитие грамматического строя речи:

-наблюдение за образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнение в образовании слов по образцу;

 -наблюдение за однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов; 

-формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
-практическое знакомство со словосочетанием и предложением;
-знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам, исправление ошибок и употребление предлогов.

  1. Развитие связной устной речи:
    -обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
    -обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
    -обучение подробному пересказу текста;
    -обучение составлению устной загадки-описания, рассказа-описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок, по опорным словам и т.д.
  1. Развитие простых форм звукового анализа:
    -знакомство со звуками; гласные и согласные звуки; выделение звука в начале слова; твердые и мягкие согласные звуки.

     Перспективный план кружковой работы в старшей группе
                               

№ занятия

Тема

1

Осень. Звуки. 

2

Овощи-фрукты. Звуки [А], [О], [Э].

3-4

Геометрические фигуры. Звуки [Ы], [У], [И].

5-6

Дом. Семья. Согласные звуки.

7-8

Посуда. Звуки [М], [М`].

9-10

Рабочие инструменты.

11

Одежда. Обувь. Головные уборы.

12

 Звуки [П], [П`].

13

Зима. Звуки [Н], [Н`]. 

14

Звери. Звуки [Л], [Л`]. 

15

16

Домашние животные. Звуки [В], [В`]
Домашние животные [Ф], [Ф`].

17

Птицы. Звуки [Т], [Т`]

18

Животные жарких стран. Звук [Ж].

19

Рыбы. Звук [Щ`].

20

Продукты. Звук [Б].

21

Магазины. Звук [Б`]. 

22

Транспорт. Звуки [Р], [Р`].

23

Город. Звуки [Г], [Г`] и [К], [К`].

24

Почта. Звук [Ч`].

25

Театр, музыкальные инструменты. 

26

Звуки[Ч`], [Щ`]

27

Спорт. Звуки [Ч`], [Щ`].

28

Весна. Звук [Ц].

29

Профессии. Звуки [Х], [Х`]. 

30

Детский сад. Звук [Д].

31

Лесные деревья. Звук [Д`]. 

32

Плоды, семена. Звук [Ш].

33

Грибы, ягоды. Звуки [С], [Ш].

34

Цветы. Звуки [З], [З`]. 

35

Лето, насекомые. Звуки [Ж], [З].

36

Итоговое занятие.



     Содержание образовательной деятельности для второго года обучения (6-7 лет)
Основная цель — работа над звуковой культурой речи детей, а основное содержание — звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

  1. Звуки:
    -понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
    -акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
    -выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых или мягких, звонких или глухих согласных;
    -выделение звука в начале, конце, середине, определение положения звука в слове;
    -звуковой анализ состава слогов и слов;
    -«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
  1. Слоги:
    -понятие «слог», слоговой анализ слов;
    -подбор слов на заданное количество слогов;
    -выделение в словах первого и последнего слогов;
    -подбор слов на заданный слог;
    -составление прямых и обратных слогов.
  1. Слова:
    -выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
    -составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
    -изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
    -выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
    -восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
    -последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового или слогового состава.
  1. Буквы:
    -знакомство с буквами;
    -дифференциация понятий «звук» и «буква»;
    -согласные и гласные буквы;
    -соотнесение букв и звуков.
  1. Связная устная речь:
    -обучение ответам на вопросы диалогической речи;
    -обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
    -обучение подробному пересказу текста;
    -обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок, творческих рассказов.

     Перспективный план кружковой работы в подготовительной группе

№ занятия

Тема

1

Звуки, буквы, слова.

2

Гласные звуки и их дифференциация.

3

Звуки [М] и [М`]. Согласные звуки. Слоги.

4

Звуки [Н] и [Н`]. Твёрдые и мягкие согласные.

5

Звуки [П] и [П`]. Рассказ по сюжетной картине.

6

Звуки [Т]и [Т`]

7

Звуки [К] и [К`]

8

Звуки [Х] и [Х`]

9

Звуки [Ф] и [Ф`].Пересказ текста.

10

Звук [Й]. комбинированный рассказ.

11

Звуки [ЙО], [ЙУ], [ЙА], [ЙЭ] – дружные звуки.

12

Звук [Л] и [Л`].

13

Дифференциация звуков [Л] и [Й].

14

Звуки [В] и [В`]. Рассказ по сюжетной картине.

15

Дифференциация звуков [В]- [Ф], [В`] - [Ф`].

16

Звонкие и глухие согласные.

17

Звук [Ч`].

18

Звук [Щ`]. Дифференциация звуков [Ч`] - [Щ`].

19

Звуки [Б] и [Б`]. 

20

Дифференциация звуков [Б] - [П], [Б`] - [П`].

21

Звуки [Д] и [Д`]. 

22

Дифференциация звуков [Д] - [Т], [Д`]- [Т`].

23

Звуки [С] и [С`]. Рассказ по сюжетной картине.

24

Звук [Ц].

25

Дифференциация звуков [Ц] - [С], [Ц] - [Ч].

26

Звуки [Г] и [Г`]. 

27

Дифференциация звуков [Г] - [К], [Г`] - [К`].

28

Звуки [З] и [З`]. Комбинированный рассказ.

29

Дифференциация звуков [С] - [З], [С`] - [З`].

30

Звук [Ш].

31

Дифференциация звуков [Ш] - [С], [Ш] - [Щ`].

32

Звук [Ж]. Пересказ текста.

33

Дифференциация звуков [Ж] - [Ш], [Ж] - [З].

34

Звуки [Р] и [Р`].

35

Дифференциация звуков [Р] - [Л], [Р`] - [Л`].

36

Страна АЗБУКА (итоговое занятие).

 

Оценка индивидуального развития ребенка.

Оценка индивидуального развития ребенка поможет получить представление о возможностях ребенка, посещающего кружок, и в соответствии с полученными данными в дальнейшем выстраивать индивидуальный маршрут развития дошкольника.

Оценка проводится два раза в год: в начале учебного года и после окончания курса кружка.

Мониторинг образовательного процесса проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту.

Карта индивидуального развития ребенка.

ФИ ребенка.                                              Дата рождения

Группа                                                        Воспитатель

Психологическое  развитие

Начало года

Конец года

Внимание (устойчивое, неустойчивое, рассеянное)

Работоспособность (стабильная, нестабильная, отмечается быстрая утомляемость, повышенная утомляемость)

Познавательное развитие

Определяет последовательность действий

Умеет складывать разрезные картинки

Умеет выявлять логические несоответствия

Находит 2 – 3 отличия

Умеет выделить лишнее

Разъясняет значение слов

Речевое развитие

Темп речи (равномерный, ускоренный, замедленный, неравномерный)

Интонация (речь эмоциональная, недостаточно интонированная, монотонная)

Звукопроизношение (речь чистая, нарушено произношение отдельных звуков, речь неразборчивая)

Фонематический слух (норма, снижен)

Многосложные слова (искажает, не искажает)

Словарь (обширный, соответствует норме, ограниченный, крайне ограниченный)

Словообразование и словоизменение (успешно, допускает отдельные ошибки, затруднительно)

Грамматический строй речи (речь правильная, незначительные аграмматизмы, большое количество аграмматизмов)

Употребление предлогов (правильно, неправильно)

Связная речь  (сформирована, вызывает затруднения, не сформирована)

Документация.

  1. Программа.
  2. Карты индивидуального развития
  3. Журнал посещаемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»

Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...

Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...

Конспект открытого занятия «По дороге к Азбуке» Комплексная программа «Школа 2100» Занятие № 45 (старшая группа) Тема: Звук [С\']

За основу взят конспект из методички "По дороге к Азбуке", но я добавила свои разработки, игры, задания....

Дополнительная общеразвивающая программа "По дороге к Азбуке"

Своевременная работа по подготовке детей к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом. Данная программа способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособн...

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) . Адаптация детей к школе. (Детский сад 2100. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части)

Обучение грамоте (чтение)30 занятий в год – 1 занятие в неделю(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части) Программа составлена на основе Комплек...

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные  об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...