ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «По дороге к Азбуке» для детей 6-7 лет
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Маркина Наталья Алексеевна

Подготовка детей к чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markina_kruzhok_vosstanovlen.docx_osnovnaya_2.docx73.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 98 комбинированного вида»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«По дороге к Азбуке»

Возраст детей: 6-7лет

Срок реализации: 1 год

                                                           Составитель: Маркина Н. А. –                              высшая квалификационная

                                       категория

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

   стр. 3-4

2.

Пояснительная записка

стр. 5-10

3.

Учебно-тематический план

   стр.11-13

4.

Содержание изучаемого курса

стр. 14-15

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

стр. 11-19 сссСтр. 1стр17-19

6.

Список литературы

  стр. 20

7

Приложения –

стр. 21-27

                                ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«По дороге к Азбуке»

Руководитель программы

Маркина Наталья Алексеевна, высшая квалификационная категория

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида»

Адрес организации

исполнителя

РМ г. Саранск, Проспект 60 лет Октября 24

Цель программы

Формирование навыка осознанного грамотного чтения.

Направленность программы

Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

- Формирование буквенного гнозиса;

- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;

- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;

- Формирование интереса к чтению.

- Развитие психических процессов.

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

  Краткосрочная рабочая учебная  программа дошкольного образования 

 

  Обеспечить  готовность детей к дальнейшему развитию, школьному обучению.

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

Ожидаемые результаты. К концу курса дети могут:

* Различать понятия «звук», буква  «слог», «слово», «предложение».

* Выделять слова в предложении, определять их место.

*Делить слова на слоги, считать слоги в слове и составлять слова из готовых слогов.

* Ударные и безударные слоги.

* Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

* Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков?

* Читать  простые по звукобуквенному составу слова, предложения короткие тексты.

*проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

                                         Пояснительная записка

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего  вида.   Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения и  овладение первоначальным  графическим навыкам.

Основные направления программы 

- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

- Формирование буквенного гнозиса;

- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;

- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;

- Формирование интереса к чтению.

-Развитие психических процессов.

Новизна программы.

  Программа является комплексной, включает в себя развитие речи, обучение первоначальному чтению, развитие первоначальных графических навыков. Дополнительная общеобразовательная программа  основана на комплексном подходе к дошкольному обучению и развитию ребёнка, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Актуальность.

Подготовка  детей  к  школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где  любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально - волевые и познавательные сферы психических функций.

Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Отличительные особенности программы  «По дороге к Азбуке»

       1.    Не допускает дублирования программ первого класса;

       2.    Создает условия для включения  ребенка в новые социальные формы общения;

  1. Готовит переход от игровой  к творческой, учебной, деятельности;
  2. Инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;
  3. Особое внимание уделено взаимодействию с родителями;
  4. Представлена  комплексная  диагностика готовности к школе.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что программа  является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики  и зрительно-двигательной координации.  В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности. Предполагается групповая работа и самостоятельное выполнение заданий

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности,  в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового  анализа и синтеза,  обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного  чтения зависит успешность обучения в школе.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты.

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании».  
  • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666.
  •  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях»,  СанПиН 2.4.1.2660-10 от 15.05.2013.
  • «Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке  на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  • Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Цель программы. Формирование навыка осознанного грамотного чтения. и первоначальных графических  навыков.

Задачи программы

Образовательные:

 • формировать и развивать фонематический слух;

 • учить детей владеть звуковой стороной речи: темпом, интонацией;

 • знакомить со слоговой структурой слова;

 • формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги,

 распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного
предложения;

 • формировать умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам, используя простые предложения;

 • расширять словарный запаса детей;

 • формировать и развивать звуко-буквенный анализ;

 • готовить руку ребёнка к письму;

 • учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;

 • учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных ;

 количество звуков в слове ; выделять ударный слог;

 • учить первоначальному слоговому чтению

Развивающие: развивать связную речь;

развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;

Воспитательные:

. • воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность

по отношению к окружающим;

 • формировать культуру речевого общения;

 • формировать положительную самооценку;

 • формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы
самоконтроля, самостоятельность;

 • воспитывать внимание;

 • воспитывать организованность и самостоятельность;

 • воспитывать интерес к чтению.

 Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом  принципов: научности, систематичности  и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.

Программа рассчитана:

на 1 год, для детей 6-7 лет.

количество занятий – 1 раза в неделю.

продолжительность –25- 30 минут.

количество часов в год  - 32ч.

Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, чтение слов, предложений, небольших текстов, печатание букв, работа в тетради. А так же развивает внимание, мышление, память. Пособие развивает интерес и способности к чтению.

Ожидаемые результаты.

К концу курса дети могут:

* Различать понятия «звук», буква  «слог», «слово», «предложение».

* Выделять слова в предложении, определять их место.

*Делить слова на слоги, считать слоги в слове и составлять слова из готовых слогов.

* Ударные и безударные слоги.

* Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

* Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков?

* Читать простые по звукобуквенному составу слова, предложения,  короткие тексты.

*Читать слоги, слова, предложения, несложные тексты.

*Проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

Формы занятий и способы их реализации.

Эффективность  работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода  при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.

 *Дидактические игры

 *Фонематические упражнения

 * Работа с текстами

 *Театрализация

 *Графические упражнения

 *Работа с карточками

 *Работа в тетрадях

 *Работа по карточкам, по таблице

Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами  и        нормами»: 25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).

К концу обучения по программе «По дороге к Азбуке» обучающиеся должны иметь представление:

- о классификации звуков, буквах, слоге, слове, предложении.

Знать:

- природу гласных и согласных звуков;

- различать открытый и закрытый слог;

- названия букв согласных и гласных звуков.

Уметь:

- интонировать звуки вначале, в середине, в конце слова;

- различать согласные и гласные звуки;

- различать твёрдые и мягкие; звонкие и глухие согласные звуки;

- называть буквы гласных и согласных звуков;

- составлять и читать слоги;

- различать слово и предложение;

- печатать маленькие и большие буквы алфавита;

- соотносить звук и букву;

- выполнять звуковой анализ слов.

- составлять и читать слоги, слова, предложения, несложные тексты.

12. Формы подведения итогов

1.Оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины    конкурса)

2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов – 2 раза в год. 3. Открытый показ организованной деятельности по дополнительному              

образованию для родителей и педагогов – 2 раза в год.

4. Видеоматериал.

5. Фотоотчёт.

                                   

Учебно-тематический план

   №

Тема

Количество часов

Всего

Кол-во занятий

Кол-во минут

Теория

практика

1

Слово и предложение

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

2

Звуки  и буквы А и У

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

3

Звуки  и буквы И и Э

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

4

Звуки  и буквы  О и Ы

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

5

Звуки  и буквы  Предложение. Гласные звуки

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

6

Слоговой состав слова.Ударный слог. Ударение

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

7

Слоговой и звуковой состав слова слова

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

8

Звуковой анализ слов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

9

Звуки  и буквы М    Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

10

Звуки  и буквы Н Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

11

Звуки  и буквы Б  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

12

Звуки  и буквы П  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

13

Звуки  и буквы Й  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

14

Звуки  и буквы В  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

15

Звуки  и буквы Ф  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

16

Повторение. Мягкие и твердые согласные, звонкие и глухие. Чтение.

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

17

Звуки  и буквы Т  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

18

Звуки  и буквы Д  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

19

Звуки  и буквы К  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

20

Звуки  и буквы Г  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

21

Звук  и буква Х    Звуковой анализ слов. Чтение слогов и предложений

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

22

 Буква Я

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

23

Звуки  и буквы С-Сь, С  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

24

Звуки  и буквы З-Зь, З   Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

25

Звуки  и буквы Ц-Ць, Ц    Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

26

Звук  и буква Ш     Звуковой анализ слов. Чтение слогов и предложений

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

27

Звук  и буква Ж  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

28

Звук  и буква Ч    Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

29

Звук  и буква Щ   Звуковой анализ слов. Чтение слогов и предложений

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

30

Звук  и буква Л-Ль, Л  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

31

Звук  и буква Р-Рь, Р  Звуковой анализ слов. Чтение слогов

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

32

Чтение предложений. Итоговое занятие

1

30 мин.

10 мин.

20 мин.

Итого

32

16ч

5ч 20мин

10ч 40

Содержание программы «По дороге к Азбуке».

1. Лексическая и грамматическая работа

- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу - звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

-Постановка ударения и выразительности речи. Словоизменение и словообразование.

 5. Обучению чтению. Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов.

 6. Подготовка руки к письму.

Методическое обеспечение программы

1.Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

2.Приемы и методы организации.

3.Дидактический материал.

4.Техническое оснащение занятий.

Теоретические знания по всем разделам программы даются в игровой форме и носят поисковый характер.

Занятие

Цель

Содержание

Необходимое оборудование, техника

1.Звук и буква

Формировать понятие о предложении, звуке (гласный, согласный).

Деление предложения на слова, слова на слоги. Выделение гласных и согласных звуков из слов. Соотнесение звука и буквы.

Схемы, карточки с буквами, словами, предметные картинки.

2.Звуковой анализ слов

Развивать умение проводить звуковой анализ слов.

Зарисовка, штриховка буквы, звуковой анализ слов.

Карточки с буквами, словами, схемы слов.

3.Составление слов, предложений

Развивать умение составлять слова из разрезной азбуки.

Составление слов из разрезной азбуки.

Разрезная азбука.

4. Чтение слов, предложений

Развивать умение читать слова, предложения.

Чтение слов, предложений по разрезной азбуке, по букварю.

Разрезная азбука, букварь Н, В, Нищевой.

Комплексно-тематический план

Модуль дополнительного образования

Содержание модуля

Приемы и методы

Техническое оснащение

Итоговое мероприятие

1.Звуковая культура речи

Закрепить умение правильно произносить звуки.

1.Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа).

Картинка с показом правильного произношения звуков.

Предметные картинки.

Игры: «Угадай звук», «Поймай звук», «Буква потерялась».  

2.Грамматический строй речи

Развивать умение правильно строить предложения

2.Наглядный (наблюдение, рассматривание).

Схемы слов, предложений.

Игры: «Закончи предложение», «Доскажи словечко».

3.Подготовка к обучению чтению

Развивать умение проводить звуковой и слоговой анализ слов, составлять предложения    

3.Практический (словесные игры; игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).

Разрезная азбука , букварь Нищевой Н,В, фишки. таблицы

Чтение слогов, слов, предложения

Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Программа  «По дороге к Азбуке» реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения проводятся физкультминутки и малоподвижные игры.

В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:

изучение нового материала;

закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;

проверочные занятия (в конце полугодия);

комплексные.

Занятия по обучению грамоте структурно выглядят так:

-организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);

-постановка цели занятия;

-организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;

-анализ деятельности детей;

-подведение итогов занятия.

Приемы и методы организации.

В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО);

- практический (игра, упражнения).

В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.

Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия

Методическое обеспечение.

1. Подвижная азбука или наборное полотно с ячейками для тридцати трех букв, используется для составления слогов, слов, слоговых таблиц на фланелеграфе. С обратной стороны каждой карточки – буквы надо приклеить кусочек бархатной бумаги.

2. Индивидуальные разрезные азбуки.

3. Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием изображенного - с другой. Ребенок сначала читает, а затем, перевернув карточку, рассматривает рисунок.

5.Индивидуальные карточки. Каждому ребенку дается индивидуальное задание

6.Таблицы, картинки, игрушки, муляжи.

7. Карточки для звукового и слогового анализа

8.  Наглядный и раздаточный материал для дошкольников

9. Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов.

10. Тематические карточки на заданную тему.

 11.  Слоговые таблицы.

12. Плакаты «Алфавит»;

13. Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи.

14. Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» (2 части, раздаточный материал).

Дидактический материал.

Дидактические игры:

  1. «Кто больше»
  2.  «Слоговое лото»
  3. «Дополни слог, слово»
  4.  «Узнай звук»
  5. «Найди слово в слове»
  6. «Третий лишний»
  7. «Напиши кружочками»
  8. «Слушай хлопки»
  9. «Что общего»
  10. «Кто так говорит, делает?»
  11. «Назови одним словом»
  12. «Волшебный мешочек»
  13.  «Один – много»
  14. «Пишущая машинка»
  15. «Звуковая цепочка»
  16. «Чего не стало»
  17. « «Рифмы»
  18. «Чей голосок?»
  19. «Подбери пару»
  20. «Кто что подарил?»
  21. «Наоборот»
  22. «Рассыпанное слово»
  23. «Узнай по описанию»
  24.  «Синий – зелёный»
  25. «Расшифруй слово»
  26. «Повтори, не ошибись!»
  27. «Заколдованные слова»
  28. «Найди букву»
  29. «Назови ласково»
  30. «Измени слово»
  31. «Придумай слово»
  32. «Доскажи словечко»
  33. «Звук заблудился»
  34. «Закончи слово, предложение»
  35. «Читаем сами»
  36. «Звуковая цепочка»
  37. «На какую букву»
  38. «Сказки»
  39. «Обобщающие понятия»
  40. «Что к чему?»

Наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурки, природный материал, бросовый материал.

Техническое оснащение занятий:

- демонстрационная магнитная доска,

- музыкальный центр, аудиоматериалы, компакт диски с записями сказок;

- стеллаж для хранения дидактических и методических пособий;

- мультимедийный проектор

Список литературы

  •  1. Нищева Н.В  Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.- СПб. :ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  • 2. Как подготовить ребенка к школе: метод. Пособие  для воспитателей\ Т.И.Гризик, О.А.Карабанова.- М. : Просвещение, 2011.
  • 3. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2014.
  • 4. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста
    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2002. – 128 с.  
  • 5. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. –

                             

                       

ПРИЛОЖЕНИЯ

Дидактический материал «Дидактические игры».

Дидактическая игра «Разноцветные цепочки»

  Звуковой диктант. Перед каждым ребенком игровое поле-таблица для звукового диктанта и пенал с фишками, обозначающими звуки (квадраты красного, синего и зеленого цвета, соответствующие гласному звуку, твердому и мягкому согласному звуку). Педагог называет звуки в произвольном порядке, а дети выкладывают фишки. Всего произноситься 10 звуков, соответственно дети выкладывают в этом задании 10 разноцветных фишек. После того, как фишки выложены, дети проверяют правильность выполнения игрового задания: педагог или называет последовательность цветов квадратов, или выставляет полоску-ответ с наклеенными квадратами. Например, педагог называет детям по порядку следующие звуки: [а], [ль], [с], [э], [Ы.], [м], [ч], [р.], [j], [у]. Дошкольники должны выложить квадраты в следующем порядке: красный, зеленый, синий, красный, красный, синий, зеленый, синий, зеленый, красный.

Дидактическая игра «Измени слово».

Деление слов на слоги. Для этого на игровом поле дети должны разложить картинки так, чтобы все пустые клетки были заполнены: под цифрой 1 - словами, состоящими из одного слога, под цифрой 2 - словами из двух слогов и так далее (на игровом поле цифры 1, 2, 3, 4). Предметные картинки дети берут из конвертов, которые прилагаются к каждому игровому полю, набор картинок у всех разный. В каждом конверте по 10 картинок, дети будут использовать 8 из них по своему усмотрению. Педагог перед игрой напоминает детям правило игры: слова можно изменять, наращивая слоги. Так, если на картинке нарисован кот, то его можно положить на пустую клетку под цифрой 1, а можно положить эту картинку под цифру 2 и назвать ее кошка, а можно положить под цифру 3 и назвать словом котенок, а можно сказать, что это - котеночек, положив под цифру 

Главное, чтобы все клетки под цифрами были правильно заполнены картинками.

Дидактическое упражнение «Придумай предложение».

Составление предложений по моделям и предметным картинкам. От каждой команды выбирается по одному участнику. Опираясь на предложенную модель (изображена на игровом поле) и набор картинок к ней, игроки должны придумать свое распространенное предложение. Место слова-картинки на модели обозначено красным квадратом. Перед игрой необходимо уточнить с детьми схемы предлогов, которые изображены на игровых полях (красный кружок в середине квадрата обозначает предлог в, кружок сверху квадрата – предлог на, кружок перед квадратом – предлог перед). Картинка, которая будет использоваться при составлении предложений выбирается детьми по своему желанию из предложенных сверху. Дети могут придумать такие предложения: Акула - очень опасный хищник. Акула живет в море. Два вола везут сено. На волах перевозят грузы. 

Дидактическая игра для капитанов «Где прячется звук?».

  Выделение заданного звука в словах. На игровом поле желтым кружком показано положение звука в слове. Ребенку дается конверт с картинками. Согласный звук, положение, в слове которого нужно найти в данной игре, обозначен на откидной части конверта с внутренней стороны. Это может быть мягкий согласный звук (обозначен соответствующей буквой на зеленом квадрате) или твердый согласный звук (буква на синем квадрате). Ребенку нужно разложить картинки на игровом поле в соответствии с нахождением обозначенного звука в словах: если звук находится в начале слова, на строке с желтым кружком слева, если в середине - на полоске с кружком в центре строки, если в конце - желтый кружок на строчке справа. Например, если на конверте изображен мягкий звук [нь] (буква Н на зеленом квадрате), то картинки должны располагаться следующим образом: первая строчка - Нюша, негритенок, нитки, незабудки (звук в начале слова); вторая строчка - подснежник, леденец, пожарник, портниха (звук в середине слова); третья строчка - тюлень, мишень, олень, осень (звук в конце слова).

Дидактическая игра «Подбери картинку к схеме».

Звуковой анализ односложных слов. Три ребенка кладут фишку (может быть любой) на ту картинку, которая, по их мнению, соответствует представленной на игровом поле звуковой схеме слова. Эту игру можно провести и по-другому: если дети могут читать короткие слова, то вместо картинок можно раскладывать фишки на слова, написанные под картинками. Необходимо обратить внимание детей на то, что слова не относятся к картинкам, под которыми они написаны (чтобы дети именно читали, а не догадывались о написанном слове с помощью картинки).

Дидактическая игра

Цель:

- Развивать зрительное восприятие;

- Упражнять в узнавании определенной буквы;

- Развивать память, речь

- Упражнять в различении правой и левой руки.

Описание игры:

У каждого ребёнка листок с напечатанными на них буквами. Дети вместе с педагогом произносят слова стихотворения - игралочки и выполняют действия:

«Поиграем, поиграем-

Букву «А» позакрываем.

Букву правою рукой

Букву левою рукою

Раз, два, раз, два-

Вот и кончилась игра».

Дидактическая игра

Цель:

- Развивать зрительное восприятие;

- Упражнять в узнавании и назывании знакомой буквы;

- Развивать мелкую моторику.

Описание игры:

1 вариант.

У каждого ребенка - полоска с написанной знакомой буквой (или  вперемешку с другими). Ребенок «шагает» пальчиками (указат. и средним) по буквам и называет только букву А.

2 вариант.

У каждого ребенка карточка с буквой «А».

Педагог объясняет детям, что размер буквы подсказывает, как её произносить – тихо или громко (маленькая - тихо, большая - громко).

Затем дети проводят пальчиком от самой маленькой буквы до самой большой и произносят звук [а], постепенно наращивая силу голоса.

Во втором варианте задание выполняется в обратной последовательности (т.е. от самого громкого до самого тихого звука).

Дидактическая игра

Цель:

-Упражнять детей в индивидуальном и хоровом проговаривании слов со звуком (у) в ударной позиции (ухо, утка, удочка, утро, улитка).

- Развивать артикуляционный аппарат ребенка.

Описание игры: 

Дети попадают на необычную полянку. На ковре разложены разноцветные цветы, в середине их картинка в названии которой есть звук (у).

У педагога большой цветок, в середине которого изображена артикуляция звука (у), губы вытянуты в трубочку.

Каждый ребенок берет себе по одному цветочку.

Педагог спрашивает: – Какая картинка живет в твоем цветочке?

Дети поочередно называют каждый свою картинку, остальные дети повторяют название хором.

Игры и игровые упражнения по обучению чтению

Игра «Необычные цветы».

 Цель. Найти заданный звук в слове. Из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок.

Игра «Рыболов»

Цель: Определение места звука в слове.

 Дети ловят на удочку карточки с картинками, называют слова, четко проговаривая все звуки. В конце игры детям предлагается ещё раз назвать все слова и определить, какой звук сегодня пришел к нам в гости.

Игра «Улитка – светофор».

Эта настольно-печатная игра разработана на все звуки. Возьмем, для примера, поле со звуком А.

 Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слове.

 Оборудование: игровое поле с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора) символизируют начало, середину, конец слова.

Ход игры. Дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила.

Игровое упражнение «Домики».

 У детей на столах домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и предметные картинки. Необходимо определить место заданного звука в слове и вставить картинку в нужное окошко.

 Упражнения по конструированию и реконструированию букв.
Составление букв из спичек, веревочек, из «буквенного конструктора» (дуга – полукруг, короткая и длинная полоски).

Игровое упражнение «Превращение букв».
Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка.
Например, составить букву «О» - О, букву «О» превратить в «Э» - Э, «И» - И, в «П» - П

Игровое упражнение «Логические цепочки».

 Х л Н П Ж КФ Р

Очень нравится детям игра «Живые буквы».

 «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любимая буква на месте замри»

 Дети изображают буквы, а педагог или ребенок – ведущий «читает».

Работа с печатными текстами по типу корректурной пробы.

Работа на уровне слога.

Работа с таблицами проводится в форме игры «Лото» и называется «Закрой окошко».

Воспитатель называет слог, дети находят данный слог на своих таблицах и закрывают его («окошко») фишкой. Работа начинается с таблиц СГ-ГС, в них присутствуют прямые и обратные слоги того же буквенного состава (ТО – ОТ, МА – АМ).

 Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении, усложнении (СГС, ССГС, СГСС) и частой смене таблиц. С таблицами можно провести упражнение «Птичий базар», предложив детям вполголоса прочитать свою карточку. При чтении слоов угадывание невозможно, ребенок при выполнении задания вынужден опираться только на навыки слогослияния.

                               Алфавит в стихах

- Что везёшь,

Автомашина?

- Всё, что есть на букву А.

Вот

Арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

( Г.Сапгир)

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

( Г.Сапгир)

В поле волк-волчище едет

На своём велосипеде.

Обогнал сегодня он

Воробья и двух ворон,

Только ветер ветерок

Перегнать никак не мог.

( Г.Сапгир)

Вниз головой гимнаст летит,

Гимнастка на него глядит.                    

                                ( В.Берестов )

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Дятел, дятел

Дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

                                 ( Б.Тимофеев )

Жук жужжит:

- Я шёл и шёл,

Жёлтый камешек нашёл.

- Это жёлудь! Ты не прав,-

Говорит жуку жираф.

- Что ж, повесь его на сук,-

Говорит жирафу жук.

( Г.Сапгир )

Енот не станет есть , пока

Его еда не мыта.

Ему помощница – река:

Еду полощет, трёт слегка,

А после – ест досыта.

Енот – любитель чистоты,

Немытого не ест …  А ты?

( В.Лунин)

Есть у ёжика и ёлки

Очень колкие иголки.

В остальном на ёлку ёж

Совершенно не похож.

( Г.Сапгир )

Зачем у маленькой хозяйки

Зелёный зонтик взяли зайки?

Затем, чтоб прятаться от волка

Под этим зонтиком из шёлка.

( Г.Сапгир )

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил,

А козе – капустки,

Кочанчики хрустки.

Будет козочка крепка,

Кошке даст молока.

( В.Лунин)

Из упрямства ни на шаг

   Не продвинется ишак

Муравей нашёл былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно взвалив на спинку,

Он домой её несёт…

Он сгибается над ношей,

Он ползёт уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом!

( З.Александрова)

Лев комарика ловил,

Лапой лоб себе разбил.

( В.Лунин)

Мяч летает полосатый.

В мяч играют медвежата.

- Можно мне? –

Спросила мышка.

-Что ты!

Ты ещё малышка.

( Г.Сапгир )

Нам ни к чему такие                                               шутки!

Кто ночью срезал незабудки?

На грядке отпечатки ног.

Наверно это –

                     носорог.

( Г.Сапгир )

Приложение № 2

Консультация и рекомендации для родителей

Как  правильно учить ребенка читать, складывать слоги.

Объяснить ребенку дошкольного возраста, как буквы соединяются в слоги, довольно сложно в силу особенностей мышления дошкольника. Поэтому многие педагоги и психологи расходятся во мнении о способах обучения дошколят чтению слога.

В настоящее время существует два основных способа: складывание букв в слоги и запоминание слогов как целых единиц чтения.

Первый способ предполагает побуквенное называние и соединение букв в слог. "Н, О - что получится?" Не рекомендуется спрашивать: "Н и О - что получится?" - это разобьет единство букв и помешает ребенку правильно сложить слог. Современная дошкольная педагогика предлагает использовать при работе в данном варианте разные вспомогательные приемы. Вот некоторые из них.

- Взрослый карандашом (указкой) показывает первую букву, затем передвигает карандаш (указку) ко второй букве, соединяет их "дорожкой". При этом тянет первую букву до тех пор, пока ребенок "по дорожке не добежит до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась".
- Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая "падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы.
- Взрослый держит в руках карточку, где с обеих сторон написаны буквы. Ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, и ребенок читает уже вторую букву.

Цепочка рассуждений при чтении слога с помощью звукобуквенного анализа будет выглядеть следующим образом: "Буква И после согласного обозначает его мягкость, таким образом, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста (трехлетки и четырехлетки), которые способны успешно освоить навыки чтения таким образом. Но для большинства детей такой способ слишком трудный. Часто, несмотря на использование вспомогательных приемов, изложенных выше, формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы: из-за неудач снижается самооценка, появляются отказы от обучения.

Второй способ обучения ребенка-дошкольника чтению слогов приближен к его возрастным возможностям и особенностям и основан на использовании уникальных свойств памяти маленького ребенка. Давайте разберемся, в чем заключается этот способ.

Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы увидите, что просто по памяти воспроизводите разные типы слогов, а затем осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звукобуквенном составе слова.

Исходя из этого наблюдения, можно понять, что для ребенка проще научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, т. е. слогов, состоящих из согласной буквы и последующей гласной буквы.

Еще один аргумент в пользу заучивания слога-слияния: наш артикуляционный аппарат (губы, язык, зубы, голосовые связки) формирует слог как одну единицу. Попробуйте понаблюдать за собой, когда произносите слоги. Например, скажите ВА. Вы почувствуете, что ваш артикуляционный аппарат не делает паузы между В и А.

Заучивать слоги согласно данному приему обучения чтению нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: - многократное называние слога взрослым ("Это MA, a это - МУ");
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием ("Найди слог МУ, закрась его. Какой слог ты раскрасил?");
- самостоятельное называние-чтение слога.

Выбор способа обучения ребенка чтению слога - за вами. Попробуйте оба способа, выберите тот, который лучше подходит именно вашему ребенку, или сочетайте в обучении эти способы.

Сколько раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил?

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно: все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, частоты ваших занятий с ним. Ведь разные дети в разные сроки усваивают названия цвета, например. Взрослые до тех пор комментируют цвет окружающих предметов ("Смотри, какая красная машинка поехала!", "Травка - зеленая!", "Раскрасим чашечку синим цветом!"), просят ребенка показать или принести предмет заданного цвета ("Покажи синий цветочек на картинке!", "Дай маме красный кубик!", "Возьми желтый карандаш!"), пока однажды ребенок сам не назовет знакомые цвета.

То же самое происходит и с заучиванием букв: сначала взрослый показывает и называет буквы (в "Букварях", на специальных плакатах, в разрезных азбуках, на улице), потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого ("Найди и покажи в этом слове букву В!"), и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву.

Не торопитесь просить ребенка назвать букву самостоятельно. Чем длительнее этап называния буквы взрослым и поиска ее по заданию, тем проще малышу будет самостоятельно вспоминать названия букв в дальнейшем. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться при чтении слогов и слов и из-за этого терять интерес к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»

Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...

Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...

Конспект открытого занятия «По дороге к Азбуке» Комплексная программа «Школа 2100» Занятие № 45 (старшая группа) Тема: Звук [С\']

За основу взят конспект из методички "По дороге к Азбуке", но я добавила свои разработки, игры, задания....

Дополнительная общеразвивающая программа "По дороге к Азбуке"

Своевременная работа по подготовке детей к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом. Данная программа способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособн...

Образовательная программа дополнительного образования по формированию у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах и профилактике ДДТТ «Дорожная азбука» (4-5 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г.Альметьевска»    Принят на педагогическом...

Модифицированная программа "По дорогам родного края" для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направле...

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) . Адаптация детей к школе. (Детский сад 2100. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части)

Обучение грамоте (чтение)30 занятий в год – 1 занятие в неделю(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части) Программа составлена на основе Комплек...