Конспект итогового НОД по развитию речи "Путешествие по страницам Азбуки" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Дербердеева Гульнара Хакимовна

Конспект НОД "Путешествие по страницам Азбуки" для детей старшего дошкольного возраста содержит игры и упражнения по развитию речевой коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 89 комбинированного вида»

       

Конспект НОД  по развитию речи

 «Путешествие по страницам Азбуки»

для детей старшего дошкольного возраста

        Провела воспитатель          

                                                                                        Дербердеева Г. Х.

Саранск 2016

Образовательная область: Речевое развитие

Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность

Возрастная группа: подготовительная  группа

Тема: «Путешествие по страницам Азбуки»

Цель: закрепить знания детей о звуке, букве, слове и предложении.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Упражнять в подборе слов на заданный звук, в делении слов на слоги, осуществлять звуковой анализ слова, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.

Развивающие задачи:  Развивать логическое мышление, память, внимание. Упражнять в подборе слов на заданный звук, в делении слов на слоги.

Воспитательные задачи: Формировать навыки самоконтроля, самооценки

Методы и приемы:

Словесный: беседа по теме, выполнение заданий, подведение итога

 Игровой: в гости к Азбуке, загадки, преодоление препятствий с заданиями.

Материалы и оборудование.  Картинки животных и птиц,  3 красные и 3 синие квадраты на каждого ребенка, схемы односложных, двусложных, трехсложных слов  на каждого ребенка, фишки.

Методика проведения НОД:

Воспитатель:

          Что такое зоопарк?

        Это – домик  для зверят,

        Где рычат, визжат, пищат,

        Кувыркаются, лежат

Звери разные и птицы.

 Хотите там побывать?   Чтобы попасть в зоопарк, нужно пройти много испытаний. Во-первых, приобрести билеты – фишки, которые будут выдаваться за правильные ответы на вопросы:

1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений). А предложения? ( Из слов). А слова? (Из звуков)

2. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные).

3. Назовите гласные ( А О У Ы Э И Е Ё Я Ю)

4. Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)

5. Какие буквы не обозначают звуки? ( Ь и Ъ)

6. Сколько букв в русском языке? (33).

7.  Чем интересна буква я? (Я является и буквой, и слогом,  и словом).

8. Какое есть правило для определения количества слогов в слове?

 ( Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

9. Что можете сказать о предложение? (Предложение выражает законченную мысль).

10. Из скольких слов может состоять предложение? ( Из одного и  нескольких слов).

11. Какие бывают предложения? (Простые повествовательные,  вопросительные и восклицательные).

12. Какие правила знаете при написании предложений? (Запись предложения   начинается с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак).

13.  Приведите примеры простых (восклицательных, вопросительных) предложений.

Восп.: - Молодцы! Билеты есть у всех, можно отправляться в путь.

            Воспитатель берет за руку одного ребенка, поднимаются «ворота».

Восп.: - Вот и первое испытание: через ворота сможет пройти только тот, кто назовет животное, птиц, рыбу или насекомое на букву алфавита.

Дети встают «паровозиком»

 А- акула, анаконда

Б – белка, баран, бизон

В - волк, вол

Г- газель, гусь, голубь

         Д- дрозд, дятел, дикобраз

Е- енот, ехидна

Ж – жираф, жаба, жук

З - заяц, зебра, зубр

И - игуана, индюк

К - кулан, кот, кит, кобра, крокодил

Л - лошадь, лемур, лев

М- макака, мартышка, медведь

Н - носорог, налим

О - обезьяна, осел, осетр, орел

П - попугай, петух, пони

Р - рысь, рябчик

С- страус, слон

Т- тигр, тапир

У - улитка, уж

Ф - филин, фламинго

Х- хомяк, хорек

Ц - цапля

Ч - чайка, черепаха

Ш - шакал

Щ - щука, щегол

Э - эму

Ю - юрок

Я - ящерица, як, ягуар

Восп.: - Через ворота все прошли, значит, отправляемся. Самый экологический вид транспорта  – велосипед (объясняется слово «экологический»), предлагаю поехать на нем.        

              Дети ставят стул спинкой вперед, садятся и «крутят педали»

Восп.: - На велосипеды сели, из д/с (дети: уехали)

        - Мы ехали, ехали, по дороге в деревню (заехали).

                             (Дети садятся за столы).

            А в деревне живут: (на доске - слоговая таблица)

                                                            

Ко

ба

ки

Ло

ро

ша

Со

ди

вы

Ли

зы

сы

Кто живет, отгадаете вы. ( Коровы, собаки, козы, лошади, лисы)

Восп.: - Какое слово лишнее? Почему?

        Покажите схему слова корова, лошадь (карточки со схемами на столах у детей)

        Молодцы! Опять на велосипеды сели, дальше (поехали)

        Ехали - ехали, к горке (подъехали),

        С горки  (съехали),  дальше поехали.

         Мы ехали, ехали, к речке (подъехали)

         Мост (переехали), дальше поехали.

      А чтобы веселее было ехать, мы расскажем скороговорки и чистоговорки на сегодняшнюю тему.

                Жаба в лужице сидела,

                Жадно на жука глядела

Жук жужжал, жужжал, жужжал

                И на ужин к ней попал.

                У боярина – бобра нет богатства, нет добра.

                Два бобренка у бобра лучше всякого добра.

                

                Белые бараны били в барабаны.

                Без разбора били, лбы себе разбили.

                Жи  - жи – жи – живут в лесу ежи,

                Жа  – жа - жа – я нашел ежа,

                Жу – жу – жу – молоко даю ежу.

Восп.:- Молодцы! Едем дальше.

 Мы ехали, ехали, к яме подъехали

Яму (объехали), дальше поехали.

- Как называются слова, образованные из одного корня?  (слова – родственники или однокоренные).

Ехали, ехали в зоопарк        (приехали).

Кто живет в зоопарке, вы узнаете, прослушав стихотворение

« Где обедал воробей?»

- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру,
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде,
У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил,
Чуть меня не проглотил

- Назовите животных, птиц, названия которых состоят из одного слога? (Лев, морж, слон).

- Из двух слогов? (Журавль, медведь).  

- Из трех слогов? (Лисица, носорог, крокодил). Назовите ударные слоги в этих словах.

        Работа с  красными и синими кружками - сделать звуковой анализ слов лев, морж

      Составьте предложения со словом слон. (Отмечается самое длинное предложение, определяется количество слов, последовательность,  на доске рисуется схема этого предложения.)

      Молодцы! В зоопарке побывали,  с заданиями справились, теперь в обратную дорогу

        Итоги. -  Мне было очень приятно работать с вами. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания, показали хорошие знания. Что вам больше всего понравилось сегодня? (Ответы детей).

 Я желаю дальнейших успехов и радостных открытий во время путешествия по страницам Азбуки. Пусть Азбука остается вашей любимой книгой!

Литература: 

1. Алябьева Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4- 7 лет. Методическое пособие. – М.: Т. Ц. Сфера,2011. -64с.

2. Николаев А. Как научить ребенка строить предложения. М.: 2012 – 96 с.

3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013 – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста "Человек и его защита"

В этом материале  вы  прочитаете:" Как защищаться от микробов?".Найдете  "Полезные советы". "Это интересно знать!". " Цитаты, изречения". ...

Конспект ОДД по познавательному развитию с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Федоре»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по мотивам сказки К.Чуковского "Федорино горе"...

Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Цветик - семицветик» (с участием родителей)

В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года....

Конспект ООД по познавательному развитию "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста

Це       Цель: расширять  и  уточнить   представления  детей  о  "большой"  и  "малой"  Родине,  ее...

Конспект НОД по познавательному развитию (экономика) "орудия труда" для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:Познакомить детей с понятием «орудия труда».расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, трудовых действий.определять род деятельности человека по орудиям тр...

итоговое занятие на развитие эмоционально - волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста

Занятие 25: «Теперь я знаю, что я чувствую» занятие проводится в конце года, когда все эмоции изучены.Цель занятия – обобщить и закрепить полученные знания об эмоциях и навыки как с ...